АвторТема: Этническая история: вопросы Владимиру Напольских  (Прочитано 388906 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alexei Kassian

  • Сообщений: 90
  • Страна: ru
  • Рейтинг +26/-0
А есть ли русскоязычная литература в виде одной книнге по археологии Европы тех времен или общей такой (такой более вводный материал, как часто бывает с предоставлением разных гипотез и теорий)?
Вопрос не ко мне, но я тоже отвечу.
Нет, такой книги с актуальным описанием нет. Как я уже говорил, в русской археологии нет традиции следить за иноязычной лит-рой.

Имеется книга Е.Н.Черных, "Степной пояс Евразии. Феномен кочевых культур" (М., 2009).

И есть рукопись книги Л.С.Клейн, "Древние миграции и происхождение индоевропейских народов" (СПб., 2007): pdf.

Впечатления от Черных я коротко излагал в блоге, а на Клейна когда-то писал рецензию для издательства (надеюсь, книга выйдет-таки).

Резюме: не учтены достижения последних лет 15, что во многом обесценивает указанные обзоры. Как я уже писал в этом топике, лучший обзор из того, что я видел, -- это Ph.Kohl (на английском).

Оффлайн Alexei Kassian

  • Сообщений: 90
  • Страна: ru
  • Рейтинг +26/-0
Сорри, если уж я опять влез в эту ветку...

Я тут, пожалуй, почти ни с одним тезисом не могу согласиться, ну да ладно. Тем более я не археолог.
Однако свой центральный тезис (выше я на него намекал, но теперь сформулирую более прямо) я вынужден отстаивать: рассуждения о чье-либо прародине бессмысленны без знакомства с последними археологическими данными.

Свежую лит-ру я выше уже накидал. Это Kohl, Lyonnet, Виктор Трифонов (который, кстати, по керамике считает, что майкопцы пришли из неолитической Анатолии) и др. авторы.

Ну, Коля я посмотрел - нормальная англоязычная научно-ПОП компиляция. Ничего нового там нет, данные устарели, понятно дело. "Последние археологические данные" устаревают примерно через полтора-два года, и это нормально - знать надо не их, а то, что у(от)стоялось. Не понимаю, чему в моих вполне дилетантских представлениях о Майкопе археология противоречит.

Владимир, если вешать категориальные ярлыки, то Коль это никак не "поп". "Поп" -- это скорее Энтони с книгой про колесо (но я, конечно, и Энтони не стал бы так характеризовать).

На тему противоречащих представлений. Вот этот Ваш комментарий очень противоречит современным представлениям:

Интересно, однако, что Мешоко и Майкоп в значительной части синхронны, а других поселений кроме типа Мешоко в Майкопе по сути нет (тот же Черных, с которого списывает ваш Коль, просто считает поселения типа Мешоко майкопскими)  - где жили-то? Или в юртах? Кроме того, есть ещё третий культурный компонент помимо степного скотоводческого курганного с подвижным (видимо) образом жизни (Майкоп - Новосв.) и горного скотоводческо- (свиноводческого, кстати) земледельческого (?) оседлого (Мешоко) - те люди, которые делали всю майкопскую бронзу и серебро-золото (которые, судя по всему, сделаны по закавказским и переднеазиатским образцам, а часто и просто притащены оттуда или из тамошнего металла изготовлены). В Мешоко этим не занимались. В Майкопе тоже особых следов нет. Горных разработок на территории не найдено. Вот и получается три компонента: горный (местный, архаичный) типа Мешоко, степной курганный и пришлый с юга металлургический. Разные хозяйственные типы, археологические памятникм, разная ландшафтная привязка и разное происхождение, давшие единый комплекс.

Оффлайн Аббат Бузони

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Владимир, вопрос у меня появился.

В деревнях откуда родом мой отец (рязанская мещера) существовало такое понятие:

Ки'ла, ки'л – шишка; всякая болезнь, возникающая от наговора, навета (нарыв, чирей, опухоль, грыжа) (с. Котелино, с. Дарьино Кадомский район и др.). (Ивлева)

Моя мама (эрзянка) отметила, что у них в деревне было схожее понятие кила' в значении шишка, грыжа.

Можно ли сказать, что это производные одного понятия? Какое происхождение у этого слова (хочется пофричить и сравнить с kill - убивать)?

Оффлайн Nycticorax

  • Сообщений: 1548
  • Рейтинг +285/-35
  • Y - R1a1, mtDNA - D5a3
В деревнях откуда родом мой отец (рязанская мещера) существовало такое понятие:
Ки'ла, ки'л – шишка; всякая болезнь, возникающая от наговора, навета (нарыв, чирей, опухоль, грыжа) (с. Котелино, с. Дарьино Кадомский район и др.). (Ивлева)
Моя мама (эрзянка) отметила, что у них в деревне было схожее понятие кила' в значении шишка, грыжа.
Можно ли сказать, что это производные одного понятия? Какое происхождение у этого слова (хочется пофричить и сравнить с kill - убивать)?
Это вроде общеславянское.
Фасмер:
Цитировать
WORD: кила́
GENERAL: "грыжа, опухоль, нарост на дереве", укр. ки́ла "грыжа", цслав. кыла, болг. ки́ла, сербохорв. ки̏ла, словен. kíla, чеш. kýla, слвц. kуlа, польск. kiɫa.
ORIGIN: Родственно лит. kū́lа "нарост, шишка" (не *kulà); с другим вокализмом: ион. κήλη, атт. κἀ̄λη "повреждение сосуда в теле, грыжа", др.-исл. haull, д.-в.-н. hôlа "перелом, грыжа"; см. Буга, РФВ 71, 54, Фасмер, Гр.-сл. эт. 86; Траутман, ВSW 144; Кречмер, KZ 31, 472; Бернекер 1, 677; Цупица, GG 110. Не связано с лат. cūlus "выход прямой кишки, зад" (против Розвадовский, Qu. Gr. I, 420; IFAnz. 8, 138; Педерсен, Kelt. Gr. I, 50; см. Вальде--Гофм. I, 305). Лит. kuilà заимств. из слав. Сюда же, вероятно, ки́ла "мешковатый человек" (собств. "вялый"), кили́ться "мешкать, медлить", которые Ильинский (РФВ 78, 206) ошибочно относит к кива́ть.

Оффлайн Аббат Бузони

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Спасибо.

Оффлайн Напольских

  • Группа: Историки
  • *
  • Сообщений: 541
  • Рейтинг +70/-0
Владимир, вопрос у меня появился.

В деревнях откуда родом мой отец (рязанская мещера) существовало такое понятие:

Ки'ла, ки'л – шишка; всякая болезнь, возникающая от наговора, навета (нарыв, чирей, опухоль, грыжа) (с. Котелино, с. Дарьино Кадомский район и др.). (Ивлева)

Моя мама (эрзянка) отметила, что у них в деревне было схожее понятие кила' в значении шишка, грыжа.

Можно ли сказать, что это производные одного понятия? Какое происхождение у этого слова (хочется пофричить и сравнить с kill - убивать)?

Нет, с kill - вряд ли, а само слово - общерусское (даже медицинский термин такой есть) и общеславянское, с хорошими ИЕ параллелями (см. Фасмера).

Оффлайн Напольских

  • Группа: Историки
  • *
  • Сообщений: 541
  • Рейтинг +70/-0
Сорри, если уж я опять влез в эту ветку...

Я тут, пожалуй, почти ни с одним тезисом не могу согласиться, ну да ладно. Тем более я не археолог.
Однако свой центральный тезис (выше я на него намекал, но теперь сформулирую более прямо) я вынужден отстаивать: рассуждения о чье-либо прародине бессмысленны без знакомства с последними археологическими данными.

Свежую лит-ру я выше уже накидал. Это Kohl, Lyonnet, Виктор Трифонов (который, кстати, по керамике считает, что майкопцы пришли из неолитической Анатолии) и др. авторы.

Ну, Коля я посмотрел - нормальная англоязычная научно-ПОП компиляция. Ничего нового там нет, данные устарели, понятно дело. "Последние археологические данные" устаревают примерно через полтора-два года, и это нормально - знать надо не их, а то, что у(от)стоялось. Не понимаю, чему в моих вполне дилетантских представлениях о Майкопе археология противоречит.

Владимир, если вешать категориальные ярлыки, то Коль это никак не "поп". "Поп" -- это скорее Энтони с книгой про колесо (но я, конечно, и Энтони не стал бы так характеризовать).

На тему противоречащих представлений. Вот этот Ваш комментарий очень противоречит современным представлениям:

Интересно, однако, что Мешоко и Майкоп в значительной части синхронны, а других поселений кроме типа Мешоко в Майкопе по сути нет (тот же Черных, с которого списывает ваш Коль, просто считает поселения типа Мешоко майкопскими)  - где жили-то? Или в юртах? Кроме того, есть ещё третий культурный компонент помимо степного скотоводческого курганного с подвижным (видимо) образом жизни (Майкоп - Новосв.) и горного скотоводческо- (свиноводческого, кстати) земледельческого (?) оседлого (Мешоко) - те люди, которые делали всю майкопскую бронзу и серебро-золото (которые, судя по всему, сделаны по закавказским и переднеазиатским образцам, а часто и просто притащены оттуда или из тамошнего металла изготовлены). В Мешоко этим не занимались. В Майкопе тоже особых следов нет. Горных разработок на территории не найдено. Вот и получается три компонента: горный (местный, архаичный) типа Мешоко, степной курганный и пришлый с юга металлургический. Разные хозяйственные типы, археологические памятникм, разная ландшафтная привязка и разное происхождение, давшие единый комплекс.

Принципиальных отличий Коля от Энтони не вижу. Всё едино: почитали чего-то, поездили по конференциям с диктофонами, пересказали для англоязычного читателя; разве что Коль всё же цитирует источники. Про Майкоп: я уж подумал, может и правда великие английские учёные всё понимать могут, но вот нашёл у себя тут  статью: Е.Н. Черных, Л. Б. Орловская ФЕНОМЕН МАЙКОПСКОЙ ОБЩНОСТИ И ЕЕ РАДИОУГЛЕРОДНАЯ ХРОНОЛОГИЯ // Археология Кавказа и Ближнего Востока : сб. к 80-летию члена-корреспон­дента РАН, профессора Р. М. Мунчаева / отв. ред. Н. Я. Мерперт, С. Н. Кореневский. - М. : ТАУС, 2008. Ровным счётом всё там это и написано, о чём я пытался сказать: и о Мешоко в соотнесении с Майкопом, и об отсутствии следов металлургии, и о никак не западном его происхождении, и о компонентах. Не знаю, как тут выложить пдф - но статью, наверное, можно найти в сети. Никак не будучи специалистом, могу только сказать, что полагаться на мнение реально работающего археолога Черных представляется мне более обоснованным, чем на сочинения каких-то никому не известных английских популяризаторов.
Картина вполне понятная: импульс (металл) с юга, общность, в которой ведущую роль играли носители этого импульса и степные создатели курганных погребений, а жители горной части территории (Мешоко) - видимо, были в основном реципиентами.

Оффлайн Напольских

  • Группа: Историки
  • *
  • Сообщений: 541
  • Рейтинг +70/-0
По дороге проконсультировался в Ин-те археологии в Москве (не с Черных).
Кратко пересказываю, что услышал:
Да, точка зрения Черных на то, что Мешоко - это поселения майкопцев, конечно, едва ли верна. Я, собственно, тоже этого не утверждал - как раз наоборот.
Мешоко начинается гораздо раньше Майкопа, но на поздней стадии оно с Майкопом, по-видимому, синхронно: говорить о том, что майкопцы съели предгорное население, и оно не имело потомков, не приходится.
Майкопский металл и металлургия  происходят неизвестно откуда, но ни в коем случае не с Балкан. Видел совсем новую книгу Коренецкого, где он прямо выводит эту традицию вообще из Северного Ирана, и, во всяком случае, из Закавказья.
Возникновение курганного обряда в Майкопе - никак не принесённое с юга, скорее всего его следует связывать с местным степным компонентом в генезисе майкопцев.

Так что, все основные тезисы, которые я высказывал ув. Касьяну - абсолютно верны (даже сам удивляюсь: я никак не могу считать себя человеком, находящимся тут в теме). И, кстати, отношение к книге Коля как к "новейшей литературе" вызвало недоумение и крайне ироничную реакцию. Это и правда просто неплохая компиляция, хотя и уже достаточно старая.

Оффлайн пенелопа

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Страна: ru
  • Рейтинг +2721/-13
  • мтДНК: H1b
Модераторы, снемите "армянскую" тему в отдельную ветку: ко мне, слава богу, отношения не имеет, и уровень разговора мне, честное слово, неинтересен.
Тема снята, перенесена в раздел "Лингвистика".

Оффлайн Inal.Gagloev

  • Сообщений: 113
  • Страна: ru
  • Рейтинг +10/-1
Историческая динамика. На пути к теоретической истории.  Турчин П.В.


http://narod.ru/disk/24035264000/222123.zip.html

ОГЛАВЛЕНИЕ
...
3.2.2. Концепция Гумилева







Интересно узнать мнение историка о достаточно теплом отношении известного специалиста в области математического моделирования исторической динамики - Турчина о концепции Гумилева, которую сам уважаемый Владимир Напольский называл - "бездарной"? Значит, с Гумилевым не все потеряно? ;)
« Последнее редактирование: 29 Декабрь 2012, 08:55:45 от Inal.Gagloev »

Оффлайн Yurgan

  • Кто везёт, тому везёт
  • ...
  • Сообщений: 8443
  • Страна: ar
  • Рейтинг +957/-8
  • Потомок кузнеца Ильмаринена
    • Сибирский родословец
Модераторы, снемите "армянскую" тему в отдельную ветку: ко мне, слава богу, отношения не имеет, и уровень разговора мне, честное слово, неинтересен.
Владимир Владимирович, может ли высказать свое мнение по поводу самых ранних контактов самодийцев и тюрков.
Где и когда они могли происходить?
Много ли тюркизмов в самодийских? Есть ли различия в селькупском и северно-самодийских?
Что скажете по поводу слова ира - северно-селькупское мужчина? Это тюркское слово?
Как давно оно появилось в селькупском и в результате каких контактов?
« Последнее редактирование: 08 Сентябрь 2013, 17:01:37 от Yurgan »

Оффлайн Einulf

  • Сообщений: 15
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4/-0
Много ли тюркизмов в самодийских?
Пока Владимир Владимирович не ответил, могу порекомендовать работу Е.А. Хелимского: http://www.philology.ru/linguistics3/khelimsky-00d.htm

У меня в свою очередь вопрос к В.В. Напольских: насколько правомерно проецирование коми-язьвинской (и оньковской пермяцкой) акцентуации на прапермское состояние, как это сделано в работе Ю.В. Норманской: http://www.iling-ran.ru/Normanskaya/normanskaya/14.pdf ?
На мой взгляд там довольно много натяжек да и фактических ошибок.

Оффлайн Напольских

  • Группа: Историки
  • *
  • Сообщений: 541
  • Рейтинг +70/-0
Тюркизмы в прасамодийском есть (лошадь, сто, кастрированный олень, ещё что-то) - вполне достаточно, чтобы постулировать некоторый культурно значимый контакт.
Что касается данного сочинения Норманской, то оно построено, если не ошибаюсь, в значительно степени на анализе "ударений" в списке удм. слов Фишера, которые являются фикцией, поскольку сам Фишер удм. слов не записывал (это показано, если не ошибаюсь, здесь: Winkler E. Anmerkungen zu Fischers ostjakischer Liste. - In: Hasselblatt, C. & Jääsalmi-Krüger, P. (Hgg.). 1999. Europa et Sibiria. Beiträge zu Sprache und Kultur der kleinen finnougri-schen, samojedischen und paläosibirischen Völker. Wiesbaden. 473-478). При этом качественные записи (Мессершмидта, например - они в любом случае и более ранние), ничего такого сделать не позволяют. Игра случайностей и домысел, не более того. Вообще, труды Норманской вызывают, мягко говоря, странное впечатление (см., в частности, отзывы на её творчество М. Живлова - специалиста, несомненного более аккуратного и квалифицированного на его стр. в Academia.edu :  http://www.academia.edu/875464/Review_of_._._._._  http://www.academia.edu/1343830/_._._._._  (- Не уверен, что ссылки будут работать, но найдёте). Показателен и неуклюжий ответ Норманской и примкнувшей к ней (непонятно зачем пестующей это чудо) А. В. Дыбо: http://www.jolr.ru/files/%2888%29jlr2012-7%28136-152%29.pdf . Так что не придавайте значения. Я просто не читаю.

Оффлайн Yurgan

  • Кто везёт, тому везёт
  • ...
  • Сообщений: 8443
  • Страна: ar
  • Рейтинг +957/-8
  • Потомок кузнеца Ильмаринена
    • Сибирский родословец
Тюркизмы в прасамодийском есть (лошадь, сто, кастрированный олень, ещё что-то) - вполне достаточно, чтобы постулировать некоторый культурно значимый контакт.
Спасибо.

Оффлайн Einulf

  • Сообщений: 15
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4/-0
Что касается данного сочинения Норманской, то оно построено, если не ошибаюсь, в значительно степени на анализе "ударений" в списке удм. слов Фишера, которые являются фикцией, поскольку сам Фишер удм. слов не записывал (это показано, если не ошибаюсь, здесь: Winkler E. Anmerkungen zu Fischers ostjakischer Liste. - In: Hasselblatt, C. & Jääsalmi-Krüger, P. (Hgg.). 1999. Europa et Sibiria. Beiträge zu Sprache und Kultur der kleinen finnougri-schen, samojedischen und paläosibirischen Völker. Wiesbaden. 473-478).
Да, конечно. Меня просто удивило несоответствие коми-язьвинской акцентуации прапермской, постулируемой Ю.В. Норманской.
Большое спасибо за ответ.

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.