Для оживления темы.
В общем-то все в курсе, что существует несколько теорий о времени и приходе R1b в Европу. Ну слава Богу, от того что она в этой части суши еще с палеолита уже оказались.
Сейчас основные - в неолите через Анатолию и Балканы в числе первых земледельцев, через Северную Африку энеолит-бронза и чрез Кавказ-Причерноморье примерно в то же время.
Я на данный момент придерживаюсь последней, потому уже цитировавшаяся карта и пара обоснований - археология и антропология (к сожалению все руки не доходят нормально скомпилировать материал по теме).
Кореневский
"Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья""Памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950-3650 - 3610-2980 до н.э. ( примерно, вторая четверть ГУ - вторая половина IV- начало III. до н.э. Они соответствуют периоду среднего, позднего Урука в Месопотамии и древнее государства Шумеров. Майкопская культура -это феномен Предкавказья второй половины, конца атлантического периода голоцена. В этой связи примечательно, что даты 14С майкопской культуры позволяют датировать рубеж атлантического и суббореального периодов, столь важный для палеоэкологов (табл.25).
Основной ареал майкопской культуры находится в предгорной и степной зоне Предкавказья от Чечни до Черного моря в рамках градусной сетки, примерно, от 43 градуса на Чеченской равнине до 46 градуса в Прикубанье. В это время здесь господствовали степные ландшафты. Поэтому племена майкопской культуры можно рассматривать в основном
как обитателей степей и предгорий. Они не были горским народом.Появление майкопской культуры в Предкавказье явилось следствием миграции с юга, из-за пределов Большого Кавказского хребта. Один из путей этой миграции, скорей всего лежал:, через
перевалы центральной части Большого Кавказа.
Зона предгорий Южного Кавказа, Муганскя степь в Азербайджане и долина Куры еще в позднем энеолите Кавказа воспринимала пришельцев - носителей -круговой знаковой урукской керамики, которые могли и переселиться в предгорья Предкавказья при сложении здесь благоприятных климатических условий. Поэтому не исключена вероятность, что миграция будущих майкопских племен имела плацдарм на Южном Кавказе. В долины Терека и Кубани пришли племена уже прошедшие адаптацию в среде местного кавказского населения позднего энеолита Закавказья."
Территориально помним где у нас высокие частоты гаплогруппы на Кавказе. Сравнение с выделенными местами.
КАЗАРНИЦКИЙ
"Палеоантропология эпохи бронзы степной полосы юга Восточной Европы""Краниологические особенности носителей майкопской археологической культуры Северного Кавказа
не находят аналогий среди территориально и хронологически близких групп населения. Свойственный представителям майкопской культуры морфологический комплекс южных европеоидов имеет, вероятно,
переднеазиатское происхождение и достоверно зафиксирован в калмыцких степях Прикаспия. Последний факт свидетельствует о том, что перед нами не просто результат культурного влияния на местное степное население, но доказательство присутствия в эпоху ранней бронзы на территории Калмыкии и самих носителей майкопских традиций, не связанных своим происхождением с субстратным населением ямной культуры.
Краниологические серии катакомбной культуры Калмыкии, Ростовской области и южной части Волгоградской области оказались неоднородны по своему составу. Во всех сериях удалось выделить преимущественно две морфологические составляющие: субстратную, характеризующуюся большими широтными параметрами черепа и распространенную в предыдущую эпоху, и наряду с ней новую, более лептоморфную. Причем отмечена следующая географическая закономерность: чем южнее происхождение краниологической выборки, тем больше в ней встречается черепов с новым морфологическим комплексом,
что послужило поводом для выдвижения гипотезы о диффузной миграции с юга. Таким образом, ключевым аспектом формирования антропологического состава азово-каспийских степей в эпоху бронзы является постепенное, начиная с периода средней бронзы,
проникновение переселенцев с более южных территорий, имеющих лептоморфные черепа и менее крупный посткраниальный скелет, которые смешивались с коренным населением этого региона, характеризующимся значительными широтными размерами черепа и массивностью скелета в целом, вплоть до полной смены последнего к началу эпохи поздней бронзы. Возможно, появление новой погребальной традиции в курганах раннекатакомбной культуры
является первым этапом этого масштабного переселения, не фиксируемого в немногочисленной пока раннекатакомбной краниологической серии - как известно, антропологические изменения всегда протекают медленнее, чем этнические и культурные [Бунак, 1956]. Несмотря на то, что исследуемый регион имеет сложную и пеструю археологическую историю,
изменения физического облика его жителей укладываются в единый вектор относительно медленного вытеснения местного населения новым, имеющим южное происхождение."