Здравствуйте уважаемые форумчане,
я здесь по приглашению Валихана, администратора тюркского проекта на ФТДНА и в надежде получить от Вас дополнительную информацию, которая поможет мне точнее определить вероятность моего происхождения. Насколько я понимаю, данная тема посвящена мне, за что хотел бы выразить мою благодарность администратору азербайджанского проекта (насколько я понимаю, это он открыл данную тему).
Возможно, некоторых заинтересует мое происхождение и проведенное мной небольшое исследование в свете результатов ДНК-теста:
Родом я из Товузского района на западе Азербайджана. Мои предки вели вплоть до 20-го века кочевой образ жизни - летом разбивали палатки на горных лугах, зиму проводили в степи, в землянках, пока советская власть не положила конец их идиллии, отобрала стада и табуны и вместо этого дала трактор. В Азербайджане наше племя называли "
Айрум" (по-азербайджански "Айрым"). Наш род был известен как "
Мель-оглу". Население нашего района по вероисповеданию мусульмане-
шииты. Наш район является последним на западе Азербайджана поселением с шиитским большинством, западнее нас проживают в основном сунниты, в прошлом также тюрки-кочевники. Говорят все на западе практически на одном диалекте с небольшими различиями.
Существует несколько версий нашего происхождения (псевдонаучную мифологию некоторых азербайджанских горе-историков я, конечно, не считаю нужным упоминать):
1. Мы, в прошлом основная ударная сила Сефевидов, были переселены сюда из Анатолии, в основном в эпоху Сефевидов. Товуз назывался в прошлом Шамшаддиль, что является искаженной формой имени Шамсаддин (наш народ любит искажать на свой лад персидские и арабские слова), что происходит от названия племени Шамсаддинлу, являющегося частью знаменитого кызылбашского племени
Зулькадар (эпохи Сефевидов).
2. Мы либо кипчаки, пришедшие в сельджукскую эпоху с севера, либо кумыки, потомки хазар, бежавшие сюда от наступающих калмыков, также с северного Кавказа.
3. В прошлом на территории Товуза проживали кавказские албанцы (удины), а также немного армян. Возможно, мы являемся тюркизированной смесью этих народов.
Против второй версии говорит наше вероисповедание - шииты, значит, скорее всего, пришли сюда не с севера, а с юга, либо пришли с севера в досефевидское время, что маловероятно. Хоть эта версия и стала в последнее время довольно популярной, мне она всегда казалась неправдоподобной.
Третья версия может быть отчасти правильной, однако, мы – кочевники, а удины и армяне – оседлые народы. Наш народ отличается тем, что неохотно роднится с чужаками. Возможно, в нашем роду была некоторая примесь местного оседлого населения по материнской линии. Таким образом, все говорит в пользу первой версии за исключением нашего названия "Айрум", которое некоторые азербайджанские историки связали вот с этими ребятами
http://en.wikipedia.org/wiki/Hayhurum.
Дело в том, что в советскую эпоху историки усердствовали объявить азербайджанцев автохтонным кавказским нетюркским народом (сегодня пытаются доказать, что мы якобы на 100% тюрки, причем автохтоны!). Данная гипотеза о хайхурумах не имеет никаких доказательств, насколько мне известно, за исключением схожего звучанию "айрум" и "хайхурум". Внешне айрумы меньше всех азербайджанцев похожи на армян. Мы отличаемся тем, что у нас чаще встречается светлоглазый, светловолосый тип и легкая монголоидность.
Если отвергнем гипотезу с хайхурумами, остается неясным происхождение слова "айрум" (айрым), разве что это обыкновенное тюркское слово, означающее "отделившиеся". Но почему и от кого отделившиеся?
Похожая проблема с именем нашего рода "Мель-оглу" (сыны Меля). Слово "мель" на азербайджанском ничего не означает и, как имя, практически не встречается.
Как-то я погуглил "Мель-оглу" и нашел некоторое количество людей с этой фамилией из Турции. Большинство тех, кого я нашел, проживают в Шанлы Урфе. Шанлы Урфа известна как регион населенный преимущественно курдами, что подвело основу под четвертую гипотезу: Мы относимся к той небольшой части курдов, которые стали шиитами и, переселившись в Азербайджан вместе с тюрками-кызылбашами, ассимилировались.
Эта гипотеза показалась мне более правдоподобной, потому что курды отчасти также кочевники. Однако она не понравилась бы большинству моих родственников и земляков, которые по какой-то непонятной причине (может интуиция?) глубоко верят в свое исконно тюркское происхождение.
Чтобы развеять все эти сомнения и внести мой скромный вклад в исследование истории и генеалогии азербайджанского народа, я решил сделать тест Y-ДНК. Я понимаю, что данный тест не является однозначным доказательством какого-либо происхождения, однако он увеличивает вероятность одной из имеющихся гипотез. И результат - у меня сибирская гаплогруппа N.
Насколько я понимаю, чтобы однозначно определить мой гаплотип необходимо сделать SNP-тест, который я возможно скоро закажу. Тем не менее, я решил провести некоторое исследование с уже имеющимися результатами и, прочитав несколько публикаций на тему гаплогруппы N, пришел к выводу, что мой гаплотип - это тюркская ветвь гаплотипа N1b, называемая в публикациях N1b-A, отделившийся много тысяч лет назад от европейской ветви, называемой N1b-E.
N1b-A распространена преимущественно на Алтае и в близлежащих областях южной Сибири, приблизительно на территории проживания кочевников динлинов в древности и позже племен теле. Почему-то некоторые историки поспешили вслед за Гумилевым объявить динлинов арийцами, т.е. европеоидным народом. Мне неизвестны никакие упоминания европеоидности динлинов в китайских или других источниках, что говорит, скорее всего, о том, что они внешне не отличались от прочих азиатов. А гаплогруппу R1a у тюркских народов из данного региона проще объяснить более поздним господством енисейских киргизов, европеоидного народа, завоевавшего динлинов, а также, присутствием алтайских саков, тохар и прочей арийской братии, кочевавшей вокруг да около с незапамятных времен и впоследствии покорившейся гуннам и гек-тюркам. Конечно, вполне возможно, что динлины, так же как и азиатские гунны, уже в древности были смешанным народом.
Следующий вопрос: Когда и каким образом мои предки (будь то динлины или гунны) попали в Азербайджан из Южной Сибири?
Априори наиболее вероятный вариант – вместе с племенами Огузов, перекочевавших на Ближний Восток под предводительством сыновей Сельджука. Будучи уверенным в этом варианте, я, можно сказать, искал его подтверждения. Но натолкнулся на вот эту статью:
http://www.mv.helsinki.fi/home/jphakkin/N1b.pdfАвтор статьи делит N1b-A и N1b-E на разные подтипы. Моя Y-ДНК совпадает в точность с типом N1b-A4. Этот тип был найден у одного русского, двух калмыков, одного турка и одного хакаса, причем хакас от меня дальше, чем все остальные. Калмыки - это монголы-ойраты. Русского на юге России можно объяснить наследием татаро-монгольского ига. А турок проживает в Измире. Он может быть переселенцем из Крыма, либо из восточной Анатолии.
Поиск родственников в интернете особых успехов не принес. В ysearch ничего интересного не нашел, зато в базе Соренсена нашел много дальних родственников, относящихся к N1b-A4. Почти все они монголы из западной Монголии. Вот кстати тут вы о них писали:
http://forum.molgen.org/index.php/topic,254.0.htmlС одним монголом у меня совпадение на 19 из 23 маркеров и отсюда база Соренсена предполагает, что наш общий предок жил около 960 лет назад. Все это подводит основу под новую гипотезу, о которой мало кто думал: Мы потомки воинов Чингиз-хана в составе армии Хулагуидов.
В 11-ом веке 24 огузских племен уже давным-давно покинули Семиречье и, тем более, западную Монголию. Конечно, я думаю, при более глубоком анализе на большем количестве маркеров возраст общего предка, скорее всего, удалится. Тем не менее, тот факт, что тип N1b-A4 присутствует почти исключительно среди западных монголов и калмыков-ойратов и почти отсутствует среди тюркских народов, указывает на вероятность монгольского происхождения.
Проблема, однако, в том, что среди самих монголов и калмыков, как Вы знаете, преобладает гаплогруппа C3 и C. Значит, N1b-A4 - чужак, отделившийся от динлинского сообщества и примкнувший когда-то к монголам. Скорее всего, монголизированный тюрок.
Монголизация западной Монголии и Семиречья началась в основном во время каракитаев и завершилась предположительно во время правления чингизидов. Здесь были найманы (секиз-огуз), зависимые от монголов-каракитаев, сами, скорее всего, тюрки с монгольской примесью, судя по преимущественно тюркским именам найманов. Многие найманы отправились на Ближний Восток вместе с армией Хулагу, например знаменитый полководец Кит Буга. Странно, что тюркские воины Чингиз хана не запомнились на Ближнем Востоке под именем найманов. Они остались в истории под другим именем...
Мои поиски фамилии "Мель-оглу" в Турции вывели меня на деревню под названием "Малоглу", возможно имеющей отношение к роду "Мель-оглу". Эта деревня находится недалеко от Адыямана, в точности там, где находилось средневековое государство "Зулькадар-огуллары". Многие люди из этого региона переселились в Анкару и Измир, а также, вероятно в близлежащую Шанлы Урфу, что объясняет нахождение моих отдаленных сородичей в этом городе.
О Зулькадар-огуллары мало что известно. Это государство возникло как гриб после дождя, сразу после распада монгольского государства Ильханидов, что говорит о том, что Зулькадары были частью Ильханидов. Как известно монголы приняли шиитский ислам в период Мухаммада Ольджейту, что объясняет шиитское верование части населения зулькадаров.
Но вот какая мистика: В книгах истории говорится, что большая часть огузов бежала во внутреннюю Анатолию от монголов, а после распада монгольского государства монголы не упоминаются, как будто от них не осталось и следа. Зато на месте монголов, откуда не возьмись, появляется огромное количество туркменов из племени "баят" - в Ираке, Сирии и на юге Анатолии. Многие из них - шииты, так же как и монголы Ольджейту. Но путаница возникает из того обстоятельства, что баяты известны издревна как одно из основных огузских племен. Государство Зулькадаров опиралось также в основном на баятов, а также афшаров и бекдилли.
Объяснение данной путанице следующее: По всей вероятности часть баятов ушла из Семиречья еще вместе с огузами, впоследствии сельджуками, а часть осталась там и жила в составе государства секиз-огуз, постепенно переименованного соседними монголами в найманов, и позже пришла на Ближний Восток под знаменами Чингиз Хана. Приняв ислам и встретив своих сородичей баятов, они слились с этими ранее перекочевавшими сюда баятами после распада монгольской орды, переняв их название "туркмены". Вначале эти две группы баятов различали как "ак-баят" (баяты-огузы) и "кара-баят" (баяты, пришедшие с монголами).
Баятский след позволяет связать зулькадаров с ойратами. Ойраты состоят из нескольких групп и одна из этих групп называется "баят" или "баяут", вероятно от тюрко-монгольского "баян" - богатый, с монгольским суффиксом "ут".
Интересно, что слова "баят" и "ойрат" имеют синонимное значение в тюркских языках на Ближнем Востоке. Так, например, слово "баяты" (баятское) на азербайджанском означает определенный вид четверостишья, с 7 слогами в каждой строке, где строки заканчиваются омонимами. Также это слово означает жалобное пение. На диалекте иракских туркмен, в восточной Турции есть слово "хорьят" или "хойрат", бытовавшее в прошлом также в азербайджанской лексике. Это слово имеет в точности то же значение, что и слово "баяты". Следовательно, туркмены региона считали слова "ойрат" и "баят" идентичными, что говорит о том, что часть баятов пришла сюда с монголами-ойратами и большинство из них были тогда еще не монголизированные окончательно баяты, говорившие возможно порой на двух языках.
Эта гипотеза объясняет, возможно, также название моего рода: "Мель" - согласно моему исследованию, на калмыкском и средневековом монгольском означает "совершенный, полный", близкое к тюркскому "бол".
Остается единственная проблема, а именно название этнической группы "Айрум". Я предполагаю, что это не этноним, а топоним. Так многие племена назывались по месту кочевья - Шамлу (Сирийское), Шамбаят (Сирийские баяты), Румлу (Римские, т.е. Анатолийские туркмены). Айрум, возможно, происходит не от эрзурумских православных хайхурумов, которым до зулькадаров было далековато, а от Киликии, где кочевали зулькадары- баяты и прочие туркмены-зулькадары, вплоть до Сирии и Ливана. Киликию зулькадары отвоевали у армянского киликийского царства, положив конец его существованию. Киликийские армяне были союзниками крестоносцев, там даже правила французская династия крестоносцев. В некоторые периоды истории армянская церковь в Киликии пыталась интегрироваться в католическую церковь и многие из знати киликийцев, бывшие крестоносцы исповедовали католицизм. Вероятно, отсюда пошло название этого региона в народе как "Хай-Рум", т.е. страна армян-католиков, либо страна армян и крестоносцев (Как известно мусульмане зачастую называли крестоновцев "рум", т.е. римляне, так же как и византийцев-греков). Возможно туркмены-зулькадары стали называть себя "хайрумлу" или "хайрум"ами по аналогии с другими племенами, как "Шамлу" или "Румлу", что было индикатором местности, а не этнического происхождения. Но это всего лишь гипотеза. Доказательств у меня пока нет никаких.
Напоследок у меня вопрос и просьба:
Какой, по Вашему мнению, возраст общего предка у типа N1b-A4 из публикации, ссылку на которую я выше указал?
Буду благодарен за любую информацию имеющую отношение к моему предполагаемому гаплотипу N1b-A4, а также к возможным дальним родственникам, особенно за пределами Монголии.
Прошу прощения за столь длинное сообщение и благодарю всех за внимание!