АвторТема: Якуты N1c1  (Прочитано 238110 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sygyssab

  • Сообщений: 1126
  • Страна: ru
  • Рейтинг +27/-2
Re: Якуты N1c1
« Ответ #705 : 09 Январь 2016, 16:41:49 »
А это еще не все. У меня есть еще кое-чего интересненького.
« Последнее редактирование: 18 Январь 2016, 19:43:11 от sygyssab »

Оффлайн sygyssab

  • Сообщений: 1126
  • Страна: ru
  • Рейтинг +27/-2
Re: Якуты N1c1
« Ответ #706 : 09 Январь 2016, 16:44:45 »
Хотел бы добавить, что в качестве тестирования лучше всего было бы полное секвенирование игрек-хромосомы.

А еще лучше полный сиквенс аутосом.

Оффлайн Nimissin

  • Сообщений: 2402
  • Рейтинг +759/-0
  • Y-ДНК: N-M178 L839+ P298+ M2019+ M2118+ M1991+ M1988+
  • мтДНК: C4b12a
Re: Якуты N1c1
« Ответ #707 : 09 Январь 2016, 20:47:29 »
А это еще не все. У меня есть еще кое-что интересненького.
Ждем.

Оффлайн Nimissin

  • Сообщений: 2402
  • Рейтинг +759/-0
  • Y-ДНК: N-M178 L839+ P298+ M2019+ M2118+ M1991+ M1988+
  • мтДНК: C4b12a
Re: Якуты N1c1
« Ответ #708 : 09 Январь 2016, 20:49:58 »
Хотел бы добавить, что в качестве тестирования лучше всего было бы полное секвенирование игрек-хромосомы.

А еще лучше полный сиквенс аутосом.
Наверное, Вы имели в виду сиквенс всего генома. С этим трудно не согласиться.

Оффлайн sygyssab

  • Сообщений: 1126
  • Страна: ru
  • Рейтинг +27/-2
Re: Якуты N1c1
« Ответ #709 : 10 Январь 2016, 07:14:41 »
Хотел бы добавить, что в качестве тестирования лучше всего было бы полное секвенирование игрек-хромосомы.

А еще лучше полный сиквенс аутосом.
Наверное, Вы имели в виду сиквенс всего генома. С этим трудно не согласиться.
Да. Наверное так вернее.

Оффлайн Nimissin

  • Сообщений: 2402
  • Рейтинг +759/-0
  • Y-ДНК: N-M178 L839+ P298+ M2019+ M2118+ M1991+ M1988+
  • мтДНК: C4b12a
Re: Якуты N1c1
« Ответ #710 : 23 Январь 2016, 10:42:18 »
В результате размещения релиза № 51 в базе данных YHRD (https://yhrd.org/) появилась выборка из 34 гаплотипов якутов. Внесена французскими генетиками Кристин Кейзер-Тракуи и Бертраном Люде. Объем выборки не впечатляет, но она выделяется другими особенностями.
27-маркерный формат Yfiler Plus впервые использован не только в отношении якутов, но и в целом по образцам из России.
Определение значений тандемных повторов гаплотипов из YHRD - довольно трудоемкое занятие и требует некоторого навыка. Мне удалось "вытащить" 17-маркерные гаплотипы.
Результаты не совсем обычные. Из 34-х образцов к гаплогруппе N-M2019 игрек-хромосомы относится 22. Это всего 65 % вместо ожидаемых 90 %. Остальные образцы распределились следующим образом:
N-F4205 - 6,
N-L392 - 2,
N-P43 -1,
R1a-M17 - 3.
Наличие гаплотипов N-L392 и R1a-M17 у якутов легко объясняется более поздним вкладом европейцев. Среди якутских мужчин гаплогруппа N-P43 устойчиво обнаруживается с небольшой частотой. Сюрпризом является присутствие в этой выборке 18 % гаплотипов тюрко-монгольской ветви N-F4205. Все шесть образцов относятся к очень молодой ветви с одним и тем же 17-маркерным гаплотипом (19, 389I, 389II, 390, 391, 392, 393, 385a,b, 438, 439, 437, 448, 456, 458, 635, H4):
14-14-30-23-10-14-14-11,13-10-10-14-19-14-18-22-12.
Древний образец YAKa57 из погребения 18 века Бёх Алаас Чурапчинского улуса (Crubezy et al., 2010) - из другой ветви:
14-14-30-22-10-14-14-11,13-10-10-14-19-14-19-22-12.
Совпадения по той же базе данных YHRD обнаруживаются в основном среди бурят и монголов. Есть совпадение с 8 образцами баргутов из Хулунбуира (Китай, в статье Hu et al, 2015 обозначены как буряты).
Настораживают указанные авторами географические координаты места сбора образцов. По карте оно располагается на юге Олекминского района, южнее Киндигирского национального наслега, населенного в основном эвенками.
С учетом того, что авторы в свое время опубликовали только 26 образцов якутов (Keyser-Tracqui et al., 2006), есть вероятность, что эти 6 образцов на самом деле были взяты у монголов (французы взяли образцы у 63 современных жителей окрестностей Эгийн Гола и 56 монголов из других мест).
« Последнее редактирование: 23 Январь 2016, 11:07:37 от Nimissin »

Оффлайн Nimissin

  • Сообщений: 2402
  • Рейтинг +759/-0
  • Y-ДНК: N-M178 L839+ P298+ M2019+ M2118+ M1991+ M1988+
  • мтДНК: C4b12a
Re: Якуты N1c1
« Ответ #711 : 23 Январь 2016, 12:28:17 »
Монголы из Улаанбаатара представлены в базе данных YHRD 261 образцом в формате PowerPlex Y23. Среди них я с удовольствием наблюдаю своих дальних родственников - 4 гаплотипа N-M2019.
Три образца из ветви, которую я называю "ветвь с DYS385=10,13". Ее также можно условно называть "урянхайской" (http://forum.molgen.org/index.php/topic,267.375.html). В обозначениях статьи Адамова (Adamov, 2015. http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/view/157/183) гаплотипы из столицы Монголии выглядят следующим образом:

14-14-31-23-11-16-14-10,13-11-10-14-19-14-17-22-12-16-20-12-11-19-12,
14-14-31-23-11-16-14-10,13-11-10-14-19-14-17-23-12-16-20-12-10-19-12,
14-14-30-23-11-16-14-10,13-11-10-14-19-14-17-22-12-16-20-12-11-19-12.

Эта ветвь имеет ближайшего общего предка с якутами-саха N-M2019, жившего около 1700 лет назад (Adamov, 2015). Более близких родственников у якутов пока не обнаружено, все остальные ветви показывают MRCA около 3000 лет.
Четвертый образец из Улаанбаатара относится к еще не идентифицированной ветви внутри гаплогруппы N-M2019, отстоящей от якутов немного дальше, чем ветвь с DYS385=10,13:

14-14-31-23-11-16-14-11,13-11-10-14-19-14-17-22-12-17-20-13-11-19-11.

Еще один близкий родственник якутских мужчин N-M2019 обнаружился в Ордосе (АРВМ, Китай). Судите сами:

15-14-32-23-10-16-14-11,13-11-10-14-19-14-16-22-12-16-20-12-11-18-11.

Сравните с модальным якутским 23-маркерным гаплотипом:

14-14-32-23-11-16-14-11,13-11-10-14-19-14-16-22-12-16-20-12-11-19-12




Оффлайн sygyssab

  • Сообщений: 1126
  • Страна: ru
  • Рейтинг +27/-2
Re: Якуты N1c1
« Ответ #712 : 24 Январь 2016, 15:22:43 »
Сюрпризом является присутствие в этой выборке 18 % гаплотипов тюрко-монгольской ветви N-F4205. Все шесть образцов относятся к очень молодой ветви с одним и тем же 17-маркерным гаплотипом (19, 389I, 389II, 390, 391, 392, 393, 385a,b, 438, 439, 437, 448, 456, 458, 635, H4):
14-14-30-23-10-14-14-11,13-10-10-14-19-14-18-22-12.
Древний образец YAKa57 из погребения 18 века Бёх Алаас Чурапчинского улуса (Crubezy et al., 2010) - из другой ветви:
14-14-30-22-10-14-14-11,13-10-10-14-19-14-19-22-12.
Совпадения по той же базе данных YHRD обнаруживаются в основном среди бурят и монголов. Есть совпадение с 8 образцами баргутов из Хулунбуира (Китай, в статье Hu et al, 2015 обозначены как буряты).
Настораживают указанные авторами географические координаты места сбора образцов. По карте оно располагается на юге Олекминского района, южнее Киндигирского национального наслега, населенного в основном эвенками.
С учетом того, что авторы в свое время опубликовали только 26 образцов якутов (Keyser-Tracqui et al., 2006), есть вероятность, что эти 6 образцов на самом деле были взяты у монголов (французы взяли образцы у 63 современных жителей окрестностей Эгийн Гола и 56 монголов из других мест).
Возможно это хоринцы. Между прочим, у меня есть основания думать, что в составе группы хоринцев пришедших в Якутию были баргуты. И не только баргуты. На днях выложу материалы.
« Последнее редактирование: 24 Январь 2016, 16:29:04 от sygyssab »

Оффлайн sygyssab

  • Сообщений: 1126
  • Страна: ru
  • Рейтинг +27/-2
Re: Якуты N1c1
« Ответ #713 : 24 Январь 2016, 15:30:26 »

Еще один близкий родственник якутских мужчин N-M2019 обнаружился в Ордосе (АРВМ, Китай). Судите сами:

15-14-32-23-10-16-14-11,13-11-10-14-19-14-16-22-12-16-20-12-11-18-11.

Сравните с модальным якутским 23-маркерным гаплотипом:

14-14-32-23-11-16-14-11,13-11-10-14-19-14-16-22-12-16-20-12-11-19-12
Либо дархаты, либо хабханасы. Я так думаю. И мне так кажется.

Оффлайн sygyssab

  • Сообщений: 1126
  • Страна: ru
  • Рейтинг +27/-2
Re: Якуты N1c1
« Ответ #714 : 24 Январь 2016, 15:35:53 »
Четвертый образец из Улаанбаатара относится к еще не идентифицированной ветви внутри гаплогруппы N-M2019, отстоящей от якутов немного дальше, чем ветвь с DYS385=10,13:

14-14-31-23-11-16-14-11,13-11-10-14-19-14-17-22-12-17-20-13-11-19-11.

Еще один близкий родственник якутских мужчин N-M2019 обнаружился в Ордосе (АРВМ, Китай). Судите сами:

15-14-32-23-10-16-14-11,13-11-10-14-19-14-16-22-12-16-20-12-11-18-11.

Сравните с модальным якутским 23-маркерным гаплотипом:

14-14-32-23-11-16-14-11,13-11-10-14-19-14-16-22-12-16-20-12-11-19-12
Прекрасно. Дело продвигается.

Оффлайн sygyssab

  • Сообщений: 1126
  • Страна: ru
  • Рейтинг +27/-2
Re: Якуты N1c1
« Ответ #715 : 26 Январь 2016, 17:03:15 »
 Кстати, насчет баргутов. Они сейчас живут около озера Далай-нор https://www.google.ru/maps/place/%D0%A5%D1%83%D0%BB%D1%83%D0%BD-%D0%91%D1%83%D0%B8%D1%80,+%D0%92%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F+%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F,+%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9/@49.271387,115.3747616,6.75z/data=!4m2!3m1!1s0x5e784517fb1b2ed7:0xb659384f03ab2661?hl=ru
где в 1425-м году отмечались забайкальские урянхайцы. При чем в составе нынешних баргутов есть подразделение под названием "урянхан":
Цитировать
Старые баргуты состоят, по данным одних информаторов, из 17 родов, обозначаемых маньчжурским термином хала, по сообщениям других — из 18. Наиболее часто упоминаются роды эрегэн, шарнут, хурлат, шившин, гавшут, товшут, хашенут, хартул, дулгачин, бажиндар, жэлхмэг, урянхан, улят, харанут, шимшид, болингут, хубтул, гуйлгэчин
http://www.tuva.asia/journal/issue_19/6482-zoriktuev.html
 Может быть, урянхайцы не ушли вместе с хорчинами на восток, а остались на месте?
 Или это урянхайцы, которые пришли с баргутами из прибайкалья?
 Хотя, возможны и другие варианты. В любом случае, предлагаю поставить их в очередь на тестирование перед уратами и хорчинами, сразу после дархатов и алтайских урянхайцев. ;)
« Последнее редактирование: 27 Январь 2016, 02:09:37 от sygyssab »

Оффлайн sygyssab

  • Сообщений: 1126
  • Страна: ru
  • Рейтинг +27/-2
Re: Якуты N1c1
« Ответ #716 : 26 Январь 2016, 17:10:49 »
Продолжаем археологическую тему.
Еще одна археологическая культура имеющая отношение к племенам, жившим в Баргуджин-тукуме в конце 12-го -начале 13-го веков:
http://www.dissercat.com/content/predbaikale-v-kontse-i-tys-do-n-e-seredine-ii-tys-n-e-genezis-kultur-i-ikh-periodizatsiya-po
Харинский А. В.
Стр.285

Цитировать
В XII в. в Предбайкалье формируется усть-талькинская археологическая
культура, сочетающая в себе «монгольские» и «тюркские» элементы
285
погребального обряда. К первым можно отнести погребение умершего в
деревянной внутримогильной конструкции, а ко вторым - захоронение
рядом с могилой человека коня. Тюркский компонент в усть-талькинской
культуре был определяющим, этому способствовал периодический приток в
Южное Приангарье тюркоязычного населения из Западной Сибири.
Обряд, связанный с погребением человека с конем, известен с
I тыс. до. н.э. в Казахстане, Туве, на Алтае и Верхней Оби, а с VI в. н.э.
распространяется почти на всю территорию, подчиненную Тюркскому
каганату (Трифонов, 1973: 374). Этническая принадлежность обряда до сих
пор остается спорной (Гаврилова, 1965: 105; Кызласов, 1969: 23; Потапов,
1966: 10; Савинов, 1973а: 345; Трифонов, 1973: 373; Худяков, 1979;
Нестеров, 1999; Тетерин, 1999 и др.), но все исследователи сходятся на том,
что его носители относятся к тюркоязычной группе народов. Указанная
традиция существовала в Туве, на Алтае и в Якутии вплоть до ХУ111-Х1Х вв.
(Вайнштейн, 1966; Дьякова, 1966, 1975: 19-37, 1980; Потапов, 1969: 189;
Константинов, 1970, 1975; Гоголев, 1980: 27). Обряд сжигания умерших
вместе с убитым слугой, конем и вещами отмечается М.Н.Хангаловым у
бурят в эпоху зэгэтэ-аба. Причем по прошествии трех дней сгоревшие
остатки собирали в особый сосуд и закапывали в землю (Хангалов, 1958: 23).
Носители усть-талькинского погребального обряда появились на
территории Предбайкалья в XII в. Маршрут их миграции пролегал через
Канскую лесостепь и далее на юго-восток, до Южного Приангарья.
Вероятно, Предбайкалье стало конечным пунктом миграции отдельных труп
тюркоязычных кочевников, входивших в союз кыпчакских племен. Следы
этого мощного миграционного потока фиксируется по материалам
археологических памятников лесостепной зоны Западной Сибири (Илюшин,
1993а: 42, 1997: 67; Савинов, 1994: 163; Адамов, 1995; Молодин и др., 1996:
148; Плетнева, 1996: 44).
286
в настоящее время к числу усть-талькинских могильников относятся:
Усть-Талькин (Седякина, 1965), Сэгенут (Окладников, 1958), Даглан,
Шебуты III и Усть-Уда (Уваров, Бердникова, 1987; Бердникова, Николаев,
1994; Николаев, 1993, 1993а, 1996) (рис.26, рис.27). Усть талькинские черты
просматриваются и в погребении № 6 Ангинского комплекса I
(Приольхонье), рядом с которым располагалось отдельное захоронение
лошади (Асеев, 1980: 71, 80). В.С.Николаев предлагает два варианта
датировки усть-талькинских захоронений ХП-Х1У вв. (Николаев, 1993;
1993а) и Х11-ХУ1 вв. (Бердникова, Николаев, 1994). Датировка
предбайкальских погребений с конем в этих рамках подтверждается и
радиокарбоновой датой, полученной по погребению N 5 Даглана - 838±20
л.н. (СОАН-3167). Усть-талькинская археологическая культура приходит в
Южном Приангарье на смену памятникам с уту-елгинской керамикой. Часть
уту-елгинцев, вероятно, была вытеснена на восток (побережье Байкала) и
северо-восток (долина Лены), а часть смешалась с усть-талькинцами.
Характерной чертой усть-талькинских могильников является
захоронения человека с конем. Коней хоронили отдельно от людей. Иногда
встречались отдельные погребения коров. На трех могильниках - Усть-
Талькине, Сэгенуте и Даглане отмечены надмогильные сооружения в виде
плоских каменных; выкладок круглой формы. В Усть-Уде и Шебуты III
надмогильные конструкции не зафиксированы. Погребенные располагались
вытянуто, на спине, руки вдоль туловища, кисти на бедрах. Ориентировка
головой на север - северо-запад. В некоторых случаях череп развернут
лицевой частью на восток. В большинстве погребений имелись остатки
ритуальной пищи в виде позвонков и целого скелета барана. В погребении
№ 5 могильника Даглан обнаружены останки женщины, располагавшейся
непосредственно на грунте и ориентированной головой на северо-запад. С
правой стороны от черепа погребенной найдены железные ножницы. В
могильниках Шебуты III и Усть-Уда погребенные располагались в
287
долбленых колодах, дощатых рамах и дощатых ящиках-гробах, обернутых в
бересту (рис.119). Захоронения лошадей производились под сплошной
плоской кладкой овальной формы в 2-6 м от погребений людей. Лошади
умерщвлены ударом в лобную часть головы и положены на живот с
подогнутыми передними и задними ногами. В их зубах находились удила.
Головой лошади ориентированы на северо-запад. (Николаев, 1993).
Обряд захоронения людей в деревянных внутримогильных
конструкциях появляется на территории Предбайкалья не ранее конца XII в.
Это относится и к Сэгенутскому могильнику, который, по мнению
А.П.Окладникова, был сооружен в Х1-Х11 вв. первыми монгольскими
переселенцами в Предбайкалье (Окладников, 1958). Монголоязычные
переселенцы и были носителями новых погребальных традиций. Именно они
хоронили своих умерших в колодах, деревянных рамах и ящиках. Данные о
более раннем проникновении монголоязычных племен на территорию
Предбайкалья в настоящее время отсутствуют. Среди элементов
погребального обряда, не встречающихся у монголоязычных племен, можно
отметить: погребение лошади в отдельной могильной яме и остатки
глиняных круглодонных сосудов. Эти черты погребальной обрядности
ставят Сэгенутский могильник в один ряд с усть-талькинскими
захоронениями Приангарья и свидетельствуют о значительном
западносибирском пласте в культуре оставивших их людей. На мой взгляд,
наиболее приемлемой датой для сэгенутских захоронений являются Х11-Х1У
вв.


Оффлайн sygyssab

  • Сообщений: 1126
  • Страна: ru
  • Рейтинг +27/-2
Re: Якуты N1c1
« Ответ #718 : 26 Январь 2016, 17:16:40 »
На Ангаре, согласно Рашид-ад-Дину, жили усуту-мангуны со своими пегими лошадьми.
из "Сборника Летописей" На стр. 102 первой книги первого тома:
 
Цитировать
...река Анкара-мурэн. Река эта чрезвычайно большая; на ней живет одно монгольское племя, которое называют усуту-мангун. Границы [его расселения] в настоящее время соприкасаются [пропущено название страны]. Та река находится вблизи города по имени Кикас и в том месте, где она и река Кем сливаются вместе. Город тот принадлежит к области кыргызов. Утверждают, что эта река течет в одну область, по соседству с которой находится море. Повсюду там серебро. Имена этой области: Алафхин, Адутан, Мангу и Балаурнан. говорят, что лошади их все пегие; каждая лошадь сильная, как четырехгодовалый верблюд; все инструменты и посуда из серебра. много птиц.
 Соркуктани-беги послала с тысячью людей на корабле трех эмиров: Тунлик из племени карчукур, Бакджу из племени кара-тут и Мункур-Хитна из племени... с тысячью мужей. Они доставили к берегу много серебра, но положить его на корабль не смогли. Из того войска больше 300 человек не вернулось обратно, оставшиеся погибли от гнилости воздуха и от сырых испарений. Все три эмира возвратились благополучно и жили долго.

Ранее мы отождествили усуту-мангунов с урсутами из ССМ и кэрэмучинами из того же «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина:

Стр. 122 первой книги первого тома «Сборника летописей»:

Цитировать
Племена булагачин и кэрэмучин
 [Оба] они обитали в пределах [той же местности] Баргуджин-Токум и у самого края страны киргизов. Они близки друг к другу. В этом государстве [Иране] из них никто не известен; также никто из эмиров и не-эмиров не пользуется известностью и не знаменит.
http://kronk.spb.ru/library/rashidaddin-1-1-1.htm
А булагачин мы отождествили с бурятами из ССМ.
В связи с этим предлагаю следующую расстановку племен: усть-талькинцы на начальном этапе это, по-видимому, усуту-мангуны (они же урсуты, они же кэрэмучины). А булагачины (буряты) видимо жили на лесостепных участках к западу от них. Потому, что, если бы булагачины жили непосредственно на Ангаре, их бы выселили в Маньчжурию в 1276-м году вместе с урсутами и хабханасами.
Кстати, а где же хабханасы?
« Последнее редактирование: 27 Январь 2016, 02:11:56 от sygyssab »

Оффлайн sygyssab

  • Сообщений: 1126
  • Страна: ru
  • Рейтинг +27/-2
Re: Якуты N1c1
« Ответ #719 : 26 Январь 2016, 17:17:58 »
По усть-талькинской культуре есть кандидатская диссертация Николаева В. С. под научным руководством того же Харинского А. В. http://www.dissercat.com/content/pogrebalnye-kompleksy-yuzhnogo-priangarya-pervoi-poloviny-ii-tys-n-e-ust-talkinskaya-kultura
Читаем:

стр. 111
Цитировать
Положение погребенных
Из 83 раскопанных костяков, трупоположение удалось установить у 37.

Среди способов помещения тела умершего в могильную яму или внут- римогильное сооружение можно выделить три варианта:
Вариант 1. Трупоположение горизонтально вытянуто на спине, руки вдоль туловища, кисти на бедрах, либо рядом с ними. Голова (череп) находилась на затылке, лицевой частью вверх, в отдельных случаях, она располагалась на левой или правой стороне и направлена лицевой частью на восток, юго-восток. Данный вариант трупоположения зафиксирован у 34 костяков, что составляет 92% от всех поддающихся анализу.
Вариант 2. Трупоположение на боку (левом или правом), руки вдоль туловища, кисти на бедрах, ноги чуть согнуты в коленях. Голова (череп) развернута влево или право. Такой вариант зафиксирован в двух случаях - Усть- Талькин, погребение 57 и Усть-Талькин, погребение ребенка 22, что составляет 6%.
Вариант 3. Трупоположение - на спине с поднятыми коленями, левая рука вытянута вдоль туловища, правая - согнута в локте, кисть находится в области груди. Голова развернута вправо. Имеется одно погребение - Шебуты-Ш погребение ребенка 12, что составляет 2%.
Таким образом, мы наблюдаем, среди исследуемых погребальных комплексов Южного Приангарья, устойчивый способ помещения тела в могилу - горизонтально вытянуто на спине, руки вдоль туловища. Это свидетельствует о достаточной однородности населения оставившего эти комплексы. Наличие трех погребений по другим вариантам является определенным «исключением из правил». Особое трупоположение у двух погребений 22 Усть- Талькин и 12 Шебуты-Ш может быть объяснено их половозрастными особенностями и социальным положением - оба костяка принадлежат детям до 6 лет.
« Последнее редактирование: 27 Январь 2016, 06:47:39 от sygyssab »

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.