При каком количестве неродственных участников проекта его данные могут считаться адекватными? Мужское население АР составляет около 4 млн. чел. Полагаю, когда в проекте будет не менее 200 неродственных людей, его статистику можно будет проецировать на всю популяцию.
Фаррух, а что можно сказать об айрумах? Y-?
Айрумы(азерб. Ayrımlar) — этнографическая группа азербайджанцев (Y-?), живущая на западе Азербайджана. Говорят на айрумском говоре западной диалектной группы азербайджанского языка.
По одной из версий айрумы представляют собой тюркизированных и исламизированных потомков албанов и части армян, которые изначально приняли христианство, а после раздела Армении в конце VI века оказались в пограничном районе с византийской стороны. По другой версии айрумы — средневековые мигранты из Персии и Анатолии.
Оседлые предки айрумов — древние албанцы — в начале средних веков в процессе христианизации края подпали под сильное влияние армянской церкви и в значительной степени были ассимилированы армянами. Это, по мнению А.Алекперова, подтверждается наличием развалин древних храмов с армянскими надписями, сохранившихся в айрумских горах до наших дней. Однако в V в. Халкедонский церковный собор расколол армян и албанцев на два враждебных лагеря: монофизитов, или халкедонитов, — поборников греческого православия и диофизитов, или антихалкедонитов, — сторонников старой армянской церкви, из которых первые за свою приверженность к Византии получили в просторечии прозвище хай-хором, т.е. «армян-греков».
В Армении халкедониты остались в меньшинстве и вынуждены были впоследствии эмигрировать из страны; в Албании (Кавказской) их оказалось гораздо больше. В последующие века тюркизация и исламизация Азербайджана привели к полному исчезновению здесь христианской религии, к забвению первоначального смысла термина хай-хором, который в усеченной форме айрум сохранился до наших дней как название части аборигенного населения, уже тюркского по языку и мусульманского по религии.
Многие из сельджукских племен под давлением монголов ушли в Малую Азию, а другие остались в Азербайджане. Их этнонимы доныне сохранились в топонимии: например, Айрумы, Шамлы, Бекдилы, Иналлы, Текля, Караманлы, Ахмедлы, Айдынлы, Дюгер и др.
В Казахском районе Азербайджана расположена деревня Кушчу Айрум (азерб. Quşçu Ayrım), в Таузском — деревня Молла Айрым, а в Кельбаджарском — Ашагы Айрым (азерб. Aşağı Ayrım), в Армении село Айрум несущие в названии память о населявших её айрумах.
Айру́м (арм. Այրում) — город на севере марза Тавуш в Армении.
По данным «Кавказского календаря» на 1912 год в селе Айрум Борчалинского уезда Тифлисской губернии проживало 360 человек, в основном азербайджанцев, указанных как «татары».
wikipedia
Под этнонимом «тат» в настоящее время фигурируют несколько этнических групп, которые следует различать: таты-грегориане, таты-мусульмане, таты-иудеи Азербайджана и горские евреи Северного Кавказа. История татов началась в 527 году, когда шах Хосров I Ануширван начал борьбу с религиозными меньшинствами: христианами, маздакидами и иудеями, которые подверглись массовым репрессиям. В 531 году было разрушено еврейское государство Эрец Исраэл на юге Междуречья. Около 300 тысяч не-зороастрийцев были выселены на Кавказ в район между Дербентом и Апшеронским полуостровом к северу от Аракса.
Последние несколько столетий эти земли пустовали. Иудеи (в большинстве своём этнические евреи) были поселены в Дербенте и близлежащих табасаранских землях. Христиане (этнические персы) были поселены на южных склонах Дагестанских гор. Маздакиды (т.ж. этнические персы) заняли Апшерон. Переселённые христиане и маздакиды говорили на западном варианте персидского языка, евреи говорили на том же диалекте, но со значительными еврейскими элементами. Южнее Аракса жили атропатенцы (предки талышей).
Таты-мусульмане (ТМ).
До 9 в. н.э. население юго-западного побережья Каспийского моря было известно как «лбины» (лпинк, чилб, сильвы, лупении) – по армянским источникам и как «парсы» – по персидским. В ходу также был собирательный термин «тат», которым тюркские народы называли персов. Иудеев, в отличие от мусульман, ещё называли «джухур» (от араб. “гяур” – иноверец). В 9 в. н.э. с образованием государства Ширваншахов этноним «лбины» был вытеснен новым термином – «ширванцы». Главенствующую роль в Ширване играли бывшие маздакиды, принявшие ислам шиитского толка.
Потомки персов-христиан и евреев жили автономно. Во время владычества турков-сельджуков, ТМ установили с ними дружественные отношения. В результате длительного совместного проживания татов-мусульман и сельджуков, у них возникло много общих черт в культуре и быту – вместе они (плюс некоторая часть талышей) и составили этнооснову азербайджанского этноса. Среди ТМ сельджукский язык получил столь широкое распространение, что произвело изменения в этническом сознании – многие отказались от татского языка и стали называть себя впоследствии «азербайджанцами».
Однако небольшая часть ТМ сохранила свой язык и самосознание. В 19 веке во время завоевания Россией города Баку и окрестностей, всё его население (8 тыс. человек) составляли таты-мусульмане. В настоящее время по Азербайджану насчитывается около 12 тысяч носителей татского языка (южные диалекты, включая диалекты татов-христиан). Большинство проживает на Апшероне, в Исмаиллинском, Дивичинском и Кубинском (совместно с татами-иудеями Азербайджана) районах. Однако среди оставшихся ТМ нет единого этнического сознания: ТМ Исмаиллинского района называют себя «лохуджами», ТМ Апшеронского п-ова – «парсами».
Поселённые у подножия гор христиане из Ирана быстро установили связи с другими единоверцами Закавказья: грузинами, удинцами (потомками кавказских албанцев) и, особенно, армянами. Единого самосознания у ТХ, как и у ТМ, не наблюдалось: жители каждого поселения имели свой этноним. Однако окружающие народы не отличали их от других ираноязычных народов. Разговорными для них являлись два диалекта татского языка: килварский и матрасский, которые они называли «фарси» или «парсерен». В 20 веке таты-христиане арменизировались, перешли на армянский язык и стали называть себя «армянами». До армяно-азербайджанского конфликта проживали в селениях Матраса, Хачмас и Килвар в центре и на с.з. Азербайджана. В настоящее время живут в России и Армении (селения Новая Матраса и Дпреван). Численность доподлинно неизвестна (постепенно ассимилируются армянами).
Сразу после переселения евреи быстро установили контакты с местным населением и Хазарским каганатом. За первые сто лет евреи проникли с побережья Каспия во внутренние районы Кавказа: Карачай, Балкарию, Чечню. Они жили отдельными общинами, но охотно принимали в свои ряды горцев, переходящих в иудаизм. Обращение некоторых горских племён в иудаизм обусловило возможность смешанных браков между евреями и горцами, что сказалось на антропологическом облике иудеев Северного Кавказа. Во время Кавказской войны многие иудеи были насильно обращены в ислам.
Процесс смешения и смены религии не затронул этническое самосознание татов-иудеев Северного Кавказа, которые по-прежнему считают себя частью еврейского народа, называя себя «горскими евреями», а некоторые даже поддерживают связи с Израилем. Впервые термин «горские евреи» был применён в отношении татов-иудеев Северного Кавказа в 19 в., но среди кавказских народов распространения не получил, поэтому ТИ известны среди своих соседей, как «джут, джухур, джухуд, тат, татуаджикли чуут, бик, даг-чуфурт, ибирли татуаджикли». Совокупная численность татов-иудеев и горских евреев около 20 тыс. человек, однако, их количество постоянно снижается ввиду миграции и ассимиляции.
http://misharlar.ru/azerb1.html