В диссертации А.Чижеского
"Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового - раннем железном веках" утверждается, что:
Территорию Волго-Камья в конце II - 1 пол. I тыс. до н.э. населяли племена, оставившие предананьинскую (ПАКИО) и ананьинскую культурно-исторические области (АКИО). Исследователи связывают их с той этнической основой, на базе которой сформировались многие народы финно-пермского и угорского мира... В составе предананьинской КИО выделена маклашеевская культура и ряд ее вариантов... Одной из самых сложных и малоисследованных проблем изучения ананьинской КИО является погребальный обряд. Исследователи единодушно считают, что погребальный обряд относится к одной из самых консервативных черт и поэтому может служить надежным индикатором археологической культуры. Таким образом, изучение погребальных памятников может способствовать выделению локальных особенностей погребального обряда или же, напротив, свидетельствовать об их унификации...
Данная работа анализирует погребальные памятники предананьинской (ПАКИО) и ананьинской культурно-исторических областей (АКИО) на базе материалов курганных и бескурганных могильников, часть из них была исследована автором.
...Происхождение маклашеевской (курмантауской) керамики исследователи все чаще связывают с кругом памятников ирменского и сузгун-ирменского круга. Свидетельством миграции ирменских или же предирменских групп в Волго-Камье является Рождественский м-к, обоснованно относимый Е.П. Казаковым к ирменской культуре. Границы распространения маклашеевской культуры в настоящее время хорошо очерчиваются. На западе область ее распространения ограничивается р. Ветлугой, на севере доходит до Средней Камы в районе г. Перми, восточные пределы культуры достигают р. Белой в ее уфимском течении. Южная граница проходит по Ульяновскому Поволжью в низовьях р.Большой Черемшан и Сок.
...Наиболее близкими аналогиями маклашеевским, длинным курганам являются овальные (длинные) курганы ирменскои культуры, в которых погребали умерших в один - два ряда.
Для справки (взято
отсюда):
Ирменская культура. Эпоха поздней бронзы IX - VIII вв. до н.э.. Выделена Н.Л.Членовой. Название получила по наименованию ныне затопленного Обским водохранилищем поселения в Новосибирском Приобье. В Томском Приобье она известна по Еловским могильни-кам, поселениям Еловскому, Басандайскому, Больше-киргизскому (Чекист), Самусь IV, Осинникам, Ирине-кому Борику. В Новосибирском Приобье и Барабинской лесостепи - по могильникам Преображенка -3, Гандический совхоз, Аббрамово-4, Кама-1 поселеним Милованово-1, Ирмень-1,Чингис-1, городищ Каргат-4, Чича. Ирменцы жили, как правило, в больших по площади жидищах, порой свыше 100м. кв. На поселения насчитывается несколько таких жилищ. Рядом с ними удавалось обнаружить огромные зольники. В эпоху поздней бронзы в Западной Сибири наблюдается новая волна миграционных процессов, вызванных дальнейшим ростом производящих форм хозяйства. Движение шло в двух направлениях: в начале I тыс. до н.э.—с юга из районов культур карасукского типа и в пределах первой четверти I тыс.—движение северных племен, носителей крестовой керамики. В этот период растет военная межплеменная напряженность в внешних взаимоотношения, результатом чего является появление первых= укрепленных рвами и валами поселений - городищ.
Хоронили своих сородичей ирменцы под курганными насыпями. Под одной насыпью могло быть сделано несколько (до 17) захоронений совершенны по обряду трупоположе-ния. В этом случае покойников помещали рядами. Могилы сооружали неглубокие, порядка 20 - 25см. Чаще всего погребенных укладывали на уровне дневной поверхности или даже в насыпь кургана. Выделяется две основных разновидности погребального обряда - положение в скорченном положении на правом боку в скорченном положении, головй на Ю, иногда с отклонениями в ориентации к З и В. и, так называемые вторичные захоронения, когда умерший до окончательного погребения какое-то время находился на открытом воздухе, в результате чего погребались уже перемешанные останки. При раскопках курганов отмечено несколько случаев, когда по периметру курган окружался несомкнутым ровиком, иногда четырехугольным с со следами тризны (сосуды, кости животных) в заполнении. ое в них ставили деревянную обкладку из бревен в виде рамы, сверху клали три поперечные плахи. В Томском Приобье преобладающей ориентацией было ЮЗ направление. Кроме положения в скорченной позе на правом боку, здесь встречена и кремация тел. В этом случае умерших сжигали полностью или частично. В погребения ставились курамические сосуды, бронзовые украшения - серьги, пронизки, бусины, изредки ножи, наконечники дротиков.
Я, к своему стыду, про ирменскую культуру раньше не слышал, хотя родился и всю сознательную жизнь прожил в Новосибирске. Узнал про нее случайно - прочитав новость о том, что у нас в Новосибирске собрались облагородить острова на Оби в черте города в устье рек Иня и Плющиха - и создать там рекреационную зону, а также провести археологические работы - в 1990 г. на этой территории было обнаружено поселение ирменской культуры.
Вот теперь думаю, как бы косточку взять из захоронения и куда бы ее на анализ Y-ДНК отправить?
Ведь есть некоторая вероятность, что это именно мои предки по мужской линии, мигрировавшие с Оби в Волго-Камье три тысячи лет назад...