АвторТема: Магометанские метрические книги  (Прочитано 22818 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 115
  • Страна: 00
  • Рейтинг +15/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #105 : 14 Октябрь 2017, 11:23:08 »
Мещёра-край 2015: Альманах по истории и культуре Мещёрского края / Ред.-сост. С. С. Михайлов;
Независимая ассоциация исследователей Западной Мещёры «Гуслицкий перекресток». – М., 2015. – 222 с., илл.


http://www.bastanovo.ru/meshhera-kraj-almanax-po-istorii-i-kulture-meshherskogo-kraya-vypusk-5/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 115
  • Страна: 00
  • Рейтинг +15/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #106 : 10 Декабрь 2017, 00:01:59 »
Магометанская генеалогия
Генеалогический и историко-краеведческий проект

ТЮРКИ ТОМСКОГО ПРИОБЬЯ В XVII — НАЧАЛЕ XVIII В.
Владимир Волков

ТЮРКИ ТОМСКОГО ПРИОБЬЯ В XVII – НАЧАЛЕ XVIII ВВ. ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ГЕНЕТИКИ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 17-06-00513 А

Письменные источники позволяют выделить три основные группы тюркоязычного населения, занимавшего Томское Приобье в XVII – начале XVIII веков: чаты (чатские татары), эуштинцы и население ясачных татарских волостей, за которым закрепилось название обские татары.

По данным Г.Ф.Миллера, чатские татары первоначально проживали в западной части Барабинской степи и были подданными сибирского хана Кучума. Через несколько лет после поражения Кучума (1598 г.) чатские татары появились в окрестностях Томска. Во главе чатских татар стояли мурза Итемень и его сын Мурат, которые, как указывает Г.Ф.Миллер, являлись «кучумовой родней» [Миллер, 1988. с.69]. Переселение части чатов в окрестности Томска привело к образованию двух групп: обских и томских чатов. Обские чаты проживают в селах Юрт-Ора, Юрт-Акбалык и Черный Мыс Колыванского района Новосибирской области.

Томские чаты, судя по наличию у разных представителей этой группы одинаковых родовых знаков («знамен»), являлись коллективом близких родственников, в отличие, например от эуштинских (томских) татар [Стб.819. лл.113–135 об.]. Но уже в  XVII веке в состав чатских татар были включены потомки казанских татар и т.н. «выезжие белые калмыки» — представители телеутских княжеских родов [Волков, 2010a. с.87-94; Волков, 2010b. с.130 -133; Волков, 2012. с.75-79]... http://www.bastanovo.ru/tyurki-tomskogo-priobya-v-xvii-nachale-xviii-v/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 115
  • Страна: 00
  • Рейтинг +15/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #107 : 23 Апрель 2018, 21:11:16 »
ГЕНЕАЛОГИЯ. КОДЕКС СЕМЕНОВА

Книга, которая подытоживает 9 лет самого известного генеалога России в мире коммерческой генеалогии, как выглядит профессия коммерческого генеалога изнутри?

Автор проводит читателя от азов родословных исследований, через сложнейшие случаи в мир войн, которые разворачиваются за стенами таких, на первый взгляд, тихих, архивов.

Качаем по ссылке: http://www.bastanovo.ru/genealogiya-kodeks-semenova/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 115
  • Страна: 00
  • Рейтинг +15/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #108 : 03 Октябрь 2018, 22:41:59 »
ВЕДОМОСТИ МАГОМЕТАНСКИХ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ. ЧАСТЬ I
Атнагулов Р.М.

С конца 90-х годов XIX века, в магометанских метрических книгах мечетей Российской Империи, можно обнаружить ведомости, содержащие подробную информацию о служителях (имамах, муллах, муэдзинах) мечетей; о датах начала строительства мечети; количестве лиц женского и мужского пола в приходах и др.

Ориентировочно с 1890 по 1897 гг., формуляр ведомостей имел усеченный вид, и назывался «Краткая ведомость». Содержащиеся в такой ведомости записи несли в себе краткую информацию о том к какой губернии, уезду, волости и селу (деревне), относилась данная метрическая книга. Также они включали в себя должность духовного лица, заполнявшего метрическую книгу его фамилию, имя и отчество. Далее указывалось количество рожденных за год мальчиков и девочек; количество совершенных браков (никах); разводов (талак); количество умерших за год лиц обоих полов.

После заполнения «Ведомости», метрическая книга прошнуровывалась и скреплялась сургучной печатью. В самом низу страницы, под бланком «Ведомости», уполномоченный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и ставил подпись («прикладывал руку»).

С 1898 года такая «Ведомость» приобрела более расширенный формат, и, несла уже в себе больше информации. Таблица «Ведомости» значительно увеличилась в графах и стала размещаться на полную страницу, в конце метрической книги. «Ведомость» получила целых три первых графы о служителях мечети: имаме-хатыбе, имаме-мулле и муэдзине. В этих графах указывались полные фамилии, имена и отчества служителей; их возраст (или дата рождения; зачастую лишь год); иногда указывалась губерния и название села (деревни). В следующей графе указывались номера Указов и даты назначения в должность каждого духовного лица. Третья графа несла в себе информацию об учебных заведениях, в которых обучались служители мечети. Также указывались наставники (устазы), которые их обучали. В четвертой графе указывалось конкретное место (хутор, деревня, село, город), в которое была выдана метрическая книга для дальнейшего ее ведения. Следующая графа несла в себе информацию с указанием приходов близлежащих селений, относящихся к этой же мечети. Вероятнее всего, из-за отсутствия в них собственных мечетей. В этой графе мы можем увидеть, порой, до четырех топонимов. Шестая графа несла в себе информацию о том, с чьей стороны (комитет, управление и др.), было дано разрешение на закладку мечети; дата и номер Указа; ответственное духовное лицо за сохранность документов. Затем шла графа с количеством в приходе лиц мужского и женского полов. Последняя графа разделялась на три: в ней указывали волость или станицу; номер стана (историческая административно-территориальная единица в Российской Империи, часть уезда, а ещё княжества) и номер участка.

Внизу, так же, как и в «Краткой Ведомости», ответственный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и «прикладывал руку».

К сожалению, такие «Ведомости» можно обнаружить не во всех метрических книгах.

Данный документ будет полезен исследователям, чьи предки были духовными лицами мечетей.

Источник: http://www.bastanovo.ru/vedomosti-magometanskix-metricheskix-knig-chast-i/


Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 115
  • Страна: 00
  • Рейтинг +15/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
ИСТОРИЯ ТАТАР АСТАНЫ
« Ответ #109 : 21 Ноябрь 2018, 16:18:08 »
ИСТОРИЯ ТАТАР АСТАНЫ

Махмутов З.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Бисмиллах-иррахман-иррахим!

Ныне Астана, столица Казахстана, – один из быстро развивающихся мегаполисов мира. Поколения 1940-х и старше по привычке называют ее Акмуллой. Перефразируя Александра Пушкина, можно сказать: «Ак- мулла!.. Как много в этом звуке для сердца нашего слилось! Как много в нем отозвалось!» Непрерывно уходят рядовые творцы истории. Остаются книги, они позволяют нам окунуться в прошлое, понять, кто мы, зачем живем и куда идем. Безграничная любовь к детям, искреннее гостеприимство, религиозная толерантность – отличительные черты казахского народа. Казахи приняли на своей земле десятки тысяч татар. Тесные контакты, взаимное обогащение культур принесли пользу всем, ускорили развитие их общего дома – Казахстана. Казахи и татары, некогда единый могущественный тюркский этнос, расселившийся по просторам Евразии, всегда рассматривали друг друга частицами одной семьи, и межнациональные браки были нормой. Достаточно вспомнить: последняя царица Казанского ханства Сююмбика (1516–1557) была дочерью Юсуфа, бия Ногайской Орды; Жангир (1801–1845), хан Букеевской Орды, был женат на Фатиме, дочери оренбургского муфтия Мухамеджана Хусаинова (1756–1824); Зухра (1917 г. р.), супруга Динмухамеда Ахмедовича Кунаева (1912–1993), руководителя Казахстана с 1955 по 1986 г., была дочерью атбасарского предпринимателя Шарипа Ялымова; известнейшие до революции 1917 года акмолинские купцы Баймухамет Кощегулов – на Мадине Максютовой, Вали Хальфин – на Тауирбала Балкымбай кызы. Так и в нашей семье, Халима – одна из двух сестер отца – была замужем за Омаром; две из моих трех сестер – Ляля апа и Раиса сенелем были замужем за Хасеном Нуркеевым (1925–1986) и Сапарбеком Аймурзиным (1937–2011); двоюродная сестра Сара апа Яушева (1913–1994) – за Ахметжаном Базиковым (1913–1963).

Показательна история замужества Ляля-апа и Хасен-джизни. Ахметгали Яушев и Нуркей Бертаев, будучи друзьями, сосватали своих малолетних детей. Нуркей из-за своей активной гражданской позиции пропал в сталинских лагерях в 1937 году. В тот год подростку Хасену было 12 лет, через 14 лет повзрослевшие Хасен и Ляля выполнили уговор родителей.
Отсутствие ксенофобии – визитная карточка Казахстана. Один, хоть и малопоказательный, но все же пример. В 1890-х годах мой отец, Ахметгали Яушев (1887 г. р.), будучи ребенком, участвовал в венчании крупнейшего акмолинского купца Василия Матвеевича Кубрина: ему доверили нести фату невесты. Для мусульман, православных, католиков, представителей различных протестантских направлений Казахстан был и остается родным уютным домом, где все гармонично живут в мире, согласии и по совести.
Любовь и дружба между людьми разных национальностей и конфессий возможна только в стране, веротерпимой и комфортной для всех ее граждан. Проводимая мудрым Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым политика мультикультурности, подлинное двуязычие находят отклик в сердцах всех жителей многонациональной страны и дают свои положительные результаты. Хочу пожелать долгих плодотворных лет жизни Нурсултану Абишевичу, а казахстанцам успехов на пути дальнейшего устойчивого успешного развития во всех сферах жизни.

Путешествуя по татарским селам земель Рязани, Мордовии, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Пензы, Тамбова, Саратова, Астрахани, видя угасание цивилизации, полуобрушенные столетние мечети, невольно задаешься вопросом: «Зачем, превознемогая царский деспотизм, люди жили? Не проще ли было стать как все?» Нет, не в привычке дело, они жили для нас. Настоящая вторая монография историка Зуфара Махмутова о татарах Казахстана – это дань памяти нашим предкам. Первая его работа была посвящена его родному городу Петропавловску. Зуфар – истинный патриот Казахстана, более года по крупицам собирал материал, ему удалось воссоздать историю татар Астаны, которая, казалось, была утеряна вместе с уходом дореволюционного поколения, он сумел передать самое главное: дух татар Астаны, каким мы, акмолинцы 1920–1940-х годов, его знаем.
Несомненно, книга Зуфара Махмутова подтолкнет к написанию полномасштабной истории татар таких городов и сел Казахстана, как Уральск, Актобе, Костанай, Атбасар, Мамлютка, Башкуль, Имантау, Радовка, Каркаралинск, Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Зайсан, Бахты, Лепсы, Копал, Джаркент, Алматы, Туркестан, Шымкент – населенных пунктов, основанных до революции 1917 года, в развитие которых татары внесли свой, пока неоцененный вклад. Это будет ещё одним замечательным результатом книги.
Сейчас Астана – ультрасовременный город, который, как магнит, притягивает жителей со всех уголков страны. Так было не всегда. Но тем не менее, куда бы мы, акмолинцы, ни уехали в поисках лучшей жизни, мы сохранили в своих сердцах любовь к Родине. Большое спасибо Зуфару за его труд, мы снова, пусть на короткое время, можем вернуться в родную Акмуллу.

Равиль мурза Ахметгали улы Яушев,
шахтер Караганды, член «Меджлиса татарских мурз» (г. Казань).
8 марта 2017 года, город Лениногорск, Республика Татарстан.

Скачать книгу: http://www.bastanovo.ru/istoriya-tatar-astany/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 115
  • Страна: 00
  • Рейтинг +15/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Телеграм
« Ответ #110 : 22 Ноябрь 2018, 20:09:53 »
Подписывайтесь на канал "Генеалогические Исследования" в Telegram t.me/genealogic

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.


Rambler's Top100