Насколько я помню то, что как-то писал Дробышевский на "достающем звене" айнские черты в определённой степени прослеживаются ещё в находках Минатогава. То есть антропологически это автохтнонное население японских островов.
Замечательный пример плавного изменения расовых признаков даёт нам история сложения айнской расы, поскольку она протекала в большой изоляции без существенного притока новых групп населения. Судя по краниологическим данным, айны являются прямыми потомками создателей культуры дзёмон (Hanihara, 1998). В свою очередь, дзёмонцы с наибольшей вероятностью восходят к верхнепалеолитическому населению Японских островов (Seguchi, 2004; The Minatogawa man, 1982). Несмотря на существующее разнообразие мнений, можно констатировать, что верхнепалеолитические люди в антропологическом отношении отличались от неолитических дзёмонцев, те, в свою очередь, несколько разнились от эпи-дзёмонцев, а последние заметно отличались от современных айнов, которые в более-менее современном виде известны примерно с XIII века нашей эры. Таким образом, сложение курильской расы заняло в целом 15-20 тысяч лет, в течении которых признаки менялись плавно и постепенно.
Другое дело, что айнский язык в принципе не обязан был существовать у этого населения с верхнего палеолита.
несколько замечаний:
1) не очень понятно зачем проводить различение между дзёмонцами и населением верхнего палеолита, когда нижние слои Дзёмон (тринадцатое тысячелетие до н.э.) и есть верхний палеолит.
2) дзёмонцы очень мало отличаются от современных исторических айнов, это отмечали и отмечают все сколь-нибудь серьезные антропологи (Коганэи, Манро, Левин, Козинцев, Петрушевский, Ханихара, Ямагути)
3) считать, что айны появились только в 13 веке н.э. - это косвенно потворствовать укреплению японской официозной мифологии, японскому колониализму. к 13 веку нужно говорить о начале заката айнской культуры, а не о каком не появлении.
очень типичный ход для японской археологии: вначале напридумывать массу названий, а потом долго и нудно рассуждать а были ли связаны эпохи Сацумон и Эписацумон. бред.
то есть, надо понимать, что все эти "культуры" (Дзёмон, Яёй, Камэгаока, Сацумон и т.д.) это просто условные обозначения различных по локусу и по времени вариаций айнской культуры.
сопоставление черепа эпохи дзёмон и черепа исторического айну по продольному и поперечному разрезу, источник – N.G. Munro Prehistoric Japan, 1911 с. 669;
The Jomon-Ainu cluster is quite isolated morphologically among the Neolithic and later populations in East Asia.
Yamaguchi Bin Skeletal Morphology of the Jomon People// International Symposium on Japanese as a member of the Asian and Pacific population /Ed. Hanihara K. September 25 – 29 1990, Kyoto