АвторТема: Магометанские метрические книги  (Прочитано 42906 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #30 : 05 Сентябрь 2014, 09:58:34 »
Политика российских властей по отношению к нехристианскому населению и новокрещенам в XVI начале XX вв

Здесь мы представили диссертацию Байдаковой Натальи Николаевны «Политика российских властей по отношению к нехристианскому населению и новокрещенам в XVI начале XX вв»...http://www.bastanovo.ru/2012/04/diss/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #31 : 10 Сентябрь 2014, 14:38:49 »
C чего все началось

Фактическая генеалогия рода
часто отличается от семейных легенд и преданий…

Наши исследования начались с поиска материалов для написания книги о расположенном в Мещере древнем татарском селе Бастаново авторами Девликамовым Анваром Аминовичем и Абдиевым Александром Шовкатовичем к 500-летию его образования.

Первые упоминания этого населенного пункта в официальных документах  появляются в начале XVI века. Татарское население села в грамотах, относящихся к XVII веку, именуется шацкими, а иногда цненскими служилыми татарами и мурзами. Основное занятие жителей — несение сторожевой службы по городу Шацку и вдоль засечных линий, сопровождение посольств. В связи с военными реформами и указами  Петра I, а также отказом от принятия христианства, жители села были причислены к сословию государственных крестьян. В документах, относящихся к сельцу Бастаново Поляковско-Майданской волости Елатомского уезда Тамбовской губернии, наиболее часто упоминаются фамилии таких татарских родов, как: Девликамовы, Тынчеровы, Клевлеевы (Клеблеевы), Канеевы (Каниевы, Конеевы), Барамыковы, Енгалычевы, Симашевы (Симошевы), Енилеевы, Чекаевы, Сименеевы, Тахтагановы, Котлобулатовы. Реже встречаются: Сутушевы, Кутуевы, Васильевы, Бекесовы.

В процессе подготовки материалов, для вышеупомянутой книги, в Государственных Архивах Российской Федерации, Республики Башкортостан, Казахстана и Узбекистана, нами были найдены и обработаны: ревизские сказки села Бастаново за 1722, 1745, 1763, 1816 и 1834 годы; метрические книги первой и второй мечетей села из Оренбургского Магометанского Духовного Собрания с 1832 по 1902 годы, частично; отказные грамоты, датированные началом XVIII века; ландратская перепись 1717 года и многие другие документы, имеющие отношение к этому населенному пункту. Их изучение и систематизация позволили задуматься о составлении и построении генеалогических древ основных татарских  родов села.

Обработка ревизских сказок и метрических книг мечетей села ведется мною совместно с авторами книги с 2007 года. В процессе работы над ревизиями нам приходилось сталкиваться с необходимостью читать текст, написанный древнерусской скорописью — одним из древнерусских почерков, появившихся на Руси в XIV в. В то время переписчики, что называется «на слух», фиксировали старинные тюркские имена наших предков. Сложность заключалась в расшифровке некоторых имен. Вот примеры написания некоторых женских имен: Чупарбехи – Жафарбика, Зилка – Зулейха, Хасни Зямаль – Хаснижамал, Хабиб Зямиля – Хабибжамал, Аньша – Айша. Подобные трансформации не обошли стороной и мужские имена, например: Багильди — Бойкелди, Пяткулла — Фатхулла, Тифятулла — Тухфатулла, Иосип — Юсуф, Сюней – Сиявуш, Ишпиндияр – Асфандияр, Шан — Шабан.

Фамилии жителей села нам встретились только в ревизской сказке 1722 года, во всех последующих же ревизиях фамилии жителей не указывались. Таким образом, для того, чтобы узнать фамилию персоны и принадлежность ее к определенному роду, мы, как мозаику собирали и увязывали поколения — из года в год, из века в век, от первой сказки 1722 года до последних метрических книг мечетей села к 1902 году, протягивая историю жизни семей. Занятие это было довольно увлекательное. По пути исследования жизни каждого жителя села, мы узнавали о времени и месте его рождения; его родителях; браке или разводе, о повторных браках. О рождении  и смерти его детей и родителей; иногда переездах из одного села в другое. И так до самой  смерти персоны и того, что послужило ее причиной. Перед нашими глазами на бумаге выстраивались жизни целых поколений.

Отсутствие в нашем распоряжении ревизий, проводимых позднее 1834 года, также осложняло ситуацию, и заводило в тупик наши исследования. Мы использовали,  насколько возможно, метрические книги первой и второй мечетей села Бастаново, а иногда и близлежащих деревень Тамбовской губернии, но и тут мы сталкивались с неточностями при регистрации рождений, браков, разводов и смертей жителей. Например, при сопоставлении возрастов, указанных в метрических книгах с возрастами, указанными в ревизских сказках — совпадали имя, фамилия и состав семьи персоны, но разница в возрасте этой персоны или же годе ее рождения, составляла порой от 2-х до 7-ми лет. В  метрических книгах до 1880-х годов фамилии регистрируемых лиц практически не указывались, и приходилось выискивать связь через возраст, имя и отчество. Еще одна сложность заключалась в том, что в самых ранних метрических книгах не записывались отчества, тут мы встречали только бесфамильные имена.

Позднее, об ошибках в записях метрических книг нами были найдены два дела в Фонде Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, хранящемся в Центральном Государственном Архиве Республики Башкортостан, в Уфе; которые подтвердили наши предположения. И в наши дни жители села рассказывают о том, что при смерти некоторых старейшин села, рожденных до революции 1917 года, их дату рождения не могли найти и соответственно, подтвердить возраст, а иногда даже родство через метрические книги мечетей села, для получения свидетельства о смерти человека.

Магометанские метрические книги мечетей татарских сел написаны старой татарской письменностью «иске имля» — это татарский алфавит, на основе арабской графики, использовавшийся до 1920 года. Данный алфавит начал применяться предками нашего народа с принятием Ислама.

Магометанские метрические книги, также как и ревизские сказки, требуют к себе особого подхода и внимания, т.к. почерк писцов, делавших записи, оставлял желать лучшего. Возможно, что при переписи экземпляров копий метрических книг с оригиналов, которые велись в мечетях татарских сел ежегодно, с января по декабрь,  теперь уже сами татары допускали ошибки. Некоторые имена в метриках вовсе отсутствовали. Также, найдя жениха и невесту в разделе «о бракосочетавшихся», в котором указывался их возраст, мы не могли найти их в разделе «о рождениях», где они фактически должны были быть записаны при наречении имени. Находили же мы их годом-двумя ранее, либо позднее. Чернила в некоторых копиях метрических книг выцвели, некоторые части их – утрачены; но встречаются и отличные копии, сделанные каллиграфическим почерком.

Тем не менее, несмотря на все вышеупомянутые сложности, по основным татарским родам села Бастаново нам удалось воссоздать подлинные генеалогические древа, уходящие корнями в начало XVII века.

источник: http://www.bastanovo.ru

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #32 : 10 Сентябрь 2014, 21:54:13 »
Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры

Кочевых С.В.

22 года уже прошло с появления первого в отечественной литературе практического пособия по составлению родословных (А.Н.Онучин, 1992), а важность изучения этой темы по-прежнему нет надобности доказывать.

Предлагаемое методическое пособие, написанное санкт-петербургским генеалогом Сергеем Владимировичем Кочевых, является новым словом в подобного рода литературе, столь ожидаемым читателями. Вобрав в себя все многое из того, что было написано по этой теме до сих пор, оно является результатом многолетнего опыта генеалогических исследований и преподавания основ генеалогических знаний самым различным группам слушателей.

В компактном объеме этой брошюры просто и ясно излагается методика изучения родословия, основные понятия генеалогии, доступно рассказывается о том, где и как можно найти самые различные сведения о своих предках и родственниках, а также дается много других ценных советов. При ясности и простоте изложения работа отличается глубокой проработкой вопроса, и даже искушенные исследователи могут обнаружить в ней что-то новое для себя.

Характерные особенности стилистики изложения — это меткие, порой неожиданные, но уместные для современного человека примеры и апелляции.

В целом же появление этой яркой и интересной работы следует всецело приветствовать. Более того, вполне позволительно рекомендовать данное пособие к обязательному прочтению всем, кто собирается заниматься изучением своей родословной.

М.В.Борисенко, многолетний член РГО, доктор исторических наук.

 

Оглавление

I. Вступление

1. Генеалогия, что это такое
2. Этический и эмоциональный аспекты генеалогии

II. Великое учение о дереве

1. Прямое дерево
2. Обратное дерево
3. Два дерева одного человека
4. Способы записания и составления генеалогических деревьев

III. Время собирать камни

1. Сохранение и отыскание материальных носителей информации о человеке
2. Записание устных преданий и воспоминаний
3. Поиск сведений о Ваших предках и родственниках в архивах и многих других источниках

IV. Принцип генеалогического исследования

V. Что, Где, Когда

1. Что
2. Где
3. Когда

VI. Архивы

1. Введение
2. Чем отличается архив от библиотеки, как в него попасть и как в нем работать
3. Какие архивы бывают и где их искать

VII. Краткая прикладная история России до 1917 года

1. Метрические книги и исповедные ведомости
2. Крестьянское сословие
3. Однодворцы
4. Горожане
5. Купцы
6. Почетные граждане
7. Духовенство
8. Дворяне
9. Военнослужащие
10. Казачество

IIX. Краткая прикладная история России после 1917 года

1. ЗАГСы
2. Генеалогические источники советского периода и до наших дней
2.1. Генеалогические источники сельского населения
2.2. Городское население

IX. Интернет в генеалогических разысканиях

X. Источниковедение

XI. Кому заказать проведение исследования

XII. О некоторых книгах, не упомянутых в тексте

XIII. А нафига все это нужно

Скачать пособие можно тут: http://www.bastanovo.ru/2014/09/metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-genealogicheskih-razyiskaniy-osnovyi-genealogicheskoy-kulturyi/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #33 : 10 Сентябрь 2014, 22:59:45 »
22 года уже прошло с появления первого в отечественной литературе практического пособия по составлению родословных (А.Н.Онучин, 1992), а важность изучения этой темы по-прежнему нет надобности доказывать.

Предлагаемое методическое пособие, написанное санкт-петербургским генеалогом Сергеем Владимировичем Кочевых, является новым словом в подобного рода литературе, столь ожидаемым читателями. Вобрав в себя все многое из того, что было написано по этой теме до сих пор, оно является результатом многолетнего опыта генеалогических исследований и преподавания основ генеалогических знаний самым различным группам слушателей.

В компактном объеме этой брошюры просто и ясно излагается методика изучения родословия, основные понятия генеалогии, доступно рассказывается о том, где и как можно найти самые различные сведения о своих предках и родственниках, а также дается много других ценных советов. При ясности и простоте изложения работа отличается глубокой проработкой вопроса, и даже искушенные исследователи могут обнаружить в ней что-то новое для себя.

Характерные особенности стилистики изложения — это меткие, порой неожиданные, но уместные для современного человека примеры и апелляции.

В целом же появление этой яркой и интересной работы следует всецело приветствовать. Более того, вполне позволительно рекомендовать данное пособие к обязательному прочтению всем, кто собирается заниматься изучением своей родословной.

М.В.Борисенко, многолетний член РГО, доктор исторических наук.

 

Оглавление

I. Вступление

1. Генеалогия, что это такое
2. Этический и эмоциональный аспекты генеалогии

II. Великое учение о дереве

1. Прямое дерево
2. Обратное дерево
3. Два дерева одного человека
4. Способы записания и составления генеалогических деревьев

III. Время собирать камни

1. Сохранение и отыскание материальных носителей информации о человеке
2. Записание устных преданий и воспоминаний
3. Поиск сведений о Ваших предках и родственниках в архивах и многих других источниках

IV. Принцип генеалогического исследования

V. Что, Где, Когда

1. Что
2. Где
3. Когда

VI. Архивы

1. Введение
2. Чем отличается архив от библиотеки, как в него попасть и как в нем работать
3. Какие архивы бывают и где их искать

VII. Краткая прикладная история России до 1917 года

1. Метрические книги и исповедные ведомости
2. Крестьянское сословие
3. Однодворцы
4. Горожане
5. Купцы
6. Почетные граждане
7. Духовенство
8. Дворяне
9. Военнослужащие
10. Казачество

IIX. Краткая прикладная история России после 1917 года

1. ЗАГСы
2. Генеалогические источники советского периода и до наших дней
2.1. Генеалогические источники сельского населения
2.2. Городское население

IX. Интернет в генеалогических разысканиях

X. Источниковедение

XI. Кому заказать проведение исследования

XII. О некоторых книгах, не упомянутых в тексте

XIII. А нафига все это нужно

Скачать пособие можно ЗДЕСЬ: http://www.bastanovo.ru/2014/09/metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-genealogicheskih-razyiskaniy-osnovyi-genealogicheskoy-kulturyi/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #34 : 15 Сентябрь 2014, 12:03:43 »
Мещера край
ИЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ АССОЦИАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЗАПАДНОЙ МЕЩЁРЫ «ГУСЛИЦКИЙ ПЕРЕКРЁСТОК»

Главный редактор Сергей Сергеевич МИХАЙЛОВ.

Статьи альманаха касаются вопросов истории и традиционной культуры одного из малоизученных и загадочных уголков Центральной России.

Скачать альманах можно тут: http://www.bastanovo.ru/2014/08/4580/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #35 : 17 Сентябрь 2014, 02:18:49 »
Простым языком об исследованиях своих корней

Атнагулов Р.М.
В соавторстве с Джумагулом М. и Абдиевым А.Ш.

Приблизительно в середине 90-х годов XX века, количество людей, заинтересовавшихся собственными корнями, значительно возросло. Популяризация этого увлечения, была тесно связана с интересом нуворишей, обнаружить в своих корнях, следы дворянских, княжеских родов, либо иных привилегированных сословий. Причем, было абсолютно не важно, кем приходился им найденный предок – троюродным братом прапрабабушки или двоюродным дядей по женской линии прапрадедушки. Задачи и цели были другими – найти и зафиксировать.
Тогда, это являлось привилегией, так называемой элиты, которая никакого понятие не имела где, что, кого и как искать, но щедро платила за такие исследования. Поиском же, в свою очередь, занимались совершенно другие люди, которые осваивали и перерабатывали тонны переписей, ревизий и метрических книг, в надежде найти и доказать принадлежность заказчика к известным дворянским или княжеским фамилиям.
Зачастую, подобные исследования заканчивались неудачей, но поисковиками двигали суммы баснословных гонораров, и многим из них, ничего не оставалось, кроме того, как построить «такое» генеалогическое древо, и не только древо, но и разработать и изготовить фамильный герб. Ведь только представьте, у вас будет красочный фамильный герб, со всевозможными львами, волками или орлами, щитами и мечами; и, как доказательство этому всему – родословная, которая, как бы, еще немного… и дотянет чуть ли не до самого Аттилы или Чингисхана.
Эта статья, написана простым и понятным языком, для любого, заинтересовавшегося своими корнями человека. В ней, мы постараемся донести до читателя, что сегодня, в начале XXI века, найти свои корни и восстановить свою родословную, может практически любой обыватель, со среднестатистическим доходом, и речь не будет идти ни о каких суммах с множеством нулей, как это было когда-то. Причем, оплату за поиск документов, их копирование, исследование, перевод и оцифровку (последние две опции касаются документов, написанных старорусской скорописью либо старотатарской письменностью - для магометан), можно растянуть по мере исследований на несколько месяцев, а в некоторых случаях лет, по желанию заинтересованного лица. То есть, оплату можно вносить поэтапно, приостанавливая исследования, по мере необходимости.

***

Начинать лучше всего с опроса родственников старшего поколения. Тут, главное максимально точно выявить названия мест рождений, полные ФИО и даты рождений/смертей ваших предков, а так же, наличие у них родных братьев и сестер. Так же, для подтверждения всего вышеперечисленного, можно пройтись по кладбищу, где похоронены ваши предки, если такая возможность имеется, и переписать все ФИО и даты с надгробных памятников; после чего, сопоставив все имеющиеся у вас данные, зафиксировать их в одной общей таблице или схеме.
На сегодняшний день, в фондах архивов нашей страны, хранятся различные типы документов, содержащие в себе информацию, которая может помочь вам в ваших генеалогических изысканиях.
Более подробно в данной статье, хотелось бы остановиться на двух типах документов, а именно: метрических книгах и ревизских сказках. Так как, при наличии максимально полной первичной информации, можно обойтись всего лишь этими двумя типами документов. Так же, помимо них, при возникновении необходимости, можно будет прибегнуть к помощи информации из межевых, отказных и писцовых книг, актов приобретения имущества, поселенных списков домохозяев, клировых ведомостей, ландратских и подворных переписей, исповедальных ведомостей и ведомостей духовных лиц, а так же, всесоюзных переписей населения.

***

Начать хотелось бы с магометанских метрических книг мечетей.

Законодательно метрические книги для мусульман были учреждены в 1828 году и велись, в отдельных мечетях, вплоть до 1918 года. По разным источникам – в некоторых мечетях Российской Империи метрикация началась уже с 1780 года.
Записи в метрических книгах делались духовными лицами, заведовавшими мечетями. После 1918 года, эта функция перешла в современные отделы ЗАГС.
Метрические книги содержали в себе четыре части: часть первая – о родившихся; часть вторая отделение первое – о бракосочетавшихся; часть вторая отделение второе – о бракоразводах и часть четвертая – об умерших.
Таким образом, из метрических книг, вы можете почерпнуть информацию о рождениях, смертях, бракосочетаниях и разводах ваших предков, в период между 1828 и 1918 годами; в редких случаях, по 1930 год. И, если ваши дедушки/бабушки или же прадедушки/прабабушки, были рождены/умерли, либо вам известно об их бракосочетаниях/разводах в этот период, можете смело заказывать метрическую книгу за нужный год и начинать поиски.
В записях о рождении, указывались: дата рождения, сословия и имена родителей новорожденного, место его рождения. Далее, выяснив имена родителей новорожденного, имеет смысл продолжить поиск по направлению наличия у этой пары других детей (т.е. родных братьев/сестер искомого человека); а в более ранних метрических книгах, запись о регистрации брака родителей новорожденного. В этих записях, будут указаны: место жительства жениха и невесты, их полные ФИО, возраст, а так же имена представителей, которыми, зачастую выступали родители лиц, вступавших в брак. Выяснив возраст, к примеру, жениха, можно, уже по аналогии, обратиться к следующей метрической книге, и найти его рождение, а так же ФИО его родителей, их брак и наличие у него («жениха»), родных братьев и сестер.


Но, тут встает вопрос, «как же быть, если в своих исследованиях, мы уже добрались до 1828 года и метрические книги на этом закончились...?».

Тут, вам помогут ревизские сказки.

Ревизские сказки – это документы именной переписи податного населения Российской Империи, которые охватили период с XVII до середины XIX века. В частных владениях, подобные «ревизии», составлялись помещиками или управляющими; в селениях – старостами; в городах – представителями городской управы. В этих переписях указывались ФИО владельца двора, члены его семьи, а так же их возраст. Оговорюсь, что лица женского пола, не были включены в 1-ю, 2-ю и 6-ю «ревизии».
Если работа с метрическими книгами завершена, можно перейти к исследованиям «ревизий» по интересующему вас селению, и без труда обнаружить в списках населения, информацию о полном составе семьи тех персон, которые ранее встречались вам в метрических книгах. Таким образом, вы сможете увязать информацию из метрических книг с информацией из «ревизий».

***

Конечно, как и в любых исследованиях и изысканиях, вы можете столкнуться с трудностями, такими как: отсутствие метрических книг за нужный период; плохая сохранность и не читабельность ревизских сказок и другими. В этом случае, вам помогут альтернативные типовые источники, упомянутые в начале статьи.

---
www.bastanovo.ru

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #36 : 17 Сентябрь 2014, 02:19:48 »
Простым языком об исследованиях своих корней

Атнагулов Р.М.
В соавторстве с Джумагулом М. и Абдиевым А.Ш.

Приблизительно в середине 90-х годов XX века, количество людей, заинтересовавшихся собственными корнями, значительно возросло. Популяризация этого увлечения, была тесно связана с интересом нуворишей, обнаружить в своих корнях, следы дворянских, княжеских родов, либо иных привилегированных сословий. Причем, было абсолютно не важно, кем приходился им найденный предок – троюродным братом прапрабабушки или двоюродным дядей по женской линии прапрадедушки. Задачи и цели были другими – найти и зафиксировать.
Тогда, это являлось привилегией, так называемой элиты, которая никакого понятие не имела где, что, кого и как искать, но щедро платила за такие исследования. Поиском же, в свою очередь, занимались совершенно другие люди, которые осваивали и перерабатывали тонны переписей, ревизий и метрических книг, в надежде найти и доказать принадлежность заказчика к известным дворянским или княжеским фамилиям.
Зачастую, подобные исследования заканчивались неудачей, но поисковиками двигали суммы баснословных гонораров, и многим из них, ничего не оставалось, кроме того, как построить «такое» генеалогическое древо, и не только древо, но и разработать и изготовить фамильный герб. Ведь только представьте, у вас будет красочный фамильный герб, со всевозможными львами, волками или орлами, щитами и мечами; и, как доказательство этому всему – родословная, которая, как бы, еще немного… и дотянет чуть ли не до самого Аттилы или Чингисхана.
Эта статья, написана простым и понятным языком, для любого, заинтересовавшегося своими корнями человека. В ней, мы постараемся донести до читателя, что сегодня, в начале XXI века, найти свои корни и восстановить свою родословную, может практически любой обыватель, со среднестатистическим доходом, и речь не будет идти ни о каких суммах с множеством нулей, как это было когда-то. Причем, оплату за поиск документов, их копирование, исследование, перевод и оцифровку (последние две опции касаются документов, написанных старорусской скорописью либо старотатарской письменностью - для магометан), можно растянуть по мере исследований на несколько месяцев, а в некоторых случаях лет, по желанию заинтересованного лица. То есть, оплату можно вносить поэтапно, приостанавливая исследования, по мере необходимости.

***

Начинать лучше всего с опроса родственников старшего поколения. Тут, главное максимально точно выявить названия мест рождений, полные ФИО и даты рождений/смертей ваших предков, а так же, наличие у них родных братьев и сестер. Так же, для подтверждения всего вышеперечисленного, можно пройтись по кладбищу, где похоронены ваши предки, если такая возможность имеется, и переписать все ФИО и даты с надгробных памятников; после чего, сопоставив все имеющиеся у вас данные, зафиксировать их в одной общей таблице или схеме.
На сегодняшний день, в фондах архивов нашей страны, хранятся различные типы документов, содержащие в себе информацию, которая может помочь вам в ваших генеалогических изысканиях.
Более подробно в данной статье, хотелось бы остановиться на двух типах документов, а именно: метрических книгах и ревизских сказках. Так как, при наличии максимально полной первичной информации, можно обойтись всего лишь этими двумя типами документов. Так же, помимо них, при возникновении необходимости, можно будет прибегнуть к помощи информации из межевых, отказных и писцовых книг, актов приобретения имущества, поселенных списков домохозяев, клировых ведомостей, ландратских и подворных переписей, исповедальных ведомостей и ведомостей духовных лиц, а так же, всесоюзных переписей населения.

***

Начать хотелось бы с магометанских метрических книг мечетей.

Законодательно метрические книги для мусульман были учреждены в 1828 году и велись, в отдельных мечетях, вплоть до 1918 года. По разным источникам – в некоторых мечетях Российской Империи метрикация началась уже с 1780 года.
Записи в метрических книгах делались духовными лицами, заведовавшими мечетями. После 1918 года, эта функция перешла в современные отделы ЗАГС.
Метрические книги содержали в себе четыре части: часть первая – о родившихся; часть вторая отделение первое – о бракосочетавшихся; часть вторая отделение второе – о бракоразводах и часть четвертая – об умерших.
Таким образом, из метрических книг, вы можете почерпнуть информацию о рождениях, смертях, бракосочетаниях и разводах ваших предков, в период между 1828 и 1918 годами; в редких случаях, по 1930 год. И, если ваши дедушки/бабушки или же прадедушки/прабабушки, были рождены/умерли, либо вам известно об их бракосочетаниях/разводах в этот период, можете смело заказывать метрическую книгу за нужный год и начинать поиски.
В записях о рождении, указывались: дата рождения, сословия и имена родителей новорожденного, место его рождения. Далее, выяснив имена родителей новорожденного, имеет смысл продолжить поиск по направлению наличия у этой пары других детей (т.е. родных братьев/сестер искомого человека); а в более ранних метрических книгах, запись о регистрации брака родителей новорожденного. В этих записях, будут указаны: место жительства жениха и невесты, их полные ФИО, возраст, а так же имена представителей, которыми, зачастую выступали родители лиц, вступавших в брак. Выяснив возраст, к примеру, жениха, можно, уже по аналогии, обратиться к следующей метрической книге, и найти его рождение, а так же ФИО его родителей, их брак и наличие у него («жениха»), родных братьев и сестер.


Но, тут встает вопрос, «как же быть, если в своих исследованиях, мы уже добрались до 1828 года и метрические книги на этом закончились...?».

Тут, вам помогут ревизские сказки.

Ревизские сказки – это документы именной переписи податного населения Российской Империи, которые охватили период с XVII до середины XIX века. В частных владениях, подобные «ревизии», составлялись помещиками или управляющими; в селениях – старостами; в городах – представителями городской управы. В этих переписях указывались ФИО владельца двора, члены его семьи, а так же их возраст. Оговорюсь, что лица женского пола, не были включены в 1-ю, 2-ю и 6-ю «ревизии».
Если работа с метрическими книгами завершена, можно перейти к исследованиям «ревизий» по интересующему вас селению, и без труда обнаружить в списках населения, информацию о полном составе семьи тех персон, которые ранее встречались вам в метрических книгах. Таким образом, вы сможете увязать информацию из метрических книг с информацией из «ревизий».

***

Конечно, как и в любых исследованиях и изысканиях, вы можете столкнуться с трудностями, такими как: отсутствие метрических книг за нужный период; плохая сохранность и не читабельность ревизских сказок и другими. В этом случае, вам помогут альтернативные типовые источники, упомянутые в начале статьи.

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
О закрытии церквей и мечетей
« Ответ #37 : 22 Сентябрь 2014, 22:48:37 »
О закрытии церквей и мечетей

Обычно областные архивы содержат материалы генеалогического характера в основном за дореволюционный период — широко представлены метрические книги, различные переписи, ревизские сказки и прочие документы и при этом часто более поздний период, например 1930-е годы представлен слабо. Информация за эти годы плохо систематизирована и проводить поиск по ней весьма затруднительно. Если при этом имеющиеся исходные данные не позволяют сразу «зацепиться» за дореволюционные времена, то это становится проблемой.

Одним из немногих хорошо структурированных типов дел уфимского архива, которые бы позволили «поднять» информацию за 30-е года 20-го века являются дела о закрытии церквей и мечетей.

В начале 30-х годов Власть приступила к массовому закрытию учреждений культа с передачей объектов недвижимости под культурные нужды. Все это оформлялось как исполнение решения схода самих прихожан. Соответственно в указанном типе дел присутствуют выписки их протоколов волостных/районных исполнительных комитетов, сельских сходов и т.п. бюрократические документы.

Интересным с генеалогической точки зрения являются списки прихожан, подписавшихся под данными протоколами. Списки обычно содержат подавляющее большинство жителей селения, с указанием возраста и иногда другой биографической информацией, а так же личными подписями и тамгами в тех случаях, когда население было магометанским.

В зависимости от национального состава представителей сельской и районной/волостной власти дела (или отдельных документы в них) могут быть как на русском так и татарском/башкирском языках (латинской или арабской графикой).

Справедливости ради необходимо отметить, что не все жители в едином революционном порыве соглашались на закрытие своих церквей и мечетей, которые они на свои же деньги ранее построили. Несогласные были и это отразилось в делах:

В целом материалы дел «О закрытии церквей и мечетей» весьма интересны как для начинающих генеалогов для старта своего исследования и получения списка жителей, так и для желающих расширить имеющуюся информацию по исследуемому селению как с генеалогической, так и краеведческой точки зрения.

За более подробной информацией, все заинтересованные исследователи могут обратиться по е-мейлу: ufagenealogy@mail.ru

источник: http://www.bastanovo.ru/2014/07/o-zakryitii-tserkvey-i-mechetey/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Мидхат Джумагул

О строительстве мечетей

Фонд Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (далее ОМДС) ЦГИА РБ хранит значительное кол-во дел «О строительстве мечетей». Большая часть дел адресована на конкретное селение и таким образом опись фонда позволяет выявить подобные дела по интересующему исследователя населенному пункту.
Рассмотрим состав подобных дел детальнее:

В течение всего 19-го и особенно начала 20-го века население Российской Империи быстро росло. Вследствии этого, число прихожан действующих приходов увеличивалось и, в определенный момент, мечеть переставала справляться со своими функциями. Надобно понимать, что в дореволюционный период мечеть являлась не только культовым учреждением, но выполняла функции социального и общественно-политического характера, а так же, отчасти, административного управления.
Как только число прихожан доходило до количества, при котором требовалось построить вторую, третью или очередную мечеть, или число жителей соседней деревни, посещавших мечеть ближайшего селения увеличивалось на столько, что они могли позволить себе собственный храм, то люди собирали сход, на котором принимали решение о необходимости строительства новой мечети.

В делах «О строительстве мечети» приговор подобного схода часто бывает представлен и является наиболее интересным документом всего подобного дела:

ЦГИА РБ, ф.И-295, оп3, д16150 л8-8об.:

1899 года, октября 2-го дня, мы, нижеподписавшиеся Симбирской губернии, Курмыжского уезда, Петряксинской волости дер. Петряксы бывшие государственные крестьяне, прихожане 3-й соборной мечети из числа 147 домохозяев наличные 107 человек на собранном приходском сходе, в присутствии местного сельского старосты Девлишева, постановили настоящий приговор в следующем:

Что постройка 5-й мечети в дер. Петряксы необходима ввиду значительного количества населения деревни;

Содержать свою приходскую мечеть и духовенство при ней мы обязуемся в исправности;

На содержание при нашей мечети духовенство получит по 8 фунтов хлеба натурой с каждой наличной души мужескаго и женскаго пола, какого-то бы ни было возраста, затем духовенство получает десятину общественной земли, кроме своих наделов, и кроме того, вознаграждение по исполнении разных треб, что всего составит на содержание прихода не менее 100 руб. в год на каждого имама или азанчея. На чем подписуемся.

Далее имена и подписи всех участников схода.

Аналогичные протоколы составлялись и от других приходов, если планировалось построить новую мечеть совместно.

Далее, жители доводили свое желание построить новую мечеть до губернских властей. Губернское правление, в свою очередь направляло в Духовное собрание отношение, в котором интересовалось, «не видит ли Собрание каких либо препятствий в деле строительства новой мечети»

Д.Собрание проводило небольшое разбирательство, сутью которого являлось выяснение действительно ли кол-во прихожан требовало строительства новой мечети, в порядке ли содержатся существующие и т.п. моменты и, если нужно, запрашивало необходимые данные у земских властей по месту нахождения инициаторов дела. Если все критерии были соблюдены, то Д.Собрание готовило губернскому правлению, отправившему запрос, подробный ответ в котором детально перечисляло все обстоятельства и давало свое заключение.
Далее, губернское правление принимало решение по существу дела, запускалась процедура утверждения в новую мечеть духовных лиц, вносились изменения в планы и схемы селения, могли даже утверждаться проекты здания мечети.

Все вышеперечисленные итерации сопровождались составление запросов, протоколов, разной перепиской. Все эти бумаги и составляют «Дела о строительстве мечети».
Необходимо отметить, что данные дела весьма разные по объему – часть материалов содержит подробные списки прихожан, имена и указы имамов, различные дополнительные материалы. Другие дела напротив – хранят только несколько формальных протоколов, но в любом случае эти материалы являются важным источников для краеведов, изучающих историю магометанских селений.
ЦГИА хранит несколько тысяч подобных дел и многие исследователи имеют шанс ознакомится с материалом именно по своему населенному пункту.

Уфа. 2014 год
ufagenealogy@mail.ru

источник: http://www.bastanovo.ru/2014/10/esli-vashi-predki-magometane-chast-5-o-stroitelstve-mecheti/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Туремуратов И.А.

Метрические книги ВКО делятся территориально по 7 округам, велись по родам, старшинствам, мечетям или отдельно по имамам. На сегодня известно, что по ВКО имеются метрические книги за 1866, 1867, 1871 и 1875 года. Вероятно, что метрические книги по ВКО за другие года находятся в составе дел ОМДС по другим губерниям.

Для работы с метрическими книгами по ВКО нужно знать, что Букеевская орда состояла из примерно 20 родовых групп. Официальный учет населения, его обложение и управление велось по родам. Каждый род имел свой боевой клич (уран), свое знамя, под которым при необходимости собирались сородичи. Хоть все эти атрибуты и переходили постепенно в область традиции, но родовые представления были наиболее консервативны. Кырме еще не селились с родами, среди которых они находились и от которых зависели. Они сохраняли за собой право называться именем своего рода и в определенных случаях искали защиту и помощь у своих родовых групп, где бы они ни кочевали и как бы далеко они от них не находились.

Каждый род имел отделения (тайфы, аймак – около 140), а отделения, в свою очередь на подотделения (тобе, атабаласы – около 400). Низовым объединением населения был аул, включающий от 2-3 до 15-20 семей каждый.

Отделения родов кочевали в границах своих округов и были объединены в старшинства. Старшинства состояли из одного рода или чаще нескольких. При поиске конкретных данных в метрических книгах по ВКО можно использовать следующую таблицу расселения родов по округам и старшинствам.


Примечание: »х» около номера старшинства означает, что род преобладал в этом старшинстве; жирный шрифт означает, что старшинство состояло исключительно из этого рода.

В метрических книгах по ВКО велась регистрация рождений, браков и смертей.

В разделе рождения указывалась информация относительно родителей ребенка их имена и родовая принадлежность, указывались дата, место рождения, имя и пол ребенка.

В разделе браков указывались имена молодоженов и их родовая принадлежность, имена представителей молодоженов, их родовая принадлежность и тамга, а также условия бракосочетания (размер калыма).

В разделе об умерших указывались имя и пол покойного, причина и дата смерти, место погребения.

Углубленное изучение метрических книг ВКО позволит существенно восполнить прорехи и дополнить шежере большинства родов младшего жуза. К примеру, метрическая книга за 1875 год по одному старшинству содержит более 100 имен представителей одного тайфу (отделения рода), охват примерно 3 – 4 поколения (колена).

Алматы, июнь, 2012

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
О генеалогическом поиске по татарскому дворянству

Мидхат Джумагул

Среди татарского населения Российской Империи и в частности в Уфимской губернии проживало не малое кол-во представителей дворянского сословия – потомки мурз Казанского, Касимовского и др. ханств. К числу представителей дворянства относились такие известные фамилии как Еникеевы, Терегуловы, Дашкины, Мамлеевы, Чанышевы и другие.
Большая часть представителей данных фамилий переселились в Уфимскую губернию в 18-м веке и компактно селились основывая свои деревни. Так например Еникеевы и Терегуловы проживали в дер. Ново-Карагалы Белебеевского уезда, в которой, в разное время, было за сотню представителей каждой из этих фамилий. Дашкины проживали в Яушево, Чанышевы в дер. Кузеевой и т.д.
Часть представителей этих родов поступили на военную и гражданскую службу и т.о. расселились по городам Губернии, другая часть так и осталась в своих деревнях ведя крестьянский образ жизни, но сохраняя титул наследственного дворянства.

Генеалогический поиск по представителям данного сословия имеет свои особенности:

После того, как многие потомки мурз, в конце 18-го века защитили свой дворянский титул они были исключены из податного сословия (т.е. не платили налогов) и, т.о., не попадали в ревизские сказки, являющиеся основным инструментом генеалогического поиска. Например по мурзам дер. Ново-Каргалы последняя ревизия датируется 1795 годом. Если к этому прибавить тот факт что по Уфе и уездным городам, где проживала значительная часть служащих дворян, очень плохо сохранились метрические книги, да и по уездам тоже есть значительные пропуски то и на второй основной инструмент генеалогического поиска – метрики — положиться можно не всегда.

С учетом изложенного, для проведения успешного поиска, приходится искать нестандартные источники информации. Дадим краткий их обзор:

1. Формулярные списки (далее ФС): по данным на 1837 год примерно 25-30 процентов Еникеевых, потомков мурз дер. Ново-Каргалы, оказались на гражданской и военной службе. Можно предположить, что и по представителям других дворянских родов процент будет сопоставимым. Т.о. информацию по этим служивым и их потомкам имеет смысл искать в формулярных списках. ФС по военным в уфимском архиве ЦГИА нет – их следует искать в Москве, в РГВИА. А вот ФС гражданских служащих в ЦГИА хранится значительное кол-во. Так же часть представителей дворянских родов служила в Башкирско-Мещерякском войске войсковыми старшинами и чиновниками. ЦГИА хранит формуляры Б.М. войска с 1830-х годов 19-го века и этому типу документа посвящена отдельная статья.

2. В фонде И-1 ЦГИА хранится замечательное дело, называемое «Ведомости о количестве мурз, проживающих в Оренбургской губернии.» данное дело датируется 1837 годом и поименно перечисляет всех мурз губернии в разрезе населенных пунктов. К сожалению имена мурз не сопровождаются указанием их дат рождений или возрастов и посему данный источник можно считать только вспомогательным.

3. Фонды учебных заведений: В ЦГИА имеется несколько десятков фондов учебных заведений, не малая часть которых содержит св-ва об окончании какого-то кол-ва классов или аттестат зрелости. Так например фонд И-119 — Уфимская мужская гимназия хранит 1,5 тыс. св-в и аттестатов своих учеников, в т.ч. имеются аттестаты на Алкиных, Еникеевых, Терегуловых, Чанышевых и др. Имеются фонды по уездным училищам, содержащим аналогичную информацию.

4. http://www.bastanovo.ru/2014/04/o-genealogicheskom-poiske-po-tatarskomu-dvoryanstvu/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #41 : 01 Ноябрь 2014, 12:07:20 »
«Касимовские татары» — капитальная монография Ф.Л. Шарифуллиной

Сафаров М.А.

«Касимовские татары» — капитальная монография Ф. Л. Шарифуллиной – исследование, посвященное одной из субэтнических групп татарского народа. Впервые издана в Казани в 1991 году и переиздана в Рязани в 2004 году.

Автор книги – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан Фарида Лутфулловна Шарифуллина – представитель научной школы Р. Г. Мухамедовой, дочь выдающегося татарского художника Лотфуллы Фаттахова (1918-1981).

В данной работе Ф. Л. Шарифуллина обобщила материалы своих полевых исследований, проводившихся с 1970-х. гг. в татарских поселениях Касимовского района Рязанской области и в городе Касимове. В целях сравнительного анализа автор собирала этнографический материал и среди татар-мишарей Рязанской области (в селах Азеево и Бастаново). Большое внимание автор посвятил этногенезу касимовских татар, основным этапам их этнической истории.

Благодаря встречам и беседам Ф.Л.Шарифуллиной с татарами-старожилами, анализу соответствующих источников удалось получить представления о быте касимовских татар конца XIX – начала XX вв. – то есть периода расцвета буржуазного Касимова. Согласно традициям отечественной этнологии, автор большое внимание уделила изучению традиционной одежды, жилища, пищи, кухонной утвари и других элементов материальной культуры касимовских татар, как городских, так и сельских. В частности, было показано, что благодаря активной интеграции касимовских татар в капиталистические отношения произошло быстрое усвоение ими ценностных ориентаций и бытовых особенностей, свойственных российской городской цивилизации. Значительную роль здесь сыграла и масштабная миграция касимовских татар в большие города (прежде всего в Санкт-Петербург и в Москву), и та значительная роль, которую они играли в мусульманских общинах этих городов.

Раннее приобщение касимовских татар к товарно-денежным отношениям, кризис и без того не свойственных им аграрных традиций повлиял на увеличение потребности в светском образовании, свободном овладении русским языком. Важным является и мысль автора о быстром усвоении касимовскими татарами элементов татарской общенациональной культуры, в формировании которой они активно участвовали (благодаря функционированию в Касимове и окрестных селах центров мусульманского образования и наличию большего количества образованных людей). В целом, как показано в монографии, урбанизационные процессы у касимовских татар произошли значительно ранее, чем у многих других субэтнических групп татарской нации, что позволяет говорить о Касимове как о своеобразном татарском цивилизационном феномене.

Ф.Л.Шарифуллина впервые в отечественной историографии составила наиболее полный перечень поселений касимовских татар, в том числе и ныне исчезнувших (ею были приведены их официальные и татарские названия). Многие жители этих сел, формально принадлежа к крестьянскому сословию, становились в конце XIX – начале XX вв. крупными представителями татарского купечества.

Во 2-м издании книги впервые подробно анализируются традиции и обряды касимовских татар, связанные с исламом (в том числе сопутствующие рождению ребенка, похоронно-поминальные обряды).

В целом, работа Ф.Л.Шарифуллиной остается наиболее значительным научным исследованием по истории и этнографии касимовских татар...http://www.bastanovo.ru/2014/07/kasimovskie-tataryi-kapitalnaya-monografiya-f-l-sharifullinoy/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #42 : 03 Ноябрь 2014, 08:53:35 »
Кастровское медресе

Сафаров М.А.,
кандидат педагогических наук.

Кастровское медресе – мусульманское учебное заведение, существовавшее в XIX – нач. XX вв. в городе Касимове Рязанской губернии.

Основано в 1808 году по инициативе имам-хатыба Ханской мечети Касимова Абдулвахита Исмагиловича Давликамова при финансовой поддержке богатых прихожан Ханской мечети, в том числе Шакуловых. Оставаясь на протяжении более ста лет имам-хатыбами Ханской мечети, династия Давликамовых руководила деятельностью медресе. Особую роль в развитии медресе сыграл сын основателя – Фазлулла Абдулвахитович Давликамов, избранный вторым имамом Ханской мечети в 1827 году. Первоначально медресе располагалось в собственном доме Давликамовых. В 1818 году медресе размещалось в двух зданиях: каменном и деревянном, построенных сеидом Салехом Шакуловым и содержащихся на его попечении.

Ф.А. Давликамов за 20 лет работы мударрисом Кастровского медресе обучил более 1000 молодых мусульман. Главной целью мударриса являлось, по его же собственным словам, «…обучение полезным наукам юношества, которые остались бы без просвещения и познания необходимого для человечества, в отношении религии и благонравной жизни, но закосневали бы в невежде и безнравственности, без ясного познания Всевышнего Творца Вселенной, его творений и самих себя…».

Кастровское медресе являлось учебным заведением не только локального масштаба, а было хорошо известно среди мусульман, живших в разных частях Российской империи. Большинство шакирдов медресе составляли выходцы из татарских сел Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Симбирской губерний. Учились шакирды и из Казани, Астрахани, Уфимской губернии. Среди наиболее известных выпускников Кастровского медресе – имам-хатыб Московской мечети на Большой Татарской улице Абдулла Шамсутдинов (1878-1937) и имам-мухтасиб ДУМЕС по Пензенской, Куйбышевской, Ульяновской и Тамбовской областям Ярулла Юсупов (1880-1975).

В 1847 году медресе состояло из трех отделений. На первом из них (тюркском) обучали азбуке, основам веры, Св. Корану и шариату; здесь обучалось 27 шакирдов. На втором, арабском отделении, учились 23 шакирда. На третьем (персидском) – историю ислама, историю пророков, толкование Корана, географию и другие дисциплины изучали 6 чел.

Название медресе связано с тем, что с 1868 года попечителем медресе стал представитель богатой татарской семьи Сайфулла Мурсалимович Кастров – владелец мерлушечного производства. В последующем семья Кастровых продолжала содержать медресе, построила здание для него неподалеку от Ханской мечети. Они оплачивали жалованье преподавателям; на пансионе Кастровых жил многолетний преподаватель медресе Хасан Шамсутдинов. Финансовую помощь медресе оказывали и другие татарские меценаты.

Во второй половине XIX и, особенно, в нач. XX вв., в эпоху борьбы в татарском обществе двух идеологических направлений (кадимизма и джадидизма), попечители Кастровского медресе оплачивали поездки преподавателей для освоения опыта в знаменитые новометодные медресе Казани и Оренбурга.

Помимо Кастровского медресе еще два мусульманских медресе действовало в окрестностях Касимова. Одно из них – «Баймурад» было расположено в деревне Четаево (тат. Чутай): его окончил знаменитый татарский общественный и религиозный деятель общественный деятель, основатель Санкт-Петербургской мечети Атаулла Баязитов (1847-1911). Другое – находилось в деревне Болотце (тат. Джавбаш) и являлось джадидским. Этим медресе руководил имам Мухаметгариф Биктемиров.

Высокого уровня достигло и мусульманское женское образование. Так, представительница упомянутого рода Биктемировых Галимательбанат Биктемирова (1876-1906) в деревне Болотце открыла мектеб для девочек, получивший широкую известность среди татар. Сама Г. Биктемирова была автором сочинений, посвященных роли женщины в семье, методам воспитания осиротевших детей. Общественный деятель и педагог Сагдия Хасановна Булатова (1882-1950) открыла в Касимове первую школу для девочек. Сагдия Булатова и её муж – мугалим Хасан Булатов играли большую роль и в жизни Кастровского медресе

При Кастровском медресе существовала богатая библиотека. С медресе тесно связана и деятельность касимовского татарского театра «Чулпан», где играли шакирды.

В советское время Кастровское медресе было закрыто. В 1930-е гг. здание медресе перешло к городской организации  «Жилкомхоз».

В начале 2000-х гг. здание медресе по ул. Большакова, 31 (быв. Долгая ул.) было передано городскими властями в пользование мусульманской общине Касимова. В здании полностью заменены крыша, полы, оконные и дверные блоки, заново смонтирована система отопления, проведена канализация, вновь сделана пристройка площадью 120 кв. метров.

Мусульмане Касимова много лет добивались возвращения здания Кастровского медресе в собственность общине. 25 сентября 2014 года депутаты Касимовской городской думы согласовали передачу зданий Новой мечети и Кастровского медресе Местной религиозной организации мусульман города Касимова.

Литература: Салихов Р.Р. Из истории мусульманских приходов города Касимова// Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2006. С. 170–176; Сафаров М.А. Родники нации (татары Рязанской области).// Татарский мир. 2006, №9; Сафаров М.А. Кастровское медресе // Ислам в центрально-европейской части России: энциклопедический словарь. М., 2009. С. 133-134.

Источник: http://www.bastanovo.ru/2014/09/kastrovskoe-medrese/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #43 : 04 Ноябрь 2014, 10:34:40 »
«Андреев городок» и Каменная могила на Цне

Абдиев А.Ш.

В статье, которая написана в соавторстве с А.А. Девликамовым «Еще раз про Андреев городок», мы утверждаем, что Андреев городок располагался на берегу реки Цны, между селами Темгенево и Глядково (1). В данной же статье, я хотел бы изложить гипотезу, впервые озвученную татарскими исследователями Акчуриным М. и Ишеевым М. о том, что Андреев городок в документах XIV века, в частности в «Списке русских городов дальних и ближних» (2) назван «Камена могыла на Дъсне».
Приведу короткую выдержку из упомянутого документа: «…А се Залескии: Мещерьское камена могыла на Дъсне, Муром на Оце. Стародуб Вочьскыи…». «Камена могыла на Дъсне» это «Каменная могила на Цне», этот город упоминается наверняка не случайно между городами Мещерьское (современный город Касимов) и Муром на Оке. Если принять верной гипотезу о том, что Каменная могила на Цне позднее стала называться Андреевым городком, то географическое расположение Андреева городка на карте — восточнее Касимова и западнее Мурома, как раз между этими городами.
Само название Каменная могила, наводит на мысль, что город был каменный. Вот важное известие от 1508 года, когда к великому князю Василию III, унаследовавшему престол после смерти Ивана III, приезжал сын царевича ногайского Ак-Курта Ак-Девлет с просьбой, чтобы государь пожаловал его отца городом. «И сентября, велел князь великий Ах-Куртову царевичеву сыну Ак-Девлетю быти на дворе, а велел ему говорити Дмитрею Володимерову, да Федору Карпову, да Болдырю, а тут был Шидяк мурзин человек Кудаяр. И Дмитрий ему говорил: Государь наш велел тебе говорити: прислал к нам тебя отец твой Ах-Курт царевич, да и грамоту свою к нам прислал; а писал к нам в своей грамоте, что хочет князь итти в нашу землю; и нам бы ему дати из двух мест одно место, Казань или городок Мещерской. — Государь наш велел тебе говорити: ино казанский царь Махмет-Аминь ныне нам друг и брат, а в городке Мещерском Янай царевич, и те места оба непорожни, и нам тех мест обеих непригоже ему дати. И Кудаяр говорил: коли хочет пожаловать Ах–Курта, чтобы у него был, и он бы дал Ах- Курту царевичу Андреев городок каменой. И они ему отвечали: Андреев городок к городку ж за Янаем царевичем: того государю нашему непригоже ж дати. И как пришол к великому князю, и князь великий ему те ж речи говорил. Да молвил ему: велел есми тебе дати платно теплое, а людей есми твоих велел пожаловати. Да того дни его и отпустил. А грамоты князь великий к Ах-Курту царевичу не послал» (3). Таким образом, Андреев городок был каменным и вполне мог ранее называться Каменной могилой. В дополнение замечу, что остатки строений из камня заметны при осмотре городища и в наше время, а в овраге с северной стороны городища и ныне добывают бутовый камень для хозяйственных нужд.

Как отмечено в работе Тихомирова М.Н. «Список русских городов дальних и ближних» составлен не позднее конца XIV века (между 1382 и 1392 гг.), а первое упоминание в исторических документах Андреева городка относится ко времени после 1432 года, когда в «Андреевом городке» крестился Ширинский князь Беклемиш (4). Таким образом, Каменная могила на Цне могла стать Андреевым городком в период между 1392 и 1432 гг.

______________________________________
1 А.А. Девликамов, А.Ш. Абдиев «Еще раз про Андреев городок» http://www.bastanovo.ru/2012/04/andr_gor/

2 М.Н. Тихомиров «Список русских городов дальних и ближних» («Исторические Записки» № 40, 1952, стр. 214-259)

3 Сборник РИО СПб 1895 г. т. 95 стр. 14

4 М.М. Акчурин, М. Ишеев «К вопросу появления татарских князей в Мещерском крае»

Москва 2014 г.

Источник: http://www.bastanovo.ru/2014/10/andreev-gorodok-i-kamennaya-mogila-na-tsne/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 131
  • Страна: 00
  • Рейтинг +26/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #44 : 11 Ноябрь 2014, 10:00:57 »
Спорные земли в низовьях реки Иж

История заселения земель в нижнем течении реки Иж очень интересна. Издавна здесь пересекались интересы разных государств и народов Казанского ханства и Ногайской орды, финно-угров и тюрков, оседлого населения и кочевников. В 17 веке здесь находилась граница между Казанским и Уфимским уездами. Сталкивались интересы разных этнических и социальных групп-каринских татар, удмуртов, башкирцев. Архивные данные сохранились большей частью в фондах Уфимской приказной избы, Вятской межевой конторы, Елабужского уездного суда в архивах Москвы, Санкт-Петерурга, Кирова, Казани, Уфы.

Большую роль в заселении и освоении нижнеижских земель сыграли каринские татары-выходцы из древнего татарского села Карино, которое сегодня находится в Слободском районе Кировской области на реке Чепце-притоке Вятки (откуда иногда их называли вятские татары). В конце 16-начале 17 веков земель вокруг родного села Карино уже не хватало, и поток переселенцев двинулся на юго-восток к низовьям реки Иж и дальше. Основная часть каринских татар является потомками известного в истории хана Бачмана-предводителя кипчакского племени альбурли. Интересно, что в спорных делах 17 века неоднократно упоминается озеро Ольбернское между Ижом и Камой. Поселившись на новых местах они основывают деревни или поселяются «на пустошь». Очень часто при этом возникает конфликт с коренным населением или с теми, кто прибыл чуть раньше. Представители конфликтующих сторон «бьют челом», представляют...http://www.bastanovo.ru/2012/04/ij/

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.