Вот интересные данные ВИТа:ГРИШАКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
КЕРАМИКА ПОГРЕБАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ ОКСКО - СУРСКОГО
МЕЖДУРЕЧЬЯ в I тыс. н.э.
Исторические науки 07.00.06 - археология
Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата исторических наук
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М. В. ЛОМОНОСОВА Исторический факультет
На правах рукописи. УДК 930.26
Москва, 1993
«Мы исходили из того, что в Окско-Сурском междуречье исследователи традиционно выделяют несколько групп могильников или отдельных памятников, которые характеризуются специфическим набором признаков в погребальной обрядности, атрибутах головного убора и костюма в целом: Андреевский курган II - начала III вв., могильники кошибеевского типа III-Y вв., рязанско-окские могильники III-YII вв., пензенская группа могильников III-YII вв., Абрамовский могильник IV - начала VIII вв. , Безводнинский могильник V - первой половины VIII вв., Шокшинский могильник YI-XI вв., среднецнинские могильники VII- XI вв. , могильники бассейна р. Теша и Среднего Примокшанья YII-X вв., нижнеокские могильники YII-XI вв.
Основные черты рязанско-окского очага, сформировавшегося
в условиях воздействия на местные традиции восточнобалтских элементов,..Есть основания предполагать, что большинство посуды из ранних комплексов нижнеокских могильников формировалось
под влиянием мощинских керамических традиций..В процессах формирования и эволюции культур поволжско-финского мира 1 тыс. н. э. можно выделить три фазы развития керамических традиций. Первая из них соответствует первому, второму, третьему периодам и охватывает II - начало V вв. Она характеризуется независимым сосуществованием трех очагов керамических традиций - присурского, рязанско-окского и поволжско-тешского, что свидетельствует о различных путях формирования их носителей, хотя единая генетическая основа - позднегородецкая - не вызывает сомнения. Присурский очаг следует связывать с прамокшанскими племенами. Носители рязанско-окского очага составляли особую группу поволжско-финских племен, основная часть которых в дальнейшем растворилась в древнемордовской среде. И, наконец, поволжско-тешский очаг соотносится с культурой праэрзянских племен. Несмотря на начавшиеся где-то на рубеже III-IV вв. процессы // (С.20) ассимиляции верхнепримокшанских групп рязанско-окского населения носителями присурской древ-немордовской культуры селиксенского типа и
активизировавшиеся с приходом сюда в IV в. смешан-ных групп восточнобалтского и праэрзянского происхождения,
В эпицентре рязанско-окского очага переход от первой к второй фазе происходил без потрясений, хотя и в это время наблюдается незначительное влияние восточнобалтских верхнеокских традиций … мощинские формы ло-щеной керамики.
На территориях присурского очага, который в IY в. испытал мощные импульсы рязанско-окского, восточнобалтского и праэрзянского происхождения, победили пришлые традиции.
Определенную роль сыграли // (С.21) также керамические традиции
населения, оставившие первые захоронения в нижнеокских могильниках, которые, как нам представляется, очень близки, а может быть и генетически связаны с традициями носителей культуры мощинского типа.»http://www.museum.murom.ru/wwwmus/archaeol/grish_93/index.htmВыводы:
Керамику мощинского типа в земли эрзи принесли переселенцы - восточные балты с р.Оки.Так что не стоит удивляться, что в языке эрзи есть балтизмы. Их занесли не гости, а восточные балты, которые являются предками части эрзян.