В былые времена река была судоходная, сейчас значительно обмелела, впрочем, и Ница, и Иленка ежегодно разливаются подтапливая часть домов. Прабабушка жила на Нице (д. Яр, см. на карте), тамошние жители были более зажиточны, она рассказывала, что сельчане вечерами ходили на берег смотреть на проходящие пароходы, которые шли на знаменитую Ирбитскую ярмарку, нарядно украшенные, как новогодние елки
Дед до войны был в армии по призыву, в таком качестве и застала его война, был кавалеристом, ранен, после войны прожил не особенно долго. Прадед воевал в гражданскую на стороне "красных", но соввласть, говорят, в кухонных разговорах особенно не жаловал.
Местная природа.
Справка. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии.
Верх-Ницинское или Яланское село
"Верх-Ницинское или Яланское село (2 благочиние) находится в восточной части уезда, в 226 в. от Екатеринбурга и 42 в. от Ирбита, на правом берегу реки Ницы, в возвышенной, безлесной, открытой ветрам местности. В окрестности много озер. Почва здесь преимущественно глинистая. Климат в общем здоровый. Исключение в этом отношении составляют д.д. Вялкова и Лыжина, расположенныя в низких болотистых местах. Излишнее обилие влаги вредно отзывается на здоровье жителей, так что население в первой из них уже в течение нескольких лет не увеличивается, а во второй прибывает очень медленно. Село в старину называлось Верх-Ницинской Слободой, название получило от р. Ницы при чем Верхней стало называться в отличие от других слобод, построенных ниже по течении той же реки. Название же «Яланская» или «Ялань» происходит, согласно преданию, от имени татарскаго князя Ялана, который будто бы в старыя времена жил здесь со своей ордой. Некоторым подтверждение этого предания являются инородническия названия окрестных местностей, напр., озера Байгашино, Еванчино и т. п. Гораздо естественнее название Яланское может быть объяснено местоположением села, так как слово ялань употребляется местными жителями, равно как и в соседней Тобольской губернии, именно в смысле чистаго, открытаго, безлеснаго места. Верх-Ницинская Слободы была построена в 1627 г. Тюменским боярским сыном Ильею Бакшеевым и до 1800 г. входила в состав Тобольской епархии, при чем с 1750 г. по 1782 г. находилась под непосредственным ведением Краснослободскаго Духовнаго Правления, а с 1782 г. перешло в ведение Ирбитскаго Духовнаго Правления. В 1800 г. она была перечислена к Пермской епархии, а в 1885 г. к Екатеринбургской. Кроме села в состав прихода входит 8 деревень: Яровская (5 вер. от села), Лукина (8 в.), Лыжина (4 в.), Игнатьева (5 в.), Вялкова (8 в.), Макушина (9 в.), Власова (10 в.), и Кукарская (11 в.). Численность населения в приходе простирается в настоящее время до 2041 д. м. п. и 2290 ж. п. Жители прихода – изстари государственные крестьяне, русские, исключительно православнаго вероисповедания. Главное занятие прихожан – земледелие. Весьма существенным подспорьем служит кирпичное производство, чему способствует свойство местной почвы, дающей хорошую глину. Некоторые занимаются выделкой кирпича на стороне, напр., в соседнем Верхотурском уезде. Близость Ирбита дает возможность населению иметь значительные зароботки во время ярмарки. Можно думать, что вскоре после основания Верх-Ницинской слободы была устроена в ней и деревянная церковь, так как в то время, при Тобольских Владыках Макарие и Нектарие, селения основывались обыкновенно с часовнями или деревянными церквами. В половине 18 столетия церковь в В.-Ницинском селе была уже с несколькими приделами, так как в благословенной грамоте Тобольскаго Митрополита Сильвестра от 1752 г. говорится об освящении главнаго храма во имя Воскресения Христова. Существующая ныне каменная Воскресенская церковь устроена в 1765 г., одновременно с северным Никольским приделом. В благословенной грамоте Тобольскаго Митрополита Павла, данной на освящение церкви, сказано, между прочим, что «оная каменная церковь обложена в 1765 г. вместо обветшалой деревянной». В 1776 г. был устроен во втором этаже церкви придел во имя Св. Пророка Илии. Семиярусный иконостас этого придела, увенчанный крестом с разным изображением Спасителя, сохранился в неизменном виде до настоящаго времени. В 1868 году была предпринята постройка еще двух приделов: в нижнем этаже – Богоявленскаго, а в верхнем – во имя Св. Димитрия Ростовскаго, из которых первый был освящен 6 Октября 1875 г., а последний – 20 Сентября 1870 г. Еще до 1800 г. была устроена каменная церковная ограда, перестроенная в 1837 г. и в настоящем своем виде существующая с 1884 г. В церкви имеется несколько интересных памятников старины, напр., Евангелие на простой бумаге, 7 вершк., обложенное полубархатом с изображением Спасителя и четырех евангелистов на серебряных пластинках, изд. 1697 г. Часовень в приходе 4: в д.д. Макушиной и Лыжиной – каменныя, а в Игнатьевой и Яровской – деревянныя. Школ 5, в том числе два начальных народных училища – в с. Верх-Ницинском (с 1875 г.), и д. Яровой (с 1897 г.), одна церковно-приходская школа в д. Игнатьевой (с 1883 г.) и 2 школы грамоты – Макушинская (с 1885 г.), и Лыжинская (с 1900 г.)."
Яр - Яровая - Яровская.