Ответ Ключникова
Думаю эту странную "дискуссию" хорошо бы завершить.
1. С камышевахским погребением как-то все быстро меняется на страницах форума - то датировка "скачет", то название могильника. Ошибки конечно случаются, но все же для археологической атрибуции хорошо бы посмотреть вещи и чертежи. Я так и не понял опубликовано погребение или нет.
Что же касается тезиса о "хазарском домене", "самом центре исторической Хазарии" и попыток локализовать этот некий "хазарский домен" территориально - то к настоящему времени вопрос абсолютно не решен. Подобные попытки делались не раз в том числе М.И. Артамоновым. Кажется последняя "громкая" попытка принадлежит Г.Е. Афанасьеву. Но она, увы, заведомо недееспособна.
Дело в том, что Г.Е. Афанасьев основывается в своих построениях на наибольшей концентрации курганов хазарского времени (тех самых - с квадратными ровиками) на донском левобережье, в частности в районе левых притоков Дона - речек Сала и Маныча. Но большая или даже подавляющая часть этих курганов была исследована в советское время, когда на равнинном левобережье Дона проводились огромные мелиоративные работы. Тогда, при новостроечных (спасательных) работах было раскопано огромное количество курганов. В том числе и хазарских. Почти все известные на сегодня яркие богатые хазарские погребения происходят из этих раскопок. Правый же берег Дона и окрестности - неудобны для мелиорации и таких масштабных хозяйственных работ там не проводилось.
Из-за этого донское Правобережье, археологически, в огромной степени не изучено, во всяком случае, сравнительно с левобережьем. Поэтому и хазарских курганов на правобережье Дона - во внутренних территориях большой излучины Дона - исследовано в намного меньше.
Так что бессмысленно высчитывать территории хазарского домена или доменов от какой-нибудь Большой Орловки или еще откуда-нибудь. То что мы видим сейчас на карте памятников - результаты новостроечных работ. И поэтому, пока совершенно неизвестно, каким в реальности, террриториально, был ареал хазарских курганов. С "конструированием" "хазарских доменов" придется подождать лет 50 или больше.
2. М.И. Артамонов полагал хазар кочевниками и относил их появление в степях Предкавказья к VI веку (1962. С. 79). А собственно рождение хазарского государства и его экспансию, он считал связанными с восточным импульсом середины VII века, полагая что часть кочевников распавшегося Западнотюркского каганата переместилась в Прикаспий в Хазарию (1962. С. 170-171, 179-180)
С.А. Плетнева считала хазар кочевниками - например 1982.С. 51. Еще знаете у Плетневой книжка такая есть с характерным названием - "От кочевий к городам".
3. В 232-м сборнике КСИА публикуются аланские катакомбы IV века с типичными для этой культуры и времени вещами. Наличествуют подквадратные ровики, курганы вероятно полностью ко времени раскопок распаханы. И что? Какая связь с Нижнедонскими хазарского времени курганами с ровиками. Есть какая-то связь в вещах, типе могильной ямы? Я уже который раз пишу что ровики у сармато-алан имели место быть. А также ровики были у скифов и в курганах эпохи бронзы
Являются ли квадратные ровики для Нижне-Донских курганов этномаркирующим фактором? Да - в случае с этими донскими хазарского времени курганами - являются. Потому-что, ровик здесь надо рассматривать не изолированно, а в контексте других важных и устойчивых черт погребального обряда этих курганов, вещей. Ровик здесь дополняет общую картину. Дополнительно указывает на восточные связи с тюркским, центральноазиатским миром, что было давно и неоднократно отмечено (Семенов, 1988, Безуглов, Науменко, 1999, 2007).
И еще одно замечание.
Категорически невозможно согласиться с утверждением "Но не думаю что погребенного в кургане, в степи, с элементами конской упряжи и т. д. всадника - можно всерьез считать кем-то еще кроме как кочевником".
У соседей хазар - донских алан, северокавказских алан и населения Закубанья элементы конской сбруи и упряжи в погребениях маркировали социальный статус, а не кочевнический образ жизни.
В моем предложении - по степени значимости КУРГАН, СТЕПЬ (то есть степной регион)...: это важнейшие показатели того, что погребенный в основном подкурганном захоронении - кочевник. А вы мне зачем-то пишете о донских аланах, которые В ЛЕСОСТЕПИ оставили огромные ГРУНТОВЫЕ некрополи с катакомбами, и еще, что они также укладывали в могилы конскую сбрую и предметы вооружения. Зачем препарировать мою простейшую короткую фразу?
Были кочевники, которые практиковали грунтовые захоронения - например гунны на определенном этапе.
Но я говорю о наиболее типичном для кочевого мира. Курганы с квадратными ровиками и, как правило с единственным погребением, и есть самые что ни на есть типичные захоронения кочевников.