Ведь именно у наших айлинцев, куда входят и мурзалар и тырнакты сохранилась историч. предание "Узак-Тузак последний из бала-башняков(малые печенеги)". Мы это проходили уже в школе в 90-е г. А раньше она была просто под запретом. Там так и говориться до приходя печенегов в Приазовье, "жили они на берегу моря Азау", они какое то время пожили на Урале, когда шли сто стороны Алатау(?). Т.е. историческая память башкирского племени айле где то с сер. 9 века. После того проиграв войну балаусам, которые разрушили крепости и валы печенегов, остатки вернулись обратно на восток, на Урал. А это домонгольская эпоха, сер. XI в. Ну где ещё печенеги могли вобрать в себя гг I1 Z140 ? Только там, Приазовье, где за несколько веков до них владычествовали готы, а точнее восточные готы. Их остатки вошли в состав печенегов, некоторые сохранились в Крыму до 18 века. Степи между Днестром и Доном. На Днепре была их столица Данпарстад. Да и другой айлинский род упейцы G2 тоже говорить на регион Южного берега Азовcкого моря. У другого айлинского рода сызгы то же есть I1. Башкиры-айлинцы большие реки называют не итиль/идель или су/чу, а именно как и печенеги узень. Печенеги Днепр называли Узень.
Я бы не стал обольщаться насчет предания "Узак-Тузак". В Т.1. Башкирское народное творчество указано, что записано в д. Юнусово Мечетлинского района РБ у учителя Р.М. Ахтарова, впоследствии известного башкирского поэта Рашита Ахтари. Предание могло быть составлено самим поэтом. К тому же оно записано у потомков племени Кошсо, которые согласно историческим документам входили в Катайскую, а не Айлинскую тюбу (объединение) Сибирской дороги.
Да нет же там у этого предания есть "продолжение", вернее начало, у кого узнал учитель это предание, деревня Юнусово на границе с дуван-айлинцами и упей-айлинцами. Куда входили эти рода до оброзования катайской тюбы во времена Орды никто не знает. Предания кочуют от одного сказителя к другому, кто его запомнил и кому передал, от учителя к ученику. Так было заведено у башкирских сэцэнов. И самое главное это неопровержимые факты днк-генеологии. Да и что касается племени катай, они в основном родня табынцам, айлинцам и кудейцам, усуни-уйшыны короче.. Эти как их успели первым назвать "Майкыбеевичи". Племя катай, со своим специфическим диалектом(некоторые элементы которого напоминают элементы орхонских тюркских надписей. Вряд ли наши уйшыны, до завоевания древней усуньской земли(Семиречья) киданями(катайцами) приняли самоназвание катай. Кидани захватили Семиречье примерно в 30 г. 12 века. Печенеги(бала-башняки) к тому времени уже давно как 100 лет были на Урале. Ещё через 100 лет монголы победили киданей и найманов и те разбежались кто куда, их монголы ещё потом переселяли, ханы меняли улусы. а это уже 13 век и далее. Это если следовать традиционной версии историков.
Тут одно из двух, то ли большинство этих племен (катайцы, табынцы, кудейцы, и часть айлинцев) местные. И тогда все эти названия племен результат перетусовки Золотоордынскими ханами и правителями Башкирского улуса Золотой Орды. Тогда все эти родословные от Уйшын Майкы бия (Хушин Байку нойона) красивая, но легенда. Заимствованная во времена Золотой Орды и после. Когда тех просто включили в тумен или тысячу Уйшынов, а часть отдали катайцам и т.д. По днк они как бы местные получаются. Но противоречит этому их специфический диалект(катайско-табынский). Он не такой как у Айлинцев. А Айлинский говор это основа восточного(горного) диалекта башкирского языка, но при этом где то половина катайцев и табынцев(восточные) разговаривают на айлинском говоре-диалекте. Ведь они должны же были где то подхватить такой диалект. Дистанционно то они не могли его выучить
Значит были не "местные", но вернулись спустя несколько сот(а может и тысячу) лет. Племена эти были все полукочевые т.е мобильные.
А предание "Узак-Тузак последний малый печенег" сохранилась. И только у нас у башкир, остальные болеют все одной очень заразной болезнью, называется кипчакизм-куманизм. Превратились просто в каких то "КУМАНОИДОВ"
и как мантры продолжают повторять гипотезу того же Кузеева и иже с ними. И поэтому предание меня, и не только меня очень даже обольщает. И многое объясняет. А те наивные чукотские парни которые продолжают молиться на икону "божества" по имени Кузеев, считая что боги не ошибаются, и что он был объективен, а не выполнял заказ советской идеологии, то почему он даже не упомянул об этом эпосе. События там разворачиваются в сер. 11 века. Кстати у кого записали другой эпос "Акман-Токман" расказывающий о борьбе башкир против монголов и Золотой Орде. И как он у них мог оказаться ? ))))