АвторТема: География интересов в классической генеалогии  (Прочитано 42908 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Аббат Бузони

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Проня веле?
Подозреваю что ВЕЛЕ по-чувашски означает село или что-то в этом духе )) Я прав?
Извините, я из тюркских только по-казахски немного айтамын ))

По-эрзянски веле - это село. Возможно было эрзянским, а потом стало чувашским или было со смешанным населением.

Цитировать
Известный оренбургский краевед Н.Хлебников считает, что чувашские села
Пронькино, Старояшкино, Игнашкино старше Бузулука на 27 лет и Оренбурга - на 34
года. По пронькинскому преданию первые беглые чуваши прибыли на территорию
современного Грачевского района еще в 1700 году. Н.Хлебников рассуждает:
"Предание пронькинцев о том, что первые чувашские поселения появились раньше
1730 года, отчасти можно подтвердить, тем, что в этом году были основаны крепости
Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская и учреждены в городах и крепостях Среднего
Поволжья заставы и разъезды, которые должны были ловить беглых и возвращать их
владельцам-помещикам. Поэтому селиться близ крепостей беглые не могли, пришли
сюда они раньше, когда крепостей еще не было

Название населенного пункта в прошлом
Кирюш веле
Турхан веле
Мордовская Чабла
Покш Алпаево
Вишка Алпаево
Кивакссо веле
Од Афонькино
Ташто Узели веле
Павол веле
Вицка веле
Нуя веле
Нуштай веле
Проня веле
Шестак веле
Эрзянь Бугуруслан
Эрзянь Бокла

Современное наименование населенного пункта
Кирюшино
Турхановка
Мордовская Чабла
Большое Алпаево
Малое Алпаево
Кивацкое
Коровино (Ново-Афонькино)
Старые Узели
Верхнее Павлушкино
Нижнее Павлушкино
Нойкино
Нуштайкино
Пронькино
Шестайкино
Мордовский Бугуруслан
Советское

Оффлайн darkwood

  • Пигарев
  • Сообщений: 57
  • Страна: ru
  • Рейтинг +15/-0
  • но пасаран
    • pigarev.ru
Мордва (эрзя или мокша не знаю) - в роду у меня тоже по рассказам родных есть, причем вроде как раз про Гудовых-то и думали что мордва. Возможно какой-нибудь из Гудовых взял в жены, причем не из мордвы а из чувашей.
Уважаемый Воропот на ВГД сообщил мне что Гудовы как раз не чуваши, а однодворцы, прибывшие в Пронькино из Курской губернии в начале 19 века.
Термин "однодворцы" для меня новый, я только что перешагнул рубеж середины 19 века, хотя до того момента хорошо проработал все свои ветви вширь.
Вот пока времени нет на серьезную работу с МК и РС, поэтому пишу всякие глупости на форумах, в надежде на перспективу, что кто-то когда-то ответит что-то толковое, а отвечают сразу, ёлки-палки )))
Гудовой была моя прабабушка, и соответственно прапрадед. Я прошу прощения если кто-то сочтет дальнейшие данные оффтопом.
Известно три сестры, дочери Гудова Семена Ивановича и Ирины Михайловны (моя прапрабабушка, ее девичьей фамилии пока не знаю но есть фото ):
Устинья Семеновна (моя прабабушка)
Анна Семеновна
Пелагея Семеновна
Причем если Пелагея и Устинья на мой взгляд начинающего антрополога больше европеоидного типа, Ирина тоже но в меньшей степени, то Анна Семеновна (большое фото) я бы сказал больше монголоид. Если найду у родных более ранние фотографии - предоставлю.

Оффлайн zastrug

  • ...
  • Сообщений: 11271
  • Страна: ru
  • Рейтинг +2850/-49
  • I2b1c (P78+)=I2a2a1b1a= I2a1b1a2a1a1( I-FT413656)
  • Y-ДНК: I2b1c
  • мтДНК: T2a1a
Не совсем в эту тему, но нужно высказаться - как бы это мягко сказать ... крайне огорчен.
Знал, что в городе где родился прадед, а потом спасались от трудностей 20-х у его сестры прабабушка с четырьмя детьми жил эдакий сторожил, кладезь историй и сведений о городском житье-бытье. Подсказали, что в детстве он вместе с дедом и его братьями хороводил, ну и об этом тоже упоминал в своих рассказах. В общем попросил я  местного краеведа-женщину и по этому вопросу попробовать что-нибудь узнать.
Сегодня ответила:
"Насчет Неопубликованных материалов Г. Их готовил В. ,сейчас он умер .Ещё при жизни просила у него почитать материалы Г. и Р. ,не дал. Сейчас жена сказала ,что сожгли несколько чемоданов бумаг."
 ??? >:( :'(
Ну и как это называется?
Блин, ну жечь то нахрена!? Ну не ленитесь, в сеть объявление хоть повесьте, может поимете чего с этого. Я б купил.

Оффлайн Alex AXe

  • Сообщений: 319
  • Страна: ua
  • Рейтинг +39/-0
  • Y-ДНК: J1 Z1842+ CTS1460-
  • мтДНК: I1a1c
Идиотизм неистребим. Я у своих соседей пару лет назад отобрал несколько журналов "Наука и Жизнь" за 50-е годы (они тогда еще были в другом переплете), которые они собирались выкинуть вместе с хламом. Раритет все-таки.

Оффлайн VVizard741

  • 600 years on the river Northern Dvina
  • Сообщений: 1022
  • Страна: ru
  • Рейтинг +252/-0
  • Vilegodskaya Permtsa - SolVychegodsk
    • Православные приходы и монастыри Севера
  • Y-ДНК: R1a-YP951-FGC39315 6. Vorontsov clan
  • мтДНК: H3*, мж: T1a*; ммж: U5b2a1a2
Блин, ну жечь то нахрена!?
Зная об этих качествах некоторых Human Sapiens, природа стала предусмотрительно записывать исторические сведения в хромосомах  :) .

Оффлайн darkwood

  • Пигарев
  • Сообщений: 57
  • Страна: ru
  • Рейтинг +15/-0
  • но пасаран
    • pigarev.ru
сожгли
Чего далеко ходить - у меня есть ближайший пример, причем сожгли не свои наработки... Уникальные сведения по семье, которые двоюродный дядька начал собирать еще лет шестьдесят назад, с фотографиями вековой давности... Силы тратил, время, деньги какие-то скорее всего... Очень много нарыл... Воздержусь от оценки этих действий - у нас с ней общие участки хромосом всё-таки есть, но до чего же обидно... Было бы не так обидно кабы линия была не прямая мужская... Видимо просто не в те руки попали дядькины тетради, у всех разные ценности.

Оффлайн Аббат Бузони

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
У меня обратный вариант случился, когда поехал в этом году на Троицу, то после кладбища решил проехаться по селу, еду мимо одного дома, а в окне дама расположилась, возьми и заговори с ней, оказалось она внучка родного брата моего прадеда. Так вот она мне дала кипу избирательных списков по нескольким деревням, там все фамилии, даты рождения и т.д. Говорит, как чувствовала, что выкидывать не надо. Вот и не знаешь где что подвернется, а если б проехал мимо...

Оффлайн kbg

  • Сообщений: 752
  • Страна: ua
  • Рейтинг +109/-0
  • Днипро
Мораль: как только возникает интерес, надо первым делом развешивать на родине предков объявления: куплю бумаги.

Оффлайн zastrug

  • ...
  • Сообщений: 11271
  • Страна: ru
  • Рейтинг +2850/-49
  • I2b1c (P78+)=I2a2a1b1a= I2a1b1a2a1a1( I-FT413656)
  • Y-ДНК: I2b1c
  • мтДНК: T2a1a
Мораль: как только возникает интерес, надо первым делом развешивать на родине предков объявления: куплю бумаги.
Это если знаешь, где она - малая Родина предков. У меня же как в той песне "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз". Если вести  обратный отсчет от сына, то по прямой мужской линии до начала 19 века никто не жил в том городе и уезде, где родился, да и регион не сменил только я - остальные меняли и области/губернии. При этом в "упоминалках" только чин, откуда родом - фиг знает, ну и послужных списков как водится не сохранилось. То бишь каждая крупинка информации на вес золота, а здесь бумаги чемоданами жечь...

Оффлайн kbg

  • Сообщений: 752
  • Страна: ua
  • Рейтинг +109/-0
  • Днипро
Вячеслав, как я Вас понимаю... Сама-то я пока нигде из известных мне 7-8 заграничных (двое в РБ, 1 в Нижегородской обл., еще 5 в Ульяновской обл.) сел ничего не развесила, вот, может, народ чемоданами-то и жжет  >:(
Может, в газеты писать?  ???

Оффлайн zastrug

  • ...
  • Сообщений: 11271
  • Страна: ru
  • Рейтинг +2850/-49
  • I2b1c (P78+)=I2a2a1b1a= I2a1b1a2a1a1( I-FT413656)
  • Y-ДНК: I2b1c
  • мтДНК: T2a1a
Чтобы было понятно, ЧТО ЖЕ могло быть среди сожженных бумаг приведу выдержку из собранного и все же опубликованного этим краеведом. В  тексте пару раз упоминаются и мои, что и позволило "раскрутить" линию матери моего прадеда, да и вообще привязаться во времени и пространстве.
Но ИМХО текст ценен не только для меня лично - ну очень живые картинки жизни  провинциального русского городка. Для меня многие моменты были откровением.
В общем несколько отрывков из дневников агронома Сиверцева, оригинал которых если и погиб, то хоть что-то все же было напечатано:

"......В Весьегонск нередко приезжали новые служащие (доктора, лесничие, воинские начальники, акцизные и другие). На первых порах они кляли захолустье, особенно же их жёны говорили, что в Весьегонске тоска, что по улицам медведи ходят и что Гоголь сказал, что это город ссыльных. А поживут годика три — тогда со слезами в новое назначение уезжают. Обедом их чествуют, гуляньем провожают. Разные это были люди...
....Доктор из Замоложья, Крембиллер, французский подданный, в 1886 году посылался земством в Париж, к Пастеру, с двумя укушенными бешенной собакой (крестьянин Тимофей Васильев из деревни Косодавль, 30 лет, и Михаил Зверев, 22 лет, сын купца). Зверев мне и рассказывал: «До границы мы ехали спокойно, смотрели в окна, раньше-то никуда не выезжали. Когда переехали границу, Тимофей стал дурить. Сейчас, говорит, расширю вам место. Заклацкал зубами, как волк, вывернул глаза, и немцы тикают от нас. Доктор его урезонивал. Осматривали мы Кёльнский собор. Тимофей даже на нём свою отметку оставил,пусть, говорит, знают, что русский человек здесь был.;D
...В свои именины, 8 ноября, Михаил Васильевич любил угощать народ. Перед домом (трёхэтажный каменный дом начат строительством в 1850 году) именинник выставлял двадцативедёрную бочку с водкой. Случались смертельные исходы — опивались. В доме же был весь город. После обедни до вечера успевало напиться всё мещанство — усердные лежали в углах и коридорах большого трёхэтажного дома. Начальство и служащие, как более слабые, отвозились в фаэтоне. На перекрёстке, у дома Быкова, их приглашал другой знаменитый именинник — Михаил Николаевич Смирнов, бывший столоначальник города, престарелый балагур и любитель винца. «Друзья-канцеляристы, — говорил он, — вы у Галунова пили, ели, поздравьте и меня, зайдите хоть посидеть в двухместном сортире, уважьте старика». Все гости весело посмеивались.
Гражданки-сверстницы Михаила Васильевича не отставали от мужей. Плясали с платочками, в старинных ферезях и душегрейках и пели про старину, кто во что горазд. На кухне также собирался обед для бедных.
....Время шло, учение наше продолжалось. Наступили летние каникулы. Мы с Павлом Дрызловым приехали домой, в Весьегонск. Принялись за рыбную ловлю, ходили в лес, купались. Ещё в училище я слышал от Павла, что в Красном Холме во время Благовещенской ярмарки, 25 марта, был народный бунт, и чуть не убили нашего исправника Ф.А. Дрызлова, пристава и урядников. Народ откуда-то узнал, что будто цареубийцы скрывались в Весьегонске, а исправник знал об этом и не донёс по начальству. Другие говорили, что сам исправник был подкуплен и находился в заговоре, и что он сейчас находится в Красном Холму, и что у всех траур, а он разъезжает с колокольчиком. Толпа бросилась к гостинице Панова, стала требовать выдачи исправника и полиции. Потом буйная толпа ворвалась в буфет, перепилась, разбив вдребезги поддужный колокольчик, изгрызли осатанело дугу зубами. Становой и урядник были избиты, а исправник будто бы отсиделся в мешке за трубой. Бунт разрастался.
Начали громить базар, лавки, питейные дома. Наконец, кто-то догадался ударить в набат. Это отрезвило толпу. Все бросились запрягать лошадей и на рысях выезжать с ярмарки. В ночь уехал исправник. На другой день были вызваны из Бежецка войска.
Эти рассказы и разговоры 1881 года о том, что у Малиновских проживала Перовская и другие революционеры, вызывали у нас, мальчишек, воспоминания. Ведь, в самом деле, у Анны Кузьминичны Малиновской жила позапрошлым летом сухонькая такая барынька, не иначе,
это и была Перовская. Почти каждый день я ходил к Пете Земсу, он жил тогда напротив А.К. Малиновской. Заходил я и к Саше Малиновскому, который учился в Череповце, в техническом училище. В компанию на рыбалку мы брали и маленького его братишку. Петю Малиновского,
который больше жил у дедушки-псаломщика в селе Чамерове. Ему-то, собственно, и давала эта дамочка из окошка на крыльце шоколад, отламывая от толстой плитки. Перепадало и мне, но кусочек меньшего размера. Особенно отчётливо я помню, как эта квартирантка Малиновских спускалась с пригорка против дома Кузнецовых (до 1897 года этот дом принадлежал Репенаку).
Около 1883 года я нашёл на огороде две печатки, одна из латуни, без ручки и с грубо выгравированной надписью (обратной) — «Народная воля». Другая эллипсовидная, вдвое меньше, с сердоликовым брелком, на котором просвечивала изящная надпись: «Единственная, не сдавайся» и ещё что-то. На другой стороне: «Без солнца всё вянет». Посередине находился цветок и листья ландыша. Я долго хранил эти
печатки, но они всё-таки пропали…
....Другое наказание на эшафоте состоялось над красно-холмским почтмейстером за растрату денег. Лишали почестей. Везли на эшафоте спиной к лошади. На груди доска: «Растрата». Для показа народу подняли старика подмышки.
Вот так усыпляли тогда народ ловкие правители;D писалось уже при Советской власти). Мы, мол,честные люди, а не воры, за малость наказываем, а сами были жулик на жулике, мазурик на мазурике. Сняли мундир с почтмейстера, над головой шпагу сломали. Розгами почтмейстера не наказывали.
...Я хорошо помню, как Глафира Живенская, мать Михаила Васильевича Никулина (жив и теперь, в 1933 году), рассказывала нам, детям, приблизительно в 1875 году, ей было 75 лет, как шли бедные французы. «Были высокого роста, с чёрными нестрижеными бородами, худые, на ногах опорки, завёрнутые в мешки и разные цветные тряпки, поверх шинелей надеты какие-то лохмотья или перины. Заходили они в Живнях во все избы,грелись и просили: „Дай пьятаку хлеба!”. Мы знали, что они с войны, кормили их и давали бесплатно хлеба и лепёшек с конопляным семенем».
Где-то около 1864 года, по завоеванию Кавказа, были у нас пленные черкесы. Один из них, Абаз, говорил, что брата убил. Был князем, носил
шапку с крестом, рваную доху. Другой, Абдул, был крестьянином. Третий скоро умер, похоронили сидя. Жили они сначала на берегу, потом
у нас во флигеле. Отец выучил Абаза молитве «Верую». Просиживал у них дотемна. Абаз порядочно знал русский язык, читал, писал. Ходил покупать крендели к Канарейкиной. Потом черкесов перевели в Тверь. Отец их спросил: «Рады, что в Тверь?» Абаз с тоской отвечал: «Нам Капказ надо!». Когда Абаз прощался, то сказал, что «такого доброго батушку нет на земле». Заплакал, ноги целовал. Отец их благословил.
Во время русско-турецкой войны (1877—1878 гг.) в Весьегонске жили пленные турки. Их прислали с Кавказского фронта. Летом они (человек семь) находились во дворе больницы, что у Аханинской расчистки, рядом с домом Земса. В воротах стоял караул. Мы, ребятишки, сквозь забор смотрели, как они сидели на корточках, молились на восток, сложа руки на груди, как бегал жеребёночек, и на другой день они варили маханину. Летом, в шубах и мохнатых  шапках, они были страшны."

Оффлайн zastrug

  • ...
  • Сообщений: 11271
  • Страна: ru
  • Рейтинг +2850/-49
  • I2b1c (P78+)=I2a2a1b1a= I2a1b1a2a1a1( I-FT413656)
  • Y-ДНК: I2b1c
  • мтДНК: T2a1a
Не могу сдержаться и не привести отрывки, рассказывающие о досуге горожан. В Весьегонске тогда жило около 3 000 человек. Это описание времяпровождения ни какой-то золотой молодежи, а обычных мещан. Ну если кто представляет быт советских и постсоветских провинциальных городков, тому есть с чем сравнивать  :-\

МАСЛЕНИЦА
В старину на Масленой неделе в деревнях обязательно варили домашнее пиво, сразу вёдер по семь. Празднование начиналось, собственно, с пятницы. В четверг мыли избы, стлали солому — завтра ждали гостей и родственников из соседних сёл.
Бывало, мы, реалисты, гимназисты и техники, приезжали на эти три дня из Череповца, но в понедельник обязательно были в классе. Когда ехали в воскресенье ночью по деревням, то везде слышались пение, пляска, горели за околицей костры (жгли Масленицу). Один костёр полыхает выше другого! Это гордость устроителей. Но для этого молодёжь целую неделю, впрягшись в дровни, ездила по селу, а у нас — по городу и собирала дрова, дырявые баклажки, кадушки, корзины, тряпки, шапки, всякую ветошь, всякое заразное гнойное бельё, валенки, опорки, решёта, ломаные лопаты. Аршин в десять выложат клетку из дров, наверху чучело Масленицы: в валенках, в синих штанах и фигуристой кофте. На шее бант, на голове лукошко, в руке кочерга, в другой решето и блины. В дрова воткнуты: лопаты, мутовки, на них висят платки, штаны, жилеты, башмаки без подошв — всё, что не нужно в домашнем хозяйстве. Здесь всё зависит от таланта устроителей. В воскресенье, чуть сумерки, весь народ спешит туда, за село. Всем интересно посмотреть. Девицы и парни хороводом идут, а ребятишки визжат!.. Загорелось внизу, а пламя-то выше и выше… до блинов добралось! Шапка и усы льняные горят! Ур-ра, гори ясно,
пока не погасло! Шире, выше бери! Крики кругом. А пламя рвётся, бушует, гудит… пока не грохнется Масленица и не посыплются золотые искры! Снег вокруг весь исхожен, быстро темнеет, все идут по домам.
Последние три дня Масленой каждый обыватель считал своим приятным долгом поесть вволю блинов у себя дома и у знакомых. Никакие доводы не остановят вас, чтобы не зайти к знакомым и не поддержать там настроение хозяйки и узнать: как удачно взошло, поднялось тесто, не прокисло ли?.. Каков идёт спрос от стола в кухню и обратно. Вы не обездолите хозяев десятком-другим съеденных блинов. Вы только окажете великую честь семье! Но не засиживайтесь долго, ибо уже поданы лошади, стелют ковры, гремят бубенцы, зовёт колокольчик под дугой. Мы не американцы — нам не золото и время дорого, а дороги гордость и честь!:) ) Вся улица кланяется, а вы, как пень, сидите в санях
с дражайшей супругой и обложены детками. Десять раз по Ярославской вперёд и столько же назад (три рубля в час). Тут не мешкай, трогай и бери сразу же в обгон! Держи вправо! Здесь едет больше 120 запряжек: тройкой, парой, одиночкой, взад и вперёд своей стороной из конца в конец. На катанье заняты были все ямщики и лошади: с почты, с земской станции, до выгреба обывательские (что держали по две-три пары лошадей для перевозки пассажиров из Весьегонска до Череповца, Тихвина, Белозерска, особенно во время Крещенской ярмарки). На
улице, конечно, были и купеческие семейства со своими лошадьми. Призовые заводские рысаки были на особом счету. Они шли под малиновой или голубой сеткой с кистями, санки, словно пёрышки. Далеко закидывает колено рысак, раздуты ноздри, правит сам хозяин, натянуты вожжи. Такому рысаку пустяк пробежать десять кварталов, соревнования шли только за городом.
Большая Ярославская в этот день превращалась в какое-то столпотворение, переселение народов: из щелей выползали под открытое небо закоренелые домоседы и приветствовали знакомых. Говор публики, визг детей, бубенчики, шарунчики, поддужные колокольчики, скрип саней, храп пристяжных, что шли на трензелях, свист ямщиков и тёмная каша под ногами вместо белого снега. А по тротуарам: куньи, беличьи и лисьи меха, дорогие ферязи и шёлковые платки, бобровые шапки, хорьковые лацканы на пальто.
Около 1886 года, на Масленую, я, реалист из Череповца, привёз в Весьегонск проект катка. Уже в пятницу с утра при участии сотоварищей и сторожей был расчищен лёд на реке у Перевоза, к вечеру были привезены ёлочки. В субботу зажгли фонарики. Евгений Москвин, П.М. Земс, А. Малиновский, Н.Н. Голованов и другие работали, не покладая рук. Н.Н. Голованов сделал прозрачный полуторааршинный транспарант, освещавшийся внутри лампами. На одной стороне — тройка медведей в розвальнях везёт масленицу. Красавица стоит посреди саней в ферязи, душегрейке и кокошнике, украшенном драгоценными камнями. В одной руке сковородник, сковорода и блины, в другой — вожжи (красные ленты). У медведей огонь из ноздрей.
Тысячи горожан пришли на каток полюбоваться иллюминацией. Лёд трещал на реке. Но мы, человек пятнадцать, катались с барышнями, не думая об опасности. Исправник А.А. Калмыков вывесил объявление-предупреждение: «По случаю тонкости льда не собираться группами!» Однако в сумерки народу на катке собралось больше, чем в Крещенье на Иордани. Вот это было развлечение!
ГОРКИ
В Весьег онске исстари устраивались ледяные горы.Обычно в возведении их соревновалась городская молодёжь и молодые горожане Выселок с Селищем, Залужья с Троицкой слободой, а позднее и с Соколовой горы. Строить горы начинали ещё со Святок и Крещенья. В этом деле
принимало участие всё население данного района. Вмораживали 12—15-аршинные брёвна, делали скат, площадку, лестницу. Ширина гор делалась до двух саженей, скат покрывали слоем снега, расчищали раскат длиной саженей во сто, поливали ежедневно водой. Её возили в бочках с реки все лошади района (мещанские, купеческие, лошади с конных станций). Поливали до тех пор, пока не получался лёд, как полированное стекло. Борта густо уставляли ёлками. Вверху тоже были ёлки и флаги, расходы делились между заводилами. Здесь участвовали парни и молодые мещане от 18 до 45 лет, девицы-невесты от 18 до 22 лет и молодые женщины, особенно бездетные и малосемейные.
Катались с этих гор в основном на липовых лубках, которыми подстилались сани, а также на подмороженных мешках, брезентах, лукошках, решётах, железных противнях, сковородках, редко на санках. Причём всякий изобретал свой способ покататься, подурить, похохотать… Летели
вниз то вповалку, то головой вперёд, то за ноги один другого и на собственных полушариях. То-то было весёлого смеху!
В праздничные дни зажигали фонарики. Никакой платы за катание не полагалось, напротив, гостями гордились!...
ДРУГИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Старожилы города рассказывают, что ещё ранее 1860 года любители драматического искусства играли разные комедии в помещении тогдашних соляных лабазов. Самыми старинными увеселениями в городе в 1840—50-е годы были мещанские вечеринки под песни. Танцевали во кружки с платочком, как «плыла лебедь», как «во лужках гуляла», как «мужей и женихов заставляли любить», «хуторок» и т. д. Освещались вечеринки сальными свечами. Иногда кавалеры ходили на вечеринки в соседнюю Устюжну, а утром приходили домой, пройдя туда и обратно сотню вёрст. Как говорится, для милого дружка семь вёрст не околица. Такие вечеринки продолжались до 70-х годов.
На Крещенскую ярмарку приезжало иногда до трёх балаганов акробатов, которые две недели ярмарки на 25-градусном морозе давали представления: днём для простого люда (билет от 5 до 20 копеек), вечером цена билетов увеличивалась до 10—70 копеек. Первое отделение акробаты в трико работали на ковре, второе — фокусы. Днём играл «Петрушка» — кукольное представление «Как цыган купил лошадь без хвоста». За прослушивание пьесы — сбор с шапкой: бросали семитки, копейки, бублики…
На святках как-то приезжали специальные артисты, показывали живые картины. Помню, натягивали синий купол неба, в облаках сидели красивые дети-ангелы, между прочим, и наша мещанка Анна Царёва была на облаках. Показывали ещё картинки. Но случались в городе и другие картины. По рассказам моей матери, один из весьегонских чернокнижников Титушков, живший на Кузнецкой улице, возвратясь из Санкт-Петербурга, в 1860-е годы сделал крылья из пузырей. Наполнил пузыри каким-то вонючим светильным газом. Крылья подвязал под грудь и подмышки. Перед этим будто наварил пива, угощал собравшийся народ, прощался. Многие плакали, другие посылали поклоны умершим родителям, детям. Титушков с привязанными крыльями взошёл на свои высокие ворота, покрытые крышей на два ската. Дом его в три окна был двухэтажный. Последний раз раскланялся Титушков перед собравшимся народом, сняв чёрный картуз, и захлопал крыльями… Толпа оцепенела… А новоявленный Икар повалился на землю и сломал ногу. Полёт не состоялся.
В начале 1879-х годов местом летних общественных гуляний был сад Фёдора Ильича Максимова (угол Ярославской и Соколовогорской улиц). Максимов был мелким землевладельцем Весьегонского уезда из села Макарова, севастопольский герой, офицер с Георгием и простреленной рукой. Был недолго он последним весьегонским городничим.
Максимовский сад стал центром общественной жизни города. Максимов устроил в саду пруд с лебедями и фонариками, гимнастику для молодёжи. В берлоге сидела на цепи медведица, умывалась и кланялась публике. По дорожкам содержались волки, рыси, журавли, орёл, кролики, попугаи, филины, обезьяна. Городские ученики приходили сюда на экскурсии. В пруду ловили карасей. В липовой
аллее играли в мяч, в кегли. Здесь же пел любительский Троицкий хор — все песни исключительно нотные. На открытой эстраде танцевали. В закрытом вокзале играли в стуколку, ералаш, преферанс и др. Устраивались здесь и любительские спектакли. В саду на эстраде играла музыка
портного А.М. Сабанеева, состоящая из двух скрипок, виолончели, флейты и бубна. Сад был иллюминирован. Вход стоил 40 копеек.
Максимов много сделал доброго и для города, и для уезда. При нём в уезде работало 37 земских школ, а после него осталось только пятнадцать.
В 1876 году Василий Васильевич Голованов, городской Голова, построил в своём саду на Мологе (около Исаева ручья) из старых городских рядов бревенчатый амбар-театр со сценой, деревянными полами, туалетами. Здесь начали играть (и очень прилично) комедии: «Тяжёлые дни», «Грех да беда на кого не живёт», «Не в свои сани не садись», «Лес». «Доходное место» Островского, а также «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Женитьба» Гоголя и разные фарсы и водевили. Играли лета три... В этих же годах неоднократно приезжали маленькие труппы артистов, один раз малороссийские. Ставили «Майская ночь или утопленница». На сцене, я помню, как в натуре, качались качели, ловили живую рыбу. Это особенно интересовало публику. Но далёкие расстояния до театра, обильные туманы на реке, росы в саду, пустынный
берег не привлекали в дальнейшем публику.
В 1879 году купец Андрей Иванович Исаков купил у Максимова дом в саду. Зверей из сада убрал, но построил в саду первый дощатый летний театр на 500—700 мест, со сценой, уборными для артистов, буфетом. Играли в этом театре лет десять. Душой любительских спектаклей были: секретарь суда Н.И. Уваров, казначей Крылов, Зубовы, Сиверцевы, Е.Г. Обруцкая, М.Ф. Дрызлова, Я.Г. Немилостивый, О. Лебедева, учителя — Куруханов, Малинин, Румянцев и учительницы земских школ. Играли прилично. После спектакля — танцы до утра.
....Гулянья в лес и по реке издавна практиковались в Весьегонске, — чаёк в лесу, но и большие общественные выезды в лес устраивались в середине 70-х годов и в начале 80-х. Тогда все чиновники или, как говорили, «затхлый мундир» проветривались летом на свежем воздухе с чадами и домочадцами. Одни шли в лес пешком, другие запрягали своих коней или нанимали пары-тройки с колокольчиком на почто-земской или на частно-обывательской станциях и выезжали в лес за 7—15 вёрст, числом до 20—30 семей. Отправлялась в лес и приехавшая на лето учащаяся молодёжь, охотники с ружьями, удочками, охотничьими собаками, с фонариками, музыкой, хором, флагами, коврами.
Везли с собой провизию: толстые пироги, ватрушки, большие куски жареной баранины, телятины, дичи, рыбы и разные нектары своих садов и монопольных кабаков. Гуляли с утра и до утра. Жарили свежую дичь, рыбу, грибы. Молодёжь плясала, играла в разбежки, в «кота и мышку». Старики на коврах играли в ералаш, преферанс. Всю ночь поддерживали костры, по десять раз купались в реке, гонялись за медведями ( ;D ).
Если гулянье намечалось по реке, то связывались две плоскодонные широкие лодки-сомины, обставляли ёлочками, увешивали фонариками и в сопровождении десятков лодочек плыли вниз по Мологе в Оттоку, в Беняково, за Глинское. На одной сомине — музыка и танцы, на другой — буфет и карты. ...
....Одним словом, получали мало, а жили весело.

Оффлайн zastrug

  • ...
  • Сообщений: 11271
  • Страна: ru
  • Рейтинг +2850/-49
  • I2b1c (P78+)=I2a2a1b1a= I2a1b1a2a1a1( I-FT413656)
  • Y-ДНК: I2b1c
  • мтДНК: T2a1a
В общем очень опасаюсь, что и оригинал этого дневника оказался в тех самых чемоданах, а ведь в этой публикации наверное не все из этих тетрадей было.  :'(
Кроме того, у него были рассказы старожилов, живших в 1920-х годах и судя по тем крохам, что были опубликованы не менее интересные чем этот дневник.....
Ну что за люди, а ?  >:(

Оффлайн kbg

  • Сообщений: 752
  • Страна: ua
  • Рейтинг +109/-0
  • Днипро
Ну... Народ Александрийскую библиотеку сжег, а тут бумаги какого-то старика... Чему удивляться? Бредбери, небось, читали? - В общем, это я типа вам сочувствую  :-[

Оффлайн Аббат Бузони

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
А у нас деревню сожгли ироды, пьянь гребаная

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.