АвторТема: Для чего вообще нужна ДНК-генеалогия?  (Прочитано 8490 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн FarroukhАвтор темы

  • Maternal Y-DNA: R1b-L584
  • ...
  • Сообщений: 10241
  • Страна: az
  • Рейтинг +1424/-15
  • Paternal Mt-DNA: M9a1b1
    • Azerbaijan DNA Project
  • Y-ДНК: E-Y37093
  • мтДНК: F2f
1. Проблемы изучения индивидуальной родословной человека и этногенеза целого народа
1.1. Необходимость установления родословных и процесса этногенеза

Индивидуальная родословная
В настоящее время всё больше и больше людей начинает заниматься изучением собственной родословной. Причины, побуждающие к этому увлекательному занятию, бывают самые разные.
Одни хотят создать летопись истории своей семьи и знать о предках как можно больше. Другие пытаются выяснить свои права при претензиях на частную собственность или титул, которые, по их мнению, должны принадлежать им по наследству от отцов и дедов.

Неважно, какие именно мотивы движут людьми, изучающими свои родословные – все они, в конечном счёте, стремятся выяснить что-то о тех, кто является их прямым генетическим предком.

Этногенез
В большинстве случаев изучение родословной отдельных людей является личным выбором каждого, и почти всегда не представляет какой-либо практической выгоды. Данный вопрос приобретает серьёзные масштабы, если речь заходит об этногенезе – генетическом происхождении целых народов, своего рода родословной большой группы людей, живущих в одной стране или на одной территории, говорящих на одном языке и имеющих сходные хозяйственно-культурные традиции.

Представления народа о собственном этногенезе оказывают непосредственное влияние на его идеологию межнациональных отношений. Видение собственной истории народа формируется из комплекса исторических легенд-стереотипов (реальных или вымышленных), внедряемых с помощью национальной системы образования.

Большинство государственных идеологий, как прошлых, так и современных стремится обеспечить легитимацию своих границ через историю и этногенез: «На этой земле издревле жили наши предки, поэтому она принадлежат нам».

Однако вопрос изучения этногенеза интересен не столько с политической, сколько с естественно-научной целью выяснения прошлого отдельного народа в частности и всего человечества в целом. Многие люди желают понять происхождение своего народа и его взаимосвязи в сложной мозаике народонаселения Земли.

Какие на сегодня существуют методы решения перечисленных вопросов? Как можно выяснить родословную человека и исследовать этногенез целого народа?

1.2. Классические методы исследования и их недостатки

Личные родословные. Поиск в архивах

Выяснение родословной конкретного человека начинается с анализа семейных легенд и происхождения фамилии. Правда, руководствоваться одними только семейными преданиями, которые имеют склонность обрастать легендами и домыслами, было бы опрометчиво, поэтому здесь необходим кропотливый разбор множества архивных документов – метрических книг, данных переписей населения, посемейных и призывных списков. В случае успеха можно восстановить историю рода вплоть до XVI-XVII вв.

Однако в подавляющем большинстве случаев доступные архивные документы позволяют проследить своих предков не более чем на несколько поколений назад. Зачастую во многих регионах давние архивы просто отсутствуют либо документы из них не выдаются. Поиск заходит в тупик в силу непреодолимых обстоятельств.

Иногда удаётся проследить историю предков со знатной фамилией. Однако эти данные нельзя считать полностью достоверными, поскольку в первые годы паспортизации многие знатные фамилии в силу отвлечённых фактов вписывались простым людям. Часто крестьяне получали фамилию от своего помещика, из-за чего одна и та же фамилия могла принадлежать и аристократии, и простолюдинам, никак не связанным родственными узами.

Само по себе наличие у разных людей общей фамилии ещё не говорит об их общем происхождении. Однофамильцы, не являющиеся кровными родственниками – далеко не редкость, даже если их предки родом из одной деревни. Давать всей деревне одну фамилию было весьма распространённым явлением в самых разных странах мира.

У целого ряда народов и социальных групп фамилии в их современном понимании – явление вообще относительно недавнее. Часто в качестве фамилии бралось имя отца или деда, и в результате появлялись многочисленные Ивановы, Андреевы, Григорьевы... Среди мусульманских народов бывшего СССР почти все фамилии брались по этому принципу, отчего практически все они происходят от имён – Ахмедов, Сабитов, Алиев и т. п. Поэтому совпадение подобных фамилий может быть как признаком реального родства, но чаще всего – обычное совпадение. Во всех упомянутых нами случаях при помощи одних только документов доказать (равно как и опровергнуть), что вы и есть «тот самый Мюнхгаузен», невозможно.

Мы уже не затрагиваем такие явления как сознательный подлог родословной в прошлом, усыновление или адюльтер – то есть все те случаи, когда представитель определённой фамилии на самом деле не является биологическим потомком её основателя. Подобные факты крайне редко находят своё отображение в документах, и выяснить истину бывает сложно, если вообще возможно. Человек искренне считает себя потомком какого-либо рода, на самом деле не являясь его генетическим представителем. Например, многие претенденты на прямое родство с царским домом Романовых на деле оказывались вольными или невольными самозванцами.

Подытоживая сказанное, мы видим, что одни только архивные поиски не дают окончательного доказательства родства двух однофамильцев или кровной принадлежности к определённому роду. Может быть, этногенез всего народа выяснить проще, чем достоверно установить индивидуальную родословную человека?

Этногенез. Исторические хроники, археология, антропология, лингвистика

Историю не одного человека, а целого народа также можно изучать по документам – древним хроникам, в совокупности описывающим историю общности людей на протяжении длительного периода времени. В данном случае возникает вопрос: насколько данная хроника заслуживает доверия?

Существует три способа проверки достоверности письменных свидетельств: проверка библиографическая, проверка внутренних и внешних показаний.

Библиографическая проверка заключается в анализе совокупности текстов, в которых документ дошёл до нас. Иначе говоря, если мы не располагаем оригиналом, насколько точны имеющиеся копии: сколько имеется рукописных источников и какой период времени отделяет оригинальный документ от известной нам копии.

Например, есть всего 8 рукописей «Истории» Фукидида (460-400 до н. э.), датированных примерно 900 г. н. э. – т. е. спустя 1300 лет после его смерти!

Аристотель написал «Поэтику» примерно в 343 г. до н. э., а самый ранний известный нам экземпляр датирован 1100 г. н. э. – разрыв почти в 1400 лет, и есть всего 5 рукописей. Цезарь написал «Историю галльских войн» между 58 и 50 г. г. до н. э., подлинность которой устанавливается на основании 9 или 10 копий, сделанных на 1000 лет позже.

Проверка внутренних показаний даёт понять, насколько можно доверять самим записанным сведениям: не скомпрометировал ли себя автор противоречиями или фактическими ошибками. Достоверность находится в прямой зависимости от географической и временн?й близости автора к описываемым событиям. Однако иногда приходится иметь дело с очевидцами, которые сознательно или бессознательно сообщают ложные сведения, хотя находились в непосредственной близости от событий и могли бы, потенциально, говорить правду. Кроме того, сами авторы хроник нередко являются не только наблюдателями, но и участниками событий, вследствие чего их исторические труды написаны с предвзятой точки зрения и разделяют все заблуждения своей эпохи. Показательны подробные описания дальних стран, населённых людьми с песьими головами. Сложно понять, что именно здесь является легендой – только лишь упоминание о песьих головах или весь рассказ полностью вымышлен?

Проверка внешних показаний требует установить, подтверждают или отрицают другие исторические материалы сведения, содержащиеся в исследуемых документах. Какие другие источники, помимо анализируемого документа, содержат свидетельства, подтверждающие его точность, достоверность и подлинность? Хроники, не подтверждаемые сторонними источниками (например, те же легенды о короле Артуре), считаются частью культурного наследия, а вовсе не «беспристрастным источником», как это может показаться на первый взгляд.

Очевидно, что одно только наличие исторических хроник, чья достоверность не может быть гарантирована (а таковые составляют отнюдь не малую часть), не может дать исчерпывающую и полную информацию об этногенезе конкретного народа на протяжении столетий.

Также следует учесть, что исторические хроники описывают в основном историю относительно небольшого количества современных народов Европы и Азии. Проблема изучения этногенеза значительно усложняется, если письменные исторические свидетельства скудны или же вообще отсутствуют. Древняя история подавляющего большинства народов Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании вообще не имеет письменных памятников. Причём подобное положение вещей свойственно не только примитивным бесписьменным сообществам далёким континентов, но и многим народам Европы и Азии, где письменность существует тысячелетия. Наиболее ярким примером является проблема этногенеза басков.

Изолированный язык басков, не относящийся ни к одной из известных языковых семей, даёт основания видеть в них последних носителей реликтовых языков Европы. При этом в источниках предположительные предки басков изредка упоминаются начиная с первых веков нашей эры. Более определённо выяснить их древнюю историю на основании исторических хроник не представляется возможным.

В этом и иных подобных случаях в помощь исторической реконструкции привлекаются такие смежные дисциплины как археология, физическая антропология и лингвистика.

Рассмотрим возможности этих дисциплин для выяснения процесса этногенеза при отсутствии письменных памятников.

Археология изучает историю по вещественным источникам. Однако они, в отличие от письменных, не содержат прямых данных об этногенезе их создателей, и основанные на них выводы являются лишь результатом реконструкции. Бесписьменная археологическая культура – это всего лишь культурная традиция, носителями которой могут быть вовсе не те народы, которые её создали. Одну и ту же традицию, будь то технология производства или религиозный культ, могли воспринять и распространять совершенно разные по происхождению народы.

Физическая антропология позволяет на основании сопоставления антропологических признаков современного и древнего населения конкретного региона делать некоторые выводы о происходившем здесь процессе диффузии различных расовых типов. Тем не менее, далеко не везде процесс этногенеза сопровождался контактами представителей разных расовых типов. Это свойственно скорее пограничным областям, где возможны подобные контакты. Многие совершенно разные народы, живущие в одном ареале, могут с течением времени приобрести одинаковый расовый тип, сформировавшийся в ещё в доисторическое время. Европейские колонизаторы, смешивавшиеся с чернокожими народами Африки, не оставили никаких видимых следов в их расовом типе. Кроме того, такое значительное явление как полное замещение одного народа другим, но при этом относящимся к тому же расовому типу, невозможно доподлинно установить методами антропологии.

Лингвистика является изучением языка – основного признака этнической принадлежности. Однако утверждение о том, что каждый народ имеет свой собственный язык не всегда верно. В результате языковой ассимиляции разные по происхождению народы говорят на одном языке (английский, испанский, португальский и французский вне Европы, арабский вне Аравии и т. п.). Вполне вероятно, что подобные ассимиляционные процессы имели место и в прошлом.

В результате проведённого анализа становится очевидным, что при выявлении кровного родства и генетической преемственности между отдельными людьми, древними и современными народами архивные данные, показания письменных источников, археологические, антропологические и лингвистические данные играют лишь вспомогательную роль, и даже их совокупность не может являться окончательным доказательством наличия такого родства.

1.3. ДНК-генеалогия как точный метод установления факта биологического родства

Установление факта родства или происхождения от общего предка как двух отдельных людей, так и целых популяций требует сравнения данных их ДНК.

Так и только так можно с полной уверенностью судить о том, являются ли данные люди родственниками друг другу, и если да, то в какой степени родства они состоят. Проведением подобного рода исследованиями занимается естественная наука – ДНК-генеалогия, методы которой позволяют с абсолютной точностью установить родство по мужской и женской линии конкретного человека с другими людьми. Исследуя ДНК отдельного человека можно установить как его индивидуальную родословную, так и родословные целых групп людей, выяснив в итоге генетическое происхождение целого народа.

В чём именно заключаются основные принципы ДНК-генеалогии и как на практике можно применить результаты тестирования ДНК современных людей, так и древних останков?

2. ДНК-генеалогия и сфера её практического применения

2.1. Y-хромосомный Адам и митохондриальная Ева как прародители современного человечества

В биологическом смысле человек представляет собой многоклеточный организм, в каждой ядросодержащей соматической клетке которого содержится 23 пары хромосом, а также митохондриальная ДНК. ДНК обеспечивает хранение и передачу из поколения в поколение генетической информации.

Среди этих 23-ёх пар хромосом выделяется одна пара половых хромосом, обозначаемых X и Y. Мужчины имеют пару хромосом XY, женщины – XX.

Y-хромосома передаётся исключительно от отца к сыну, что позволяет определять прямое родство по мужской линии.

Митохондриальная ДНК (мтДНК) человека наследуется исключительно по материнской линии. Мать передаёт свою митохондриальную ДНК своим сыновьям и дочерям, но сыновья передать её своим детям уже не могут. Поскольку митохондриальная ДНК имеет высокую скорость мутирования, это используется при проведении идентификации и установлении генетического родства между людьми.

Ребёнок получает гены как от отца, так и от матери. Но Y-хромосома передаётся только от отца, мтДНК – только от матери.

Широкомасштабные генетические исследования, проводившиеся в самых разных уголках планеты с конца 80-х гг. выявили весьма интересный научный факт. Все исследованные люди (всего были протестированы сотни тысяч человек со всех населённых континентов) имеют одного общего предка по мужской линии и одного – по женской. Иначе говоря, всё современное человечество происходит от одного мужчины и одной женщины. Y-хромосомы всех сегодняшних мужчин происходят от Y-хромосомы одного человека, а мтДНК – от митохондриальной ДНК одной женщины.

Для удобства по аналогии с библейской традицией эту пару предков всех людей Земли обозначили как «Y-хромосомный Адам» и «митохондриальная Ева». Тем не менее, фактом происхождения человечества от одной пары людей сходство с библейской традицией и ограничивается.

Генетические анализы и расчёты показали, что Y-хромосомный Адам – ближайший общий предок всех современных мужчин – жил в Африке около 100 тыс. лет назад. Тогда как митохондриальная Ева – ближайшая прародительница всех ныне живущих женщин – тоже жила в Африке, но около 150 тыс. лет назад. Более того, сам Y-хромосомный Адам является далёким правнуком митохондриальной Евы.

Они не были первыми, как и не были единственными людьми на Земле. Вместе с ними проживали и другие родственные им особи. Только их потомки не сохранились, не дожили до наших дней – волею судьбы было суждено выжить лишь внукам Адама и Евы.

2.2. Мутации и гаплогруппы

Численность потомков Адама и Евы постепенно увеличивалась, и, начиная с определённого периода отдельные племена людей начали мигрировать из Африки в Евразию, а оттуда в Америку, Австралию и Океанию.

Y-гаплогруппы
Однако с момента рождения Адама до расселения человечества по всему миру прошли десятки тысяч лет, за которые в Y-ДНК отдельных мужчин произошли небольшие необратимые изменения – мутации. Эти мутации они передали уже своим сыновьям, а те в свою очередь – своим. Называются такие необратимые мутации как однонуклеотидный полиморфизм или SNP (сокращение от англ. single nucleotide polymorphism). Набор характерных SNP-мутаций Y-хромосомы называют Y-гаплогруппой.

В настоящее время выделено 20 основных Y-гаплогрупп человечества, восходящих к Адаму. Для удобства их обозначают латинскими буквами от A до T.

Каждая из этих гаплогрупп в свою очередь имеет уже свои нисходящие SNP-мутации. Для удобства их называют субкладами и обозначают цифрами и буквами. Например, гаплогруппа R имеет две нисходящие SNP-мутации, обозначаемых как R1 и R2 соответственно. Сам субклад R1 в свою очередь имеет ещё две мутации, которые обозначаются как R1a и R1b и т. д.

Первые Y-гаплогруппы возникли ещё в период проживания людей в Африке. Это гаплогруппы A и B. Все прочие возникли уже после расселения в Евразию и свойственны отдельным континентальным популяциям. Например, американские индейцы и народы Сибири относятся к субкладам гаплогруппы Q, аборигенное население Океании – гаплогруппам S и M.

Говоря другими словами, гаплогруппа может дать информацию о том, откуда произошла Y-хромосома данного конкретного человека и путь его предков в течение последних 80 тыс. лет.

3. Конкретные примеры применения ДНК-генеалогии в решении вопросов родословных и этногенеза
Был ли Сталин сыном Пржевальского?
Начиная с конца 1930-х годов в польской прессе стал муссироваться слух о том, что  исследователь Азии Николай Пржевальский был отцом Иосифа Сталина (Джугашвили). Якобы Пржевальский в своё время гостил в Гори, где имел связь с матерью Сталина Екатериной Геладзе. В качестве доказательства приводилось поразительное внешнее сходства Сталина и Пржевальского. За отсутствием опровержений этот слух со временем вполне мог восприниматься как правда.

Однако возможности ДНК-генеалогии позволяют со стопроцентной уверенностью проверить или опровергнуть родство Сталина и Пржевальского. Для этого была протестирована Y-ДНК Александра Бурдонского – прямого внука вождя и Николая Пржевальского – правнука легендарного путешественника.

Результат показал, что Иосиф Сталин был носителем гаплогруппы G2a, тогда как Николай Пржевальский – R1a1, что полностью исключает их близкое родство. Так ДНК-генеалогия дала окончательный ответ и положила конец слухам.

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.


Rambler's Top100