АвторТема: Магометанские метрические книги  (Прочитано 22020 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 113
  • Страна: 00
  • Рейтинг +15/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #105 : 14 Октябрь 2017, 11:23:08 »
Мещёра-край 2015: Альманах по истории и культуре Мещёрского края / Ред.-сост. С. С. Михайлов;
Независимая ассоциация исследователей Западной Мещёры «Гуслицкий перекресток». – М., 2015. – 222 с., илл.


http://www.bastanovo.ru/meshhera-kraj-almanax-po-istorii-i-kulture-meshherskogo-kraya-vypusk-5/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 113
  • Страна: 00
  • Рейтинг +15/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #106 : 10 Декабрь 2017, 00:01:59 »
Магометанская генеалогия
Генеалогический и историко-краеведческий проект

ТЮРКИ ТОМСКОГО ПРИОБЬЯ В XVII — НАЧАЛЕ XVIII В.
Владимир Волков

ТЮРКИ ТОМСКОГО ПРИОБЬЯ В XVII – НАЧАЛЕ XVIII ВВ. ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ГЕНЕТИКИ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 17-06-00513 А

Письменные источники позволяют выделить три основные группы тюркоязычного населения, занимавшего Томское Приобье в XVII – начале XVIII веков: чаты (чатские татары), эуштинцы и население ясачных татарских волостей, за которым закрепилось название обские татары.

По данным Г.Ф.Миллера, чатские татары первоначально проживали в западной части Барабинской степи и были подданными сибирского хана Кучума. Через несколько лет после поражения Кучума (1598 г.) чатские татары появились в окрестностях Томска. Во главе чатских татар стояли мурза Итемень и его сын Мурат, которые, как указывает Г.Ф.Миллер, являлись «кучумовой родней» [Миллер, 1988. с.69]. Переселение части чатов в окрестности Томска привело к образованию двух групп: обских и томских чатов. Обские чаты проживают в селах Юрт-Ора, Юрт-Акбалык и Черный Мыс Колыванского района Новосибирской области.

Томские чаты, судя по наличию у разных представителей этой группы одинаковых родовых знаков («знамен»), являлись коллективом близких родственников, в отличие, например от эуштинских (томских) татар [Стб.819. лл.113–135 об.]. Но уже в  XVII веке в состав чатских татар были включены потомки казанских татар и т.н. «выезжие белые калмыки» — представители телеутских княжеских родов [Волков, 2010a. с.87-94; Волков, 2010b. с.130 -133; Волков, 2012. с.75-79]... http://www.bastanovo.ru/tyurki-tomskogo-priobya-v-xvii-nachale-xviii-v/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 113
  • Страна: 00
  • Рейтинг +15/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #107 : 23 Апрель 2018, 21:11:16 »
ГЕНЕАЛОГИЯ. КОДЕКС СЕМЕНОВА

Книга, которая подытоживает 9 лет самого известного генеалога России в мире коммерческой генеалогии, как выглядит профессия коммерческого генеалога изнутри?

Автор проводит читателя от азов родословных исследований, через сложнейшие случаи в мир войн, которые разворачиваются за стенами таких, на первый взгляд, тихих, архивов.

Качаем по ссылке: http://www.bastanovo.ru/genealogiya-kodeks-semenova/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 113
  • Страна: 00
  • Рейтинг +15/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #108 : 03 Октябрь 2018, 22:41:59 »
ВЕДОМОСТИ МАГОМЕТАНСКИХ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ. ЧАСТЬ I
Атнагулов Р.М.

С конца 90-х годов XIX века, в магометанских метрических книгах мечетей Российской Империи, можно обнаружить ведомости, содержащие подробную информацию о служителях (имамах, муллах, муэдзинах) мечетей; о датах начала строительства мечети; количестве лиц женского и мужского пола в приходах и др.

Ориентировочно с 1890 по 1897 гг., формуляр ведомостей имел усеченный вид, и назывался «Краткая ведомость». Содержащиеся в такой ведомости записи несли в себе краткую информацию о том к какой губернии, уезду, волости и селу (деревне), относилась данная метрическая книга. Также они включали в себя должность духовного лица, заполнявшего метрическую книгу его фамилию, имя и отчество. Далее указывалось количество рожденных за год мальчиков и девочек; количество совершенных браков (никах); разводов (талак); количество умерших за год лиц обоих полов.

После заполнения «Ведомости», метрическая книга прошнуровывалась и скреплялась сургучной печатью. В самом низу страницы, под бланком «Ведомости», уполномоченный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и ставил подпись («прикладывал руку»).

С 1898 года такая «Ведомость» приобрела более расширенный формат, и, несла уже в себе больше информации. Таблица «Ведомости» значительно увеличилась в графах и стала размещаться на полную страницу, в конце метрической книги. «Ведомость» получила целых три первых графы о служителях мечети: имаме-хатыбе, имаме-мулле и муэдзине. В этих графах указывались полные фамилии, имена и отчества служителей; их возраст (или дата рождения; зачастую лишь год); иногда указывалась губерния и название села (деревни). В следующей графе указывались номера Указов и даты назначения в должность каждого духовного лица. Третья графа несла в себе информацию об учебных заведениях, в которых обучались служители мечети. Также указывались наставники (устазы), которые их обучали. В четвертой графе указывалось конкретное место (хутор, деревня, село, город), в которое была выдана метрическая книга для дальнейшего ее ведения. Следующая графа несла в себе информацию с указанием приходов близлежащих селений, относящихся к этой же мечети. Вероятнее всего, из-за отсутствия в них собственных мечетей. В этой графе мы можем увидеть, порой, до четырех топонимов. Шестая графа несла в себе информацию о том, с чьей стороны (комитет, управление и др.), было дано разрешение на закладку мечети; дата и номер Указа; ответственное духовное лицо за сохранность документов. Затем шла графа с количеством в приходе лиц мужского и женского полов. Последняя графа разделялась на три: в ней указывали волость или станицу; номер стана (историческая административно-территориальная единица в Российской Империи, часть уезда, а ещё княжества) и номер участка.

Внизу, так же, как и в «Краткой Ведомости», ответственный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и «прикладывал руку».

К сожалению, такие «Ведомости» можно обнаружить не во всех метрических книгах.

Данный документ будет полезен исследователям, чьи предки были духовными лицами мечетей.

Источник: http://www.bastanovo.ru/vedomosti-magometanskix-metricheskix-knig-chast-i/


 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.


Rambler's Top100