http://shot.qip.ru/00Fb15-42yrTZiTV/
сделал дерево армянских L584 по стр маркерам
результат совпадает с индоевропейским вторжением ранекурганных культур с севера 2600-2500 г.г. до нашей эры в в Закавказье
Следует учитывать, что среди опубликованных образцов дДНК ямников не было L584+ образцов. А вот L584- было много. Кроме того, там было несколько образцов Z2106+, а это совсем другая ветвь. Так что, пока археологических данных, подтверждающих такую версию нет.
обозначил границу ямной и Adna ямников по местоположению, там еще территории откуда нужны данные
Манасский могильник несколько отличается от типичных памятников великентской культуры. Прежде всего, над катакомбами здесь насыпались курганы. Несколько своеобразна и керамика с желобчатым геометрическим орнаментом, среди металлических украшений известны формы, не характерные для великентской культуры, в частности очковидные привески. Здесь по мере накопления материалов можно будет выделить еще один вариант культуры бронзового века в Приморском Дагестане.
В предгорьях, к востоку от Буйнакска известны погребальные сооружения в виде массивных каменных гробниц с керамикой, близкой к керамике Манасского могильника.
В гробнице у села Кафыр Кумух захоронение было совершено в деревянной повозке-кибитке, от которой сохранились дуги. Эта группа памятников характеризует уже другой вариант среднебронзовой культуры Дагестана.
На левобережье реки Инчхе-озень у села Утамыш Каякентского района известны чрезвычайно интересные археологические памятники. Это курганный могильник, где захоронения совершались в глубоких грунтовых ямах-срубах, стенки которых обложены бревнами. В одном из таких срубов находилась четырехколесная деревянная повозка с установленным на ней массивным саркофагом, изготовленным из двух половинок толстого ствола дерева, в котором было женское захоронение. В саркофаге найдены женские украшения: бронзовые булавка, браслет, пронизка в виде трубочек, бляхи, бусы из горного хрусталя, пасты, морские раковины, серебряные височные полуспиральные подвески. Утамышские курганы относятся еще к одному неизвестному очагу культуры Предгорного Дагестана эпохи средней бронзы.
Присулакская культура
К северо-востоку от гинчинской на границе степей и гор распространены памятники присулакской культуры. Ее характеризует группа памятников, расположенных в долине среднего Сулака, начиная от Ахатлинского ущелья до района Верхнего Чирюрта. Это ныне затопленные Чиркейским водохранилищем курганные могильники у селения Старый Чиркей, курганные поля у села Миатли.
Однако культура эта была распространена довольно широко в Прикаспийском Дагестане, о чем свидетельствуют находки в курганах в окрестностях Хасавюрта, Манаскента (курган «Ярти-тюбе»). Носители присулакской культуры, судя по тому, что на ее территории неизвестны постоянные поселения, вероятно, вели более подвижный образ жизни, чем их предшественники. Последние, как показывают раскопки в Чирке, оставили свои поселения внезапно. На раннебронзовом Сигитминском поселении найдена керамика со шнуровым орнаментом, характерном для степных культур. В конце раннебронзовой эпохи на этой территории появляется и курганный обряд захоронения, что также характерно для степной зоны.
Очевидно, закат куро-араксской культуры и последовавшие за ним изменения культуры народов Северного Дагестана непосредственно связаны с проникновением северного и степного населения. В результате их взаимодействия с местными жителями сформировалась присулакская культура, в которой органически соединились черты различных по своему происхождению культур.
Население присулакской культуры практиковало захоронение людей в грунтовых ямах, прямоугольных каменных гробницах, сожженных из камней и крупных вертикально поставленных плит, над которыми воздвигались каменные насыпи из окатанных речных валунов, смешанных с землей. Курганы содержали от 1 до 6 погребальных сооружений, которые, как правило, предназначались для одиночных захоронений. Людей хорони в вытянутом или скорченном положении головой преимущественно на юг. Их посыпали охрой. В основании насыпи
некоторых курганов на уровне древней поверхности сооружались кольца из валунов плит. Захоронения сопровождались одним или двумя глиняными сосудами с заупокойной пищей. Женщин хоронили в одежде с украшениями. В мужских захоронениях изредка встречаются предметы вооружения
Для присулакской культуры характерно сочетание типично местной керамики, встречаемой в гинчинской культуре, с керамикой степной культуры, из которой наиболее яркими являются сосуды, украшенные узором из тисненого крученого шнура. Разнообразны формы сосудов. Это кувшины, широкогорлые сосуды с яйцевидным туловом, глубокие чаши, кубки воронковидные, кружки, плошки, круглодонные сосуды, орнаментированные в основном врезными и шнуровыми узорами в виде треугольных фестонов, пояском из вертикальных насечек, валиками с защипами. Имеется здесь и типичная для Северо-Восточного Кавказа керамика с грубо обмазанной поверхностью. Совершенно отсутствуют столь характерные для остальной территории Дагестана сосуды. Из предметов вооружения в присулакской культуре известны бронзовые проушной топор, клинки ножей и кинжалов, каменные навершия булав, выпрямители древок стрел.
Многочисленны и украшения. Это височные подвески, в том числе, пластинчатые, полусферические колпачки, браслеты с незаходящими концами, булавки с плоской и завязанной головками, бусы из раковин каспийский моллюсков, бронзы, сердолика, пасты. Наряду с ними встречаются и подвески в виде обрывков шнура и круглые со шнуровым орнаментом, вероятнее всего, северокавказского, степного происхождения.
Первоначально эта культура сформировалась в Северном Степном Предгорном Дагестане, а позднее проникла на юг в Центральный Приморский Дагестан, в ареал великентской культуры.
Всеравно я докжу,что армянские Z2103>L584 из севера к нам пришли.90% армянских R1b это Z2103 ,а 80% Z2103 это L584