В отношении реконструкции прошлого. Мозаичное полотно разрушено, но остались куски, которые предстоит собрать. Антропология и данные других наук позволяют это сделать с определенной долей вероятности. Думаю, последнее слово за генетиками. Метод потрясающий и полагаю, что Вы сможете ее завершить.
1. В отношении татар как одних из предков зап. украинцев, точнее украинцев Львова. Конечно, речь идет о предках татар. Но в тоже время давность этого этнонима и его определенная связь с пришлыми иранцами для Центр. Азии, позволяет рассматривать его в качестве этнонима для всех восточных иранцев и потомков арийцев востока Евразии. Но это сугубо личное мнение. Могут и не принять. Вообще с этнонимами сложно. Они должны быть созвучны обстоятельствам, чего часто не бывает. Пример, бактрийский язык, но закрепился он за кушанским, родом из Центр. Азии. Правильнее было его назвать кушанским языком или сокращенно кушани. Антрополог Алексеев посвятил как-то терминам статью, смысл которой в отражении их локализации и простоты передачи.
По данным языковедов, славянский по происхождению балтийский, но сложился под сильным иранским влиянием. Причем отмечают даже в культуре черты центральноазиатских сармат. Все крупные историки, как на западе, так и русские, например Серов, отмечают это влияние. Интересно, что этнографы часто видят то, что нам недоступно. Репин увидел в казачьих приемах обхаживания лошадей скифские приемы. Иностранцы, например Мери Бойз, отмечают такие особенности между южнорусскими и скифами, как обычай ношения бороды «лопатой». Или знаменитые пазырыкские узоры, которые сохранились в русской среде. Интересно, что Карл Фукс отметил различие между татарами мужчинами и татарками женщинами. Это перекликается с данными генетики. Татары имеют отчетливо выраженную связь с населением Поволжья и заметно проглядываю связи через женщин. Знаменитое тураевское захоронение подтверждает это. Мужчины воины, а женщины местные, но не принятые в круг сармат. (в главе 4 Иранцы. раздел Дахи. Парфяне и аланы).
2. В отношении адыгов, как одних из предков татар. Как это попало в книгу? Труд мой сборный, основан на археологических и др. данных, порой спорных. В сборнике Археология СССР указано, что этноним алан обобщающий и скрывал этнонимы других кавказских народов. Ясно, что они по образу жизни должны быть близки к аланам. В отношении адыгов в этом сомнений нет. Это мнение поддерживается руническими письменами, часть которых читается на основе иранских, а другая – адыгских. Поэтому я посчитал нужным принять это факт во внимание.
3. В отношении андроновского в составе сармат. Да, я согласен, что там он проглядывает со всей очевидностью. Но это в европейских сарматах. Как известно, их потеснили на запад аланы, а затем среднеазиатские ираноязычные племена, которые и этнически и антропологически были близки сарматам, но имели ясно выраженную монголоидную примесь. Носовой указатель у них иной. В остальном они схожи. Их глазницы глубокие, лица профилированные. Аналог им можно найти и среди татар, и среди евреев-ашкенази. А также среди части узбеков, в которых заметно выделяется европеоидный пласт. В качестве эталона можно сослаться на облик всем известного Абрам..
При всем сходстве с сарматами, в среднеазиатских кочевниках преобладали южные черты, в восточных по данным антропологии (это Вост. Казахстан, Зап. Монголия, Вост. Туркестан) – черты памиро-ферганской расы, протоморфных средиземноморцев и потомков андроновцев эпохи бронзы, этногенез которых восходил и к арийцам (андроновцам) и местному европеоидному расовому типу, близкого к андроновскому (такой же низколицый тип, но с заметной уплощенностью), а также монголоидов и угров. В Эрмитаже в зале, посвященном памятникам Др. Алтая можно увидеть лица и кавказоида и монголоида В моей книге также приведен их облик, а также угров (илл. 2.6) того края, которые входили в состав объединения пазырыкцев. Кстати, там же в зале алтайского искусства можно увидеть таштыкские маски, которые передают лица потомков арийцев. У них резко выраженные европеоидные черты, но северного типа. Памиро-ферганцы смесь по определению антропологов андроновцев и средиземноморцев.
Когда мы говорим об антропологии, то всегда возникает проблема в том, чтобы передать словами особенности их лиц. Это очевидно трудно, здесь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Конечно, стопроцентных аналогий не найти, но если говорить о протоморфных средиземноморцах, то им аналог девушка с илл. 6.14 моей книги (на сайте
www.bayar.ws). Конечно, вы должны понять всю условность подобных заключений, направленных только на понимание предмета. Что их сближает? массивное (широкое и длинное лицо), широкая круглая голова, прямой нос, пигментация волос, кожи и глаз. Они темные.
Ну и последнее о книге. Ее не стоит воспринимать, как строго научный труд. Назначение книги скоромное, а именно: дать научные сведения. так сказать, для массового чтения. Там есть ошибки, которые я, к сожалению, не могу исправить. Почему не могу войти в данные разделы. Например, на илл. .. указано переднеазиатский тип, но это средиземноморский. К сожалению, многие иллюстрации и сведения не вошли. Это довольно тяжелый труд. Генетическую историю с 6 главы следовало бы переписать, но не нахожу времени. Думаю, с этим справитесь лучше Вы. Я начал править прямо на сайте, но .. не завершил.
Желаю удачи Вам. Надеюсь, допишете последнюю главу и поставите жирную точку.
Александр Бояров.
P.S.
Обратите внимание на историю с предполагаемыми предками чудь. Кто они? ведь должны были оставить след. Народ воинственный, склонный к разбоям. Предания о них есть на западе, так и на востоке. Они могли войти в состав формирующихся гуннов. Известно, что у хунну при бегстве на запад пересеклась династия, и они пользовались выборными старшинами.
И о славянах Вост. Европы. Я не стал останавливаться на этом и жалею. Например, когда языковеды говорят о мордве, указывают, что это финны, которые по данным языка имели контакты с арийцами и иранцами. Но правильнее было бы говорить, что в большинстве они потомки арийцев и иранцев, но сменившие с течением времени язык. Среди них по данным антропологии сублапаноидов не более четверти. И в них заметно выделяется арийская и иранская топонимика, которую они удивительно хорошо сохранили. Кто то на данном сайте указал этнографические параллели между мокшой и алтайцами. Вообще история странная вещь. Люди, которые дают начало этносу часто исчезают в водоворотах истории, но их имя с честью носят другие. Так случилось с римлянами. В прошлом воинственный народ, но уже сборный. Среди патрициев были потомки троянцев, а среди плебса – выходцы со всех уголков Италии. Но поздние, например, иллирийские императоры и рядовые солдаты не были этнически ни римлянами, ни италийцами.