А у средневековых путешественников зачастую были русские проводники, которые называли народы не по самоназванию, а с помощью этно-кликух.
Думается, дело здесь не в "этно-кликухах". Например, Иордан (в VI в.) в «Гетике» писал: "После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих , благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало Древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков,
меренс,
морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов..."
У других западноевропейских авторов видим: Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordva, Morduinus.
В древнерусских летописях этноним мордва появляется с XI века.
Может быть этноним "мордва" просто означает "люди" (mard), как, например, "свеи, свевы, свионы" - "свои", готское "тиуда, лиуда" (по-русски чудь) - "люди", "арии - "люди". Муж-супруг и сейчас именуется "мирде".
Вообще дифференциация "люди-нелюди", "свои-чужие" очень древняя и, ее мы наблюдаем в этнонимах даже в V-X вв. н.э.
Вместе с тем "эрзя" - "арису" в письме кагана Иосифа, "мокша" (moxel) у Гильома Рубрука в XIII. Может быть, архаичное самоназвание "люди" к X-му веку дифференцировалось на этнонимы отдельных родов? Или арису (аорсы?) позже мокши пришли в этот регион?