Есть какие-нибудь предположения откуда Z16980 попали к татарам?
Есть этническая группа "польско-литовские татары" (живут в Литве, Белоруссии, Польше) с 14 века. Кто-то с Z16980 женился на литовской татарке, у них родился мальчик, которого воспитывали в татарской культуре и т.д.
Но речь про Z16980 именно из Татарстана.
Не из Татарстана. Родственник - мишарь. У мишарей уже несколько таких результатов. Литовские татары здесь не при чем. Думаю, что гаплогруппа попала к татарам-мишарям через мощинскую культуру, культуру рязанско-окских могильников, древнемордовские племена.
Хотел написать из Поволжья, что и имел ввиду под Татарстаном.
Да, думаю литовские татары не при чем. Возможно от Мощинской культуры остались, действительно.
Архивные документы подверждают оседание военнопленных ни только среди Казанских татар , но и среди Татар-мишарей .
" Мишари участвовали во всех других войнах русского государства, как на юге, так и на западе, например, крупные отряды касимовских татар и мишарей наводили ужас на население Прибалтики во время Ливонской войны (1558-1583). В Темниковскую Мещёру были пригнаны тысячи пленных поляков, прибалтийских немцев и латышей. В русских документах того времени, при описании действий татарских князей и мурз в регионе, использовали слова
«со своими кормовыми татарами, да ляхами(поляками), да латышами». Эти военнопленные жили в мишарских селах и постепенно влились в состав местного татарского населения .
Татарские мурзы в конце XVI в. продолжают успешно воевать с крымцами, ногайцами и отрядами различных других татарских образований. Однако уже в 1595 г. разгорелся конфликт между самим князем Кулунчаком Еникеевым и Пурдышевским монастырем. Богомольный царь Федор Иоаннович во всем благоволил церкви, монастырям. Получая большие земельные участки, монастыри нередко вступали в конфликт с татарской знатью, исповедовавшей ислам39. Царская грамота от 2 июля 1595 г. передавала Пурдышевскому монастырю деревню Меньшее Пурдышково, которым владел князь Кулунчак. Однако князь эту деревню не отдавал, так как это было его имение. Тогда царь решил передать монастырю мордовские дворы со всеми пашнями и угодьями. Но игумен Илинарх не успокаивался, стараясь все же заполучить Меньшее Пурдышково полностью и писал жалобы на Кулунчака. Например, монахи так писали о деревне Исень Гильдеев починок: “Деревня эта ранее принадлежала русским помещикам, но ею незаконно завладел князь Кулунчак Еникеев, со своими татарами и латышами в той деревне живет и наносит монастырю нестерпимые обиды, монастырскую пашню захватывает, а по его повелению его люди татары и
латыши поругаются над христианской верой, приезжают к ним на конях, кричат и смеются, и в трубы трубят, и по бубнам бьют, и в смыки, и в домры играют, и огнем под монастырь приходять, и сжечь грозят”40.
Здесь интересно не только перечисление музыкальных инструментов, но и то, что среди людей Кулунчака, кроме татар, есть и
латыши . Латыши, немцы , поляки упоминаются во многих документах того времени, относящихся к Татарской Мещере. Это были пленные, привезенные татарскими мурзами с Ливонской и других войн,, оставшиеся здесь на жительство.