АвторТема: Хакасы  (Прочитано 18867 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Хакасы
« : 26 Ноябрь 2010, 09:45:56 »
Что по ним было? Какие работы? Кому они родственны? Телеуты к ним какое отношение имеют? Какие арх.культуры связывают с хакасами?

Очень надо.
« Последнее редактирование: 27 Ноябрь 2010, 11:45:40 от Аббат Бузони »

Оффлайн Clavis

  • Семенов Михаил Юрьевич
  • Сообщений: 1495
  • Страна: ru
  • Рейтинг +111/-0
    • https://m.vk.com/@clavis1953
  • Y-ДНК: G2a2 L1264
  • мтДНК: HV9, ранее известная как HV3a
Re: Хакасы
« Ответ #1 : 26 Ноябрь 2010, 12:08:23 »
Когда-то на заре увлечения ДНК-генеалогией я сортировал R1a1-популяции по тем маркерам, которые (среднестатистически) обнаруживали региональное различие. Может, это даст какую-то информацию по алтайско-саянским этносам. Каждая фигуративная точка характеризует только выборку R1a данной популяции, остальные гаплогруппы игнорируются.

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Хакасы
« Ответ #2 : 26 Ноябрь 2010, 13:55:49 »
Прочитал в книге Малярчука, что хакасы это киргизы+самодийцы. Антиресно.

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Хакасы
« Ответ #4 : 27 Ноябрь 2010, 11:54:53 »
ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАКАССКИХ И ТЕЛЕУТСКИХ СЕОКОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПО ДАННЫМ МАРКЕРОВ Y-ХРОМОСОМЫ.

Бельтирский род:
сеок пилтiр представлен в основном представителями гаплогруппы R1a1,
сарыг -   N1b,
табан - N1b,
хахпына – Q,
чыстар – R1a1.

Бирюсинцы:

Ближнекаргинский род:
сайын - N1b,
харга - N1b.

Дальнекаргинский род:
туран - R1a1.

Изушерский род:
таяс - R1a1,
халар - R1a1,
читi пююр - R1a1.

Мрасско-Изушерский:
кичин – R1a1,
таяш – R1a1.

Карачерский род:
сор - R1a1,
чилей - R1a1.

Казановский род:
том - N1b.

Кивинский род:
хобый – N1c,
хый - N1c.

Кызыльский род:
хызыл хая - R1a1.

Качинцы:

Кубанов род:
соххы - N1b.

Мунгатов род:
ызыр - N1b.

Татаров род:
пюрют - N1b.

Шалошин род:
пюрют - N1b,
хасха - N1b.

Койбалы:

Таражаков род:
хан - N1c.



Результаты тестирования бачатских телеутов показали следующее:
Единственная гаплогруппа у сеока меркит - N1c,
мундус – R1a1,
найман - N1c,
очу – основная R1a1,
телес - R1b1b1*,
тогул - R1b1b1*,
тодош - R1a1,
ютты - R1b1b1*.

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Хакасы
« Ответ #5 : 27 Ноябрь 2010, 12:19:07 »
Где бы найти

Polymorphism of the Y-Chromosome Diallelic Loci in Ethnic Groups of the Altai–Sayan Region

Y-Chromosome Haplotypes Demonstrate the Pres- ence of Paleo-Caucasoid Component in Khakassians

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Хакасы
« Ответ #6 : 27 Ноябрь 2010, 12:34:17 »
В 1920-е физическую антропологию хакасов изучал один из основоположников советской антропологии — А. И. Ярхо. Начиная с 1930-х, антропология древнего и современного населения Хакасии была предметом исследования крупнейших отечественных антропологов — Г. Ф. Дебеца, В. П. Алексеева, В. А. Бунака и др.

Хакасы подразделяются на два антропологических типа смешанного происхождения, но в целом относящихся к большой монголоидной расе:

    * уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев)
    * южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы).

Оба антропологических типа содержат в себе значительные европеоидные признаки и занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами.

Оффлайн Centurion

  • 100% Earth (Solar System) genofond
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 9548
  • Страна: ru
  • Рейтинг +571/-2
Re: Хакасы
« Ответ #7 : 27 Ноябрь 2010, 12:36:09 »
С чего тебя хакасы заинтересовали?

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Хакасы
« Ответ #8 : 27 Ноябрь 2010, 12:36:59 »
Хакасия


Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Хакасы
« Ответ #9 : 27 Ноябрь 2010, 12:45:42 »
С чего тебя хакасы заинтересовали?

Мокша меня заинтересовала. Среди мокши было достаточно носителей аскизской культуры, а это культура хакасов/киргизов.

Цитировать
Битва на реке Суре в 1237 году

В 6 км к северу от впадения реки Узы в Суру в начале  II тысячелетия располагалось Золотаревское поселение, от которого до нашего времени сохранилось городище на мысу с валами, рвами и ловчими ямами, а возле него три селища. Памятник этот был известен давно. Городище открыл в 1882 году Ф.Ф.Чекалин, а с 1952 по 1965 год М.Р.Полесских вел на нем раскопки. Селища были открыты и обследованы в 80-90 годах 20 века.
Начиная с первых раскопок М.Р.Полесских, сразу же стало ясно, что на городище происходило сражение, свидетельством чего были человеческие останки и оружие на ва-лах. Исследования же последних лет на селищах позволили сделать вывод о том, что это была не просто оборона крепости, а настоящая битва, как в самой крепости, так и возле нее. Одних только наконечников стрел насчитывается более 200 экземпляров. Но более важным, пожалуй, является то, что на поверхности селищ встречается большое количест-во разрозненных костей человека. Общая площадь, на которой встречены человеческие кости, составляет около 60 тысяч квадратных метров. Другим важным свидетельством сражения может являться тот факт, что на поверхности собрано огромное количество раз-ного вооружения и деталей конского снаряжения, причем, как правило, в хорошем со-стоянии.
Сравнительный анализ материальной культуры селищ и городища позволил выявить комплекс вещей местного производства (орудия труда, ремесленные изделия, вооружение, посуда) и предметы, характерные для других культур (мордовская, аскизская) и госу-дарств, таких как Волжская Булгария, Древняя Русь. Причем часть из них попала на Золо-торевское поселение в результате торговли, о чем свидетельствует торговый инструмен-тарий (гирьки, весы, слитки), а часть осталась на поле после сражения.
Среди особенностей в материальной культуре можно отметить большое число пред-метов аскизского типа. На поселении было собрано более 150 предметов так или иначе связанных с аскизскими древностями, что позволяет считать его уникальным памятником аскизов в Восточной Европе. Основная масса этих предметов сделана из железа и отно-сится к снаряжению коня и всадника.
В целом набор предметов для коня и всадника на Золотаревском поселении, конечно же, значительно больше. Это удила, стремена, чесноки, сабли, стрелы и другие вещи, имеющие широкий ареал распространения, которые использовались вместе с предметами «аскизского» круга. Собственно к аскизским можно отнести такие группы предметов, как накладки, султанчики, украшения седла и сбруи, пальмы, крюки для шнуровки, панцир-ные пластины. В то же время есть предметы местного производства, похожие на аскизские, что является, очевидно, следствием распространения аскизской моды. Учитывая, стилистически грамотное производство, можно предположить, что местные ремесленники и заказчики хорошо были знакомы с культурой аскизов в Хакасско-Минусинской котловине. Этому во многом способствовал торговый путь проходивший из Булгара в Киев че-рез Верхнее Посурье. Собственно Золотаревская крепость и была создана для контроля за переправой через р. Суру. Единственный брод через реку располагался как раз в 4-5 км ниже места слияния р. Узы с Сурой.
Исходя из этого, а также учитывая, что большинство предметов относится к первой половине XIII в. (особенно вооружение), можно предполагать, что Золотаревское поселе-ние оказалось на пути движения монголо-татар на Русь осенью 1237 года. У стен городи-ща произошло столкновение, после которого на поле боя осталось множество трупов и оружия. Характерно, что после сражения оружие не было собрано и на поверхности оста-лись лежать стрелы, сабли, булавы, а также большое количество фрагментов дорогой кон-ской сбруи. Относительно последнего можно предположить, что в сражении участвовали всадники, против которых на поверхности были разбросаны чесноки. Среди сражавшихся были, очевидно, люди знатного происхождения, так как встречается множество предме-тов, украшенных золотом, либо с тонкой ювелирной работой.
Пока сложно окончательно определить роль и место собственно аскизов в этом сра-жении, а то что они участвовали в нем, это не вызывает сомнений. Судя по отдельным на-ходкам на памятниках Древней Руси можно предположить, что военный отряд аскизов занимался охраной торговой фактории у Золотаревского городища и погиб в сражении с монголо-татарами.
Характерно, что после этого сражения жизнь на поселении более не возобновлялась и если бы не лесоустроительные работы и кладоискатели, которые разрушили культурный слой, то мы сегодня имели бы уникальную возможность раскрыть историю сражения на берегах р. Суры. Впрочем, дальнейшие исследования помогут нам хотя бы в общих чертах оценить значимость этого памятника для средневековой истории Восточной Европы.

Помнишь вот этот разговор, теперь меня ничего не удивляет:

Иосафат Барбо (1436-1452 гг.):
Цитировать
«Я  обладаю, пишет он, - хорошей осведомленностью  относительно мокши (Moxii) и потому расскажу все, что, знаю, об их веровании образе жизни. В известное время года они берут лошадь, которую приобретают сообща, и привязывают ей все четыре ноги к четырем кольям, голову - к отдельному колу. Все эти колья вбиты в землю. Затем приходит человек с луком и стрелами, становится на соответствующее расстояние и стреляет в сердце до тех пор, пока, не убьет лошадь. Потом ее обдирают, из шкуры делают мешок, над мясом совершают какие-то свои обряды и съедают его; шкуру туго набивают соломой и зашивают ее так искусно, что она кажется цельной: вместо каждой из ног подставляют прямой брусок дерева - так, чтобы лошадь могла стоять, будто живая на ногах. Наконец они идут к какому-нибудь большому дереву обрубают соответственным образом сучья и прилаживают сверху на помост, на который и помещают эту лошадь стоймя. В таком положении они ей поклоняются и приносят в дар соболей, горностаев белок, лисиц и другие меха».

Иоганн Георг Гмелин «ПОЕЗДКА ПО РУДНОМУ АЛТАЮ В АВГУСТЕ-СЕНТЯБРЕ 1734 ГОДА» (из книги Reise durlch Sibirien von   dem Jahre  1733-1734»):
Цитировать
20. 16-го пополудни мы приехали в одну деревню, верстах в трех от Кузнецка, населенную татарами-телеутами. Когда едешь сюда из Ильинского погоста, деревня эта остается слева. Она состоит из разного рода жилищ, в одних живут зимой, в других летом. Зимние избы точно такие же, какие мы видели в Калтираке. Летние хижины имеют круглую форму, кверху они заострены, внизу же имеют в поперечнике около 3 сажен. Маленькое, снабженное дверью, отверстие, которое обычно делается на восточной стороне юрты, служило входом. Наверху посередине имеется другое круглое отверстие, через которое выходит дым. Внутри кругом вдоль стен сделаны широкие скамьи, а посередине в земле выкопано небольшое углубление, где варят пищу. Строятся эти юрты из камыша, который накладывается на корпус из связанных вместе тонких жердей. Чтобы в юрту не проникал дождь, между камышом и жердями прокладывают бересту.

Мы зашли в одну юрту, где гнали водку. Это производится на обычном очаге. На треножник устанавливается железный котел, покрытый деревянной крышкой, имеющей отверстия как в середине, так и по бокам. В боковое отверстие проходит кривая деревянная трубка. Другим концом эта трубка опускается в маленький деревянный сосуд, опущенный в другой, наполненный водой, и своим видом напоминающий нашу кормушку для свиней. Водка делается из кобыльего молока, которое предварительно сквашивается. Сосуд, в котором  оно квасится, изготовлен из кожи, и все выглядит совершенно по-свински, да и самая водка, хотя, по-видимому, и крепкая, имеет весьма скверный запах. Они находят в своей водке то преимущество, что от нее не болит голова, а это весьма редко бывает при употреблении хлебной водки, да и виноградная водка лишена такого хорошего свойства.

Эти татары не являются магометанами. Их религия не имеет какого-то определенного культа, и они, кажется, и сами не знают, во что верят. Они верят в единого бога, которого они прославляют таким образом: каждое утро они становятся лицом к востоку и благоговейно повторяют такую краткую молитву:

- Не бей меня, не убивай!

Близ их деревень имеются такие места, которые на их языке, отличающемся от обще-татарского, называются «таюлга». Березовые колья, вбитые на расстоянии сажени друг от друга, образуют четырехугольник, у которого один или несколько раз в году совершаются жертвоприношения. Убивают лошадь, снимают с нее шкуру и, рассаживаясь вокруг таюлги, съедают мясо убитой лошади. Шкуру набивают, а в морду чучелу вкладывают одну или несколько веток с листьями, и чучело сажают сверху на таюлгу, на которую для этой цели накладывают поперечины.

Кладут его мордой к востоку, да и сама таюлга устанавливается по направлению к востоку. Заметив, что русские не прочь воспользоваться шкурами их жертв, татары устанавливают теперь свои таюлги близ деревень. По бокам таюлги мы заметили также три березовых шеста, которые стояли в один ряд, приблизительно на расстоянии сажени друг от друга и были связаны поперечной веревкой. На верхних концах двух наружных шестов имелись маленькие четырехугольные, горизонтальные привязанные дощечки, по углам которых были поставлены прямостоящие деревянные, обвитые конскими волосами, палочки в несколько дюймов длиной. На веревке было развешано множество разноцветных лент, которые свешивались на несколько дюймов в длину. Между каждыми двумя шестами я насчитывал по 14 ленточек. Кроме того, на верхнем конце средней палки была привязана заячья, а рядом с ней, между первой и второй палочками - горностаевая шкурки. Мясо этих животных также пошло бы на обед. Когда мы спросили, могут ли здесь пригодиться шкурки других животных, нам объяснили, что только эти животные являются священными. По их словам, лисица для этой цели не пригодна, так как она копается в земле. Эта их таюлга считается священным местом, так как в их воображении шкуры, которые на нее кладутся, кладутся в честь бога, в виде жертвы ему, так как во время вышеупомянутой церемонии они обычно совершают свои моления.

Их священнослужитель, который устанавливает порядок этой церемонии, называется на их языке «кам». По их словам, он иногда целую ночь простаивает на поле, размышляя о том, что им порекомендовать. Их священник не умеет, как и они, ни читать, ни писать, и признаком, по которому его считают достойным этого сана, является наличие у него свойств, которые придают ему сходство с одержимым. Он говорит им во время своего представления, что его сам бог (возможно он боится сознаться в том, что ему это дает дьявол) посвятил в сан священника, и они верят этому.

Объявив себя однажды священником, он уже может продолжать свои колдовские манипуляции. У него есть колдовской бубен, с помощью которого он якобы может находить потерянные вещи, исцелять больных и заниматься предсказаниями. Но люди эти утверждают, что его пророчества и исцеления не всегда бывают удачными. Мы охотно посмотрели бы на что-нибудь из его волшебства, но люди оказались настолько догадливыми, что поспешили заверить нас, будто бы кама у них нет.

Что касается их прочих обычаев, то можно упомянуть о том, что у них позволяется многоженство, и что они не едят свинины, но пьют водку, которой нередко напиваются допьяна. Их женщины не отличаются красотой и курят табак. Одна из них, увидев, что я набиваю трубку, вышла ко мне со своей трубкой и попросила табака. Набив свою трубку, она затянулась табачным дымом и передала трубку другой женщине, которая сделала то же. Как мы заметили, так поступает и молодежь, и старики. Все они глотают табачный дым. Некоторые сжигают своих покойников, другие же погребают их. Кроме церемоний, описанных выше, у них других празднеств не бывает, празднуют они лишь тогда, когда у них накопится запас водки.

Можно бы, без сомнения, еще многое рассказать о них интересного, но они настолько хитры, что всеми способами скрывают свои обычаи. В будущем я постараюсь побольше рассказать об этих людях, когда обстоятельства позволят мне кое-что узнать о них интересное.

Вот мокшанки и телеутки


Оффлайн Шад

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6334
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1330/-4
  • Ex oriente lux
  • Y-ДНК: Q-Y2750
  • мтДНК: J1c2z
Re: Хакасы
« Ответ #10 : 09 Май 2011, 19:38:12 »
Сравнительная характеристика генофонда телеутов по данным маркеров Y-хромосомы



А известны ли субклады Q у алтайцев? Я консультировался у Yurgan - он пишет, что у алтайцев пока выявлен только Q1a3.

Оффлайн Centurion

  • 100% Earth (Solar System) genofond
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 9548
  • Страна: ru
  • Рейтинг +571/-2
Re: Хакасы
« Ответ #11 : 20 Май 2011, 13:05:53 »
Нашел в инете вот такую картинку :)


Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Хакасы
« Ответ #12 : 20 Май 2011, 13:10:08 »
Yurgan'у можете верить. :)

Балаганская проверяла только Q-М242 у хакасов. У северных алтайцев (челканцев) более 50%, у койбалов кызыльцев Хакасии 44%.

Оффлайн пенелопа

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6485
  • Страна: ru
  • Рейтинг +2714/-13
  • мтДНК: H1b
Re: Хакасы
« Ответ #13 : 26 Май 2011, 21:09:41 »
 :)

Оффлайн Valikhan

  • Группа N
  • *
  • Сообщений: 2193
  • Страна: kz
  • Рейтинг +102/-1
  • Ysearch 63CDM. Mitosearch EEVT3
    • Turkic World
  • Y-ДНК: N1c1d1 - L1034 (L1032, L1033)
  • мтДНК: B5a1a
Re: Хакасы
« Ответ #14 : 27 Май 2011, 00:02:36 »

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.