АвторТема: Этногенез европейских евреев  (Прочитано 10861 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ШадАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6274
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1149/-4
  • Ex oriente lux
  • Y-ДНК: Q-Y2750
  • мтДНК: J1c2z
Этногенез европейских евреев
« : 14 Август 2012, 20:36:33 »
Очередная работа на тему происхождения европейского еврейства спрвоцировала бурные обсуждения в сети.
Автор исследования задался целью на основании данных ДНК (Y, мито и аутосом) проверить две основные гипотезы происхождения ашеназов: рейнскую и хазарскую.

arXiv:1208.1092v1 [q-bio.PE]

The Missing Link of Jewish European Ancestry: Contrasting the Rhineland and the Khazarian Hypotheses

Eran Elhaik

The question of Jewish ancestry has been the subject of controversy for over two centuries and has yet to be resolved. The "Rhineland Hypothesis" proposes that Eastern European Jews emerged from a small group of German Jews who migrated eastward and expanded rapidly. Alternatively, the "Khazarian Hypothesis" suggests that Eastern European descended from Judean tribes who joined the Khazars, an amalgam of Turkic clans that settled the Caucasus in the early centuries CE and converted to Judaism in the 8th century. The Judaized Empire was continuously reinforced with Mesopotamian and Greco-Roman Jews until the 13th century. Following the collapse of their empire, the Judeo-Khazars fled to Eastern Europe. The rise of European Jewry is therefore explained by the contribution of the Judeo-Khazars. Thus far, however, their contribution has been estimated only empirically; the absence of genome-wide data from Caucasus populations precluded testing the Khazarian Hypothesis. Recent sequencing of modern Caucasus populations prompted us to revisit the Khazarian Hypothesis and compare it with the Rhineland Hypothesis. We applied a wide range of population genetic analyses - including principal component, biogeographical origin, admixture, identity by descent, allele sharing distance, and uniparental analyses - to compare these two hypotheses. Our findings support the Khazarian Hypothesis and portray the European Jewish genome as a mosaic of Caucasus, European, and Semitic ancestries, thereby consolidating previous contradictory reports of Jewish ancestry.

Скачать можно по ссылке.
Мнение Диенека по обсуждаемому вопросу:
Origins of North African and Central/East European Jews.

Оффлайн Михаил Ночевной

  • Сообщений: 2153
  • Страна: ru
  • Рейтинг +171/-12
  • Y-ДНК: G2a2 (L1264+)
  • мтДНК: U5a1
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #1 : 14 Август 2012, 20:57:11 »
Любопытное обсуждение. Верно замечено что эта тема политически нагружена, хазарскую теорию выгоднее израильтянам прикрыть, но при этом как тогда объянить R1a and Q1b ?! :)

Оффлайн ШадАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6274
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1149/-4
  • Ex oriente lux
  • Y-ДНК: Q-Y2750
  • мтДНК: J1c2z
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #2 : 14 Август 2012, 22:46:31 »
fastIBD analysis of several Jewish and non-Jewish groups от Диенека.


Цитировать
Sephardic Jews are very diverse compared to Ashkenazi Jews. A similar finding was reported in the recent Graham and Coop paper in which Germans shared more IBD with Poles on average than with each other.

The best way to think about this is by drawing a trapezoid like this:

http://en.wikipedia.org/wiki/File:Trapezoid.svg

if AB is much longer than CD, and h is small, then random points in AB are usually further apart than they are to CD.

So, populations with reduced genetic diversity (such as Balto-Slavs, a very recent population expansion, or AJ, a quite recent population isolate) tend to IBD share a lot.

И, в заключение, любопытная табличка, где расстояние между различными еврейскими и не-еврейскими популяциями выведено в сантиморганах (сМ).

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 260
  • Страна: us
  • Рейтинг +16/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #3 : 17 Август 2012, 08:13:07 »
Общая составляющая ашкеназов и сефардов должна иметь анатолийское происхождение. Как-то можно проверить?

Оффлайн ШадАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6274
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1149/-4
  • Ex oriente lux
  • Y-ДНК: Q-Y2750
  • мтДНК: J1c2z
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #4 : 17 Август 2012, 22:57:30 »
Общая составляющая ашкеназов и сефардов должна иметь анатолийское происхождение. Как-то можно проверить?

В вышеуказанной работе делается попытка определить происхождение центральноевропейских и восточноевропейских евреев.
См. стр. 8 (описание метода)
Цитировать
Estimating the biogeographical origins of population. To decrease the bias caused by multiple
populations of uneven size (Patterson, Price, and Reich 2006; McVean 2009), we used the dual-
PCA framework of three outgroup populations and two populations of interest: a population of
known geographical origin during the relevant time period shown to cluster with the population
of interest and the population in question. The first four populations were used as a training set
for the population in question. PCA calculations were carried out as described above. The
rotation angle of PC1-PC2 coordinates was calculated as described by Novembre et al. (2008).
Briefly, in each figure the PC axes were rotated to find the angle that maximizes the summed
correlation of the median PC1 and PC2 values of the training populations with the latitude and
longitude of their countries. Latitudinal and longitudinal data were obtained from the literature or
by the country’s center. Geodesic distances were calculated in kilometers using the Matlab
function “distance.”

В итоге на стр. 28 приводится карта где их родина как раз приходится на Центральную Анатолию.

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 260
  • Страна: us
  • Рейтинг +16/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #5 : 19 Август 2012, 01:31:04 »
К сожалению ничего не понимаю в картинках и графиках - не для средних умов видимо. Но если общая составляющая сефардов и ашкеназов из Анатолии, то я прав получается. Хотя бы в том, что византийские евреи массово переселились в Хазарию, как о том и написано в Кембриджском документе. Помнится, спор в основном шел о том, были ли это евреи из Палестины, которая в то время входила в состав Византии или евреи из центральных частей Малой Азии. На счет сефардов, которые тоже оказывается родом из Анатолии, смутно вспоминается легенда о переселении малоазийцев на Иберийский полуостров связанная с зайцами, кажется.

Оффлайн ШадАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6274
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1149/-4
  • Ex oriente lux
  • Y-ДНК: Q-Y2750
  • мтДНК: J1c2z
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #6 : 19 Август 2012, 10:41:34 »
К сожалению ничего не понимаю в картинках и графиках - не для средних умов видимо. Но если общая составляющая сефардов и ашкеназов из Анатолии, то я прав получается. Хотя бы в том, что византийские евреи массово переселились в Хазарию, как о том и написано в Кембриджском документе. Помнится, спор в основном шел о том, были ли это евреи из Палестины, которая в то время входила в состав Византии или евреи из центральных частей Малой Азии. На счет сефардов, которые тоже оказывается родом из Анатолии, смутно вспоминается легенда о переселении малоазийцев на Иберийский полуостров связанная с зайцами, кажется.

Еврейские общины в Римской империи были везде - от исторических Иудеи и Израиля, Малой Азии и Египта до Северной Африки и Иберийского полуострова. Даже в Крыму и то были. Только вот вопрос о соотношении в этих общинах евреев из собственно Иудеи/Израиля и прозелитов более чем открытый. В те годы иудаизм привествовал прозелитизм и на фоне кризиса традиционной римской религии (дошедшей дп абсурда в попытке абсорбировать все более-менее значимые культы покоренных народов) иудаизм своей внутренней логикой привлекал многих римских граждан.
Поэтому, возможно, часть современных евреев имеет греко-римские корни, уходящие временами в период единой Римской империи, т.е. ещё в довизантийский период.
Хотя анализ, проведенный автором работы этой взаимосвязи не выявил:
Цитировать
Also, this analysis rejects the Greco-Roman hypothesis (whereby European Jews underwent admixture in Greco-Roman times when they were part of the Hellenistic and Roman Empires), but does not really include any Greco-Roman populations (for example, from Greece and Italy).
С малоазиатскими корнями сефардов еще более запутанно. После изгнания из Испании много сефардов осели на территории Османской империи

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 260
  • Страна: us
  • Рейтинг +16/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #7 : 26 Август 2012, 08:17:10 »
Сефарды из Османской империи продвинулись далеко на север и в местах соприкосновения с европейскими евреями перешли на идиш и стали ашкеназами. На вскидку помню только одну фамилию: Раппопорт. Но их несомненно больше.

Кстати, литовские евреи (литваки) - не ашкеназского и не сефардского нусаха.

Я раньше тоже придерживался мнения, что иудаизму был присущ беспорядочный прозелетизм. Сегодня я уже как минимум сомневаюсь в этом. В Танахе перечислены все случаи когда инородцы примыкали к еврейскому народу и становились его частью. Это и египтяне и ивусеи и хетты. Уже в более позднее время это было целое племя на территории иудеи, после возвращения евреев из Вавилона. Кстати, если почитать внимательно Танах, то возвращение шло из Месопотамии и из Малой Азии. Танах не обьясняет, почему в Анатолии оказались не выселенные евреи. Однако факт, что "чистокровных" левитов и иудеев для охраны стройки набирали в Малой Азии.

Кстати, мароканская еврейская община имеет две составляющие: конкретно "мароканцы" и сефарды-мароканцы. Они не смешиваются. По крайней мере в самой мароканской общине есть разделение по этому признаку.

То, что в Римской империи жило много евреев это понятно. В Египте был миллион евреев - на много больше чем в самой Палестине.

Оффлайн ШадАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6274
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1149/-4
  • Ex oriente lux
  • Y-ДНК: Q-Y2750
  • мтДНК: J1c2z
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #8 : 26 Август 2012, 20:55:36 »
Сефарды из Османской империи продвинулись далеко на север и в местах соприкосновения с европейскими евреями перешли на идиш и стали ашкеназами. На вскидку помню только одну фамилию: Раппопорт. Но их несомненно больше.
С этим спорить не буду. Я только отмечал, что некоторые сефардские общины достаточно долго сохраняли свою обособленность в ашкеназском окружении.

Цитировать
Кстати, литовские евреи (литваки) - не ашкеназского и не сефардского нусаха.
А можно ли пояснить? Я, к сожалению, мало знаком с этим вопросом. Знаю только, что обрядность у хасидов отличается. Но не все литваки хасиды, да и вообще хасидизм возник в 17 веке. А какой нусах они использовали в дохасидский период?
Вот что нашел в Википедии:
Цитировать
По большей части хасиды придерживаются нусаха (молитвенный стиль) «Сфарад» (не путать с нусах сефардов), который отличается от ашкеназского нусаха, изменениями, которые основываются на учении каббалиста XVII века рабби Ицхака Лурия (Аризаль). Некоторые из хасидов (в основном — любавичские хасиды) используют нусах, называемый нусах Ари. Как и все ортодоксальные евреи, хасиды молятся на иврите (немногочисленные вставки — на арамейском языке), подавляющее большинство придерживаются одной из разновидностей ашкеназийского произношения. Во многих хасидских группах принято проводить обучение на идише.

Цитировать
Я раньше тоже придерживался мнения, что иудаизму был присущ беспорядочный прозелетизм. Сегодня я уже как минимум сомневаюсь в этом. В Танахе перечислены все случаи когда инородцы примыкали к еврейскому народу и становились его частью. Это и египтяне и ивусеи и хетты. Уже в более позднее время это было целое племя на территории иудеи, после возвращения евреев из Вавилона. Кстати, если почитать внимательно Танах, то возвращение шло из Месопотамии и из Малой Азии. Танах не обьясняет, почему в Анатолии оказались не выселенные евреи. Однако факт, что "чистокровных" левитов и иудеев для охраны стройки набирали в Малой Азии.
А действительно - все ли случаи? Танах имеет своих хронологические пределы. Что-то могло происходить в более поздние исторические периоды. И отсутствия упоминания об этом в Танахе ещё не приводит к выводу о том, что этого не могло быть.

Цитировать
Кстати, мароканская еврейская община имеет две составляющие: конкретно "мароканцы" и сефарды-мароканцы. Они не смешиваются. По крайней мере в самой мароканской общине есть разделение по этому признаку.
Имеется ввиду между марокканскими евреями, жившими в Северной Африки со времен Рима и более поздними беженцами из Испании?

Цитировать
То, что в Римской империи жило много евреев это понятно. В Египте был миллион евреев - на много больше чем в самой Палестине.
Это были евреи с конфессиональной точки зрения или же прямые потомки тех, кто жил в Израиле и Иудее?
В свое время мне попадалась интересная информация о евреях Крыма, времен Римской империи. Развалины античного храма в Херсонесе Таврическом оказались развалинами синагоги. Все надписи были на древнегреческом... Это, конечно, ничего не доказывает. Но всё же...
« Последнее редактирование: 26 Август 2012, 21:03:07 от Шад »

Оффлайн kapustin

  • Сообщений: 172
  • Рейтинг +18/-0
  • Y-ДНК: E1b1b1b2a1a4
  • мтДНК: V7b
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #9 : 27 Август 2012, 09:27:47 »
Кстати, Раппопорт - как раз ашкеназская фамилия - выходцы из итальянской Вероны (один из вариантов первого слога фамилии - Раппа - ворон), а до этого жили в Кельне (Германия).

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 260
  • Страна: us
  • Рейтинг +16/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #10 : 16 Сентябрь 2012, 08:18:52 »
Кстати, Раппопорт - как раз ашкеназская фамилия - выходцы из итальянской Вероны (один из вариантов первого слога фамилии - Раппа - ворон), а до этого жили в Кельне (Германия).

"Жили в Кельне" - не равняется "были ашкеназами". Кем, к примеру были евреи изгнанные из Англии? Кем были французские евреи? Насчет Раппопорта думаю вы ошибаетесь - еврейские источники единогласно относят эту фамилию к сефардам.

Оффлайн mouglley

  • ...
  • Сообщений: 7904
  • Страна: hr
  • Рейтинг +433/-7
  • Я знаю, что познаю всё.
    • Записки Маугли
  • Y-ДНК: N1c1-L1025
  • мтДНК: J1c3
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #11 : 16 Сентябрь 2012, 08:26:41 »
Да, это фамилия коганов из бывшей столицы Португалии - города Порту.
То есть, сефарды.

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 260
  • Страна: us
  • Рейтинг +16/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #12 : 16 Сентябрь 2012, 08:55:20 »
А можно ли пояснить? Я, к сожалению, мало знаком с этим вопросом. Знаю только, что обрядность у хасидов отличается. Но не все литваки хасиды, да и вообще хасидизм возник в 17 веке. А какой нусах они использовали в дохасидский период?

К сожалению этот вопрос я знаю не больше вас, а возможно еще меньше.

Цитировать
  Танах имеет свои хронологические пределы. Что-то могло происходить в более поздние исторические периоды. И отсутствия упоминания об этом в Танахе ещё не приводит к выводу о том, что этого не могло быть.

Действительно. Книги, которые вошли в Танах не охватывают интересные период Великого Переселения Народов. Но, как я уже привел одну странность в отношении пророчества Яакова, есть еще странность и впечатление всеобщего хаоса в некоторых местах. Не помню точно, но это те места, где говорится о Гоге и Магоге, о царствах Ашкеназских и т.д. Там практически пророчества на пророчествах и надежда. Я думаю, учитывая эти нюансы, не мешало бы пересмотреть официальную библейскую хронологию. Более поздние книги были написаны в более близкое нам время. Есть книги, которые не вошли в Танах и стали частью Мишны. В них есть много информации, которая дополняет Танах.

Цитировать
Имеется ввиду между марокканскими евреями, жившими в Северной Африки со времен Рима и более поздними беженцами из Испании?

Совершенно верно.

Цитировать
В свое время мне попадалась интересная информация о евреях Крыма, времен Римской империи. Развалины античного храма в Херсонесе Таврическом оказались развалинами синагоги. Все надписи были на древнегреческом... Это, конечно, ничего не доказывает. Но всё же...

Давайте добавим сюда записи славянского еврея, который сокрушался, что не знает иврита, а только ханаанской (то есть славянский). Интересно, на каком языке он и его сородичи молились? Писали письма? Думаю, что  на том языке, на котором говорили. Другой пример: древнейший памятник французского языка, зафиксированного на письме относится  Еврейской Энциклопедией к первому письменному памятнику еврейско-французского языка. "Еврейскости" в том документе несколько слов из иврита. Поэтому французы и не согласны, что был такой язык как "еврейско-французский". Учтите еще, что не только современный иврит - искуственный язык, но и средневековый иврит - это плод искуственного развития древнего иврита средневековыми испанскими богословами. Именно искусственное развитие изменило древний иврит до неузнаваемости в средневековом иврите. Там поменялось практически все. Если древний иврит - довольно примитивный язык в силу своей древности, то средневековый иврит - это образец абстракционизма в лингвистике.

Поэтому вопрос, на каком языке говорили средневековые евреи (или должны были говорить) не корректен. Евреи должны были говорить на языке сельской местности где они жили или на языке господствующего класса.

В случае с ашкеназами мы видим, что в идише присутствует огромное количество арамейской лексики и на таком уровне, что невольно веришь Кембриджскому документу, где говорится, о том, что евреи из Византии (уверен что это Восточная Анатолия - Каппадокия, где согласно Страбону жили сирийцы, которые, как мы знаем говорили на родном им арамейском языке) и хазары стали одним народом.


Оффлайн Wladzislaw

  • Сообщений: 423
  • Страна: 00
  • Рейтинг +67/-5
    • Собрание Белорусской Шляхты
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #13 : 16 Сентябрь 2012, 14:09:23 »
Поль Вэкслер
Што могуць ідыш, сучасны іўрыт, эсперанта, а таксама сербалужычане, палешукі і хазары сказаць пра паходжанне габрэяў-ашкеназі?

http://arche.bymedia.net/3-2000/veks300.html

Оффлайн ШадАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6274
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1149/-4
  • Ex oriente lux
  • Y-ДНК: Q-Y2750
  • мтДНК: J1c2z
Re: Этногенез европейских евреев
« Ответ #14 : 16 Сентябрь 2012, 14:30:23 »
Давайте добавим сюда записи славянского еврея, который сокрушался, что не знает иврита, а только ханаанской (то есть славянский). Интересно, на каком языке он и его сородичи молились? Писали письма? Думаю, что  на том языке, на котором говорили.

Вы имеете ввиду "Киевское письмо"?

Также просьба уточнить по письменному документому на старофранцузском (не нашел по нему данных). Он имеет какое-то отношение к Септимании (а конкретно к Нарбонне)?
НАРБОНН (в еврейской традиции также Нарбона), город на юге Франции, в департаменте Од, в 8 км от побережья Средиземного моря. С Нарбонном, принадлежавшим с начала 5 в. вестготской Испании, связаны самые ранние (около 471 г.) письменные свидетельства о евреях на территории современной Франции. Евреи поддерживали хорошие отношения со своими соседями-христианами. Они вели обширную торговлю (в том числе с Сирией и Турцией). Однако в 589 г. церковный собор (см. Соборы церковные) в Нарбонне запретил евреям громко петь псалмы даже на похоронах. Репрессии вестготского короля Вамбы (672–680) толкнули евреев Нарбонна на участие в феодальном восстании против него, и после победы Вамбы они были временно изгнаны из Нарбонна.

Надпись по-латыни на надгробии трех членов еврейской семьи из Нарбонна (688–689) — самая ранняя из известных ныне еврейских надписей во Франции. Сверху над ней изображена менора и есть фраза на иврите «Шалом ал Исраэль» (`Мир Израилю`). О евреях Нарбонна в период арабского владычества (720–759) нет сведений. В дополнении к сочинению Аврахама Ибн Дауда «Сефер ха-каббала» («Книга преемственности») сообщается предание о том, что багдадский халиф Харун ар-Рашид по просьбе Карла Великого послал в Нарбонн ученого еврея рабби Махира, который основал там иешиву, а также был назначен правителем евреев и получил титул «царя иудеев», в чем выразилась особая милость по отношению к евреям Нарбонна за помощь, оказанную ими франкскому королю Пипину Короткому в изгнании арабов в 759 г. В действительности известно лишь, что в 11–12 вв. во главе еврейской общины Нарбонна стояли потомки некоего рабби Махира (возможно, брата Гершома бен Иехуды Меор ха-Гола), носившие титул наси (буквально `князь`). В 9 в. евреи пользовались в Нарбонне широкими правами даже в качестве феодалов: владели собственностью, свободной от ленной повинности, они могли нанимать христиан для работы на своих виноградниках, мельницах и полях, что вызывало недовольство духовенства. Однако и Людовик Сварливый в 839 г. подтвердил эти права, которыми евреи Нарбонна пользовались в течение всего существования династии Каролингов, несмотря на отдельные попытки Карла III Простого (898–923) лишить евреев их поместий несколькими запретами, вскорости отмененными.
С 10 в. Нарбонн принадлежал местным виконтам, однако вскоре часть города перешла во владение архиепископа Нарбонна. В период войн 1134–43 гг. между виконтессой Нарбонна и графом Тулузы многие евреи переселились в другие города Франции (большей частью в области Анжу и Пуату). В 1143 г. в Нарбонне проживало около двух тысяч евреев. В 1163 г. виконт и архиепископ Нарбонна защитили евреев от вступивших в южную Францию испанских крестоносцев (см. Крестовые походы). Биньямин из Туделы  сообщает о проживании в начале 1160-х гг. в Нарбонне трехсот евреев (вероятно, глав семейств). В период крестовых походов против «еретиков»-альбигойцев (1209–29) евреи были обвинены в зарождении этой ереси. Нарбоннский церковный собор потребовал принятия репрессивных мер против евреев, однако власти Нарбонна не применили репрессии. В 1236 г. власти остановили еврейский погром, подвергнув суровым наказаниям его главарей (в память об этом община Нарбонна установила праздник; см. Пурим местный, или особый). В 1246 г. виконт Амори I открыто осудил антиеврейскую политику короля Франции Людовика IX и продолжал покровительствовать евреям Нарбонна. Основными занятиями евреев города были торговля, сельское хозяйство, виноделие, добыча соли; евреи владели водяными мельницами, были врачами, маклерами, государственными служащими (в основном сборщиками налогов).

В 1276 г. город был четко поделен между архиепископом и виконтом. Теперь евреи относились к юрисдикции того из двух сеньоров, на территории которого проживали. Вследствие этого раздела в Нарбонне, вплоть до изгнания евреев, существовали два еврейских квартала (там, однако, жили и многие христиане): Бельвез возле Еврейской горы (кладбище Мон жюдаик), где проживали «архиепископские» евреи, и квартал во владениях виконта, носивший название Большие еврейские кварталы (Гранд жюивери). В 1284 г. евреи обеих категорий получили особые привилегии. Еврейские кварталы управлялись избиравшимися из среды евреев консулами. Начиная с 1218 г. виконт не имел права взимать с евреев каких-либо налогов. В 1278 г., во время обсуждения вопроса о благоустройстве улиц в Нарбонне, еврейские консулы фигурируют как члены городской полиции.

Нарбонн был одним из важнейших центров еврейской учености в средневековой Франции. Здесь жили: экзегет и глава иешивы Моше ха-Даршан (первая половина 11 в.); известный талмудист Моше бен Иосеф бен Мерван ха-Леви (12 в.); автор комментариев к Талмуду Аврахам бен Ицхак из Нарбонна (вторая половина 12 в.), тесть Аврахама бен Давида из Поскьера, также родившегося в Нарбонне; Иосиф Кимхи и его сыновья Моше и Давид (см. Кимхи, семья); Моше бен Иехошуа Нарбони (мэтр Видаль, конец 13 в.), автор комментариев к «Море невухим» («Наставник колеблющихся») Маймонида; известный провансальский талмудист Меир бен Шим‘он ха-Ме‘или (первая половина 13 в.), автор книги «Милхемет мицва» («Священная война», 1245), и другие. Многие раввины Нарбонна носили древний, но изменивший значение титул гаон.

Архиепископы Нарбонна неоднократно затевали тяжбы с виконтами за право «покровительствовать» евреям ради собираемых с них налогов. С конца 13 в. они объединились в борьбе против попыток королей Франции лишить их этого права. Однако в 1306 г., когда евреи были изгнаны из Франции, ни виконты, ни архиепископы Нарбонна не заступились за них. После изгнания евреи Нарбонна переселились в область Руссильон (тогда — в составе королевства Мальорка) и в Каталонию. В 1315 г., а затем в 1359 г. немногие евреи вернулись в Нарбонн. Численность евреев в Нарбонне была с тех пор невелика. В начале 18 в. еврейским купцам из Авиньона было разрешено торговать в Нарбонне. В конце 18 в. несколько евреев вновь поселились в Нарбонне, но это не привело к созданию общины. Накануне Второй мировой войны в Нарбонне почти не было евреев — ситуация, сохранившаяся и в наши дни.

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.


Rambler's Top100