В комментариях к моему
посту в G+ о загадочном государстве М.с.к, в спорах с Andrew Khitrin, возникла тема происхождения топонима Москва, и, конечно, всплыли всякие гипотезы, я сказал, что мне ближе moská, то бишь медведь, и прокомментировал, это тем, что название реки давалось, как правило, в честь проживавшего там народа, а медведь часто в мифологиях является прародителем народа.
Вот вам демонстрация такого мифа у мордвы. (Сразу приношу извинения, если среди моих читателей есть мокша и эрзя. Употребляю этот этноним для широкой русской публики, которая привыкла к неправильному названию и смешению двух народов в один, чтоб они могли понять о чьей мифологии идёт речь). Девушки выходит замуж за медведя, который живет в глубине леса в особой медвежьей стране. Нет, я не предполагаю, что Медвежья страна существовала, и что эта была та самая М.с.к. Мне просто кажется интересным и забавным само представление о Медвежьей стране.
Гораздо интереснее, а не могли ли в историю под именем М.с.к попасть мокша. То, что «с» могло превратиться в «ш», или наоборот возражений не вызывает, так часто происходило, да и сейчас происходит, к примеру, при транскрибировании японских слов. А вот могло ли произойти чередование букв? Таких примеров я не могу припомнить, но это скорее вопрос лингвистам, можно ли ошибиться с произношением, в принципе, это можно допустить.
Давайте смотреть. Кроме реки Мокша, название которой связано с народом мокша, и которая является правым притоком Оки, есть ещё река Мошка, которая является притоком Пожвы, но её также относят к бассейну Оки, причем подбассейна Мокши, Москва-река тоже приток Оки.
Но, пожалуй, важнее другое, у мокша на момент завоевания Руси Батыем было свое государство, им в этот момент правил каназор Пуреш (созвучно князю)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%88. Что интересно у его главного соперника - правителя эрзя Пургаза (противник русских князей, Пуреш был союзником, правда до этого он воевал и даже побеждал русских князей) был титул инязор (совсем, не созвучно князю, но зато созвучно каназору), что наводит на мысль, что мокши были в большем контакте с русичами, чем эрзя.
Но если с территорией государства Пургаза всё более-менее понятно, столицей, скорее всего, был нынешний Арзамас (хотя это только гипотеза, официально городу только четыреста лет, но название однозначно связывается с эрзя, поэтому топоним должен быть древним), и даже воевал с владимирским князем за Нижний Новгород, то вот с локализацией мокша сложнее. Считаются, что они жили южнее эрзя и даже чуть восточнее, но тогда непонятно, как Пуреш мог быть союзником владимирского князя, ведь по идеи, они тогда не были соседями, хотя, конечно, это не значит, что это было невозможно, они могли нападать на Пургаза с разных сторон, но это как-то не стыкуется с тем, что мы знаем о военных союзах в древние времена.
Но если вспомнить, что был ещё один мордовский народ (племя) - мещера, который существовали ещё при Иване Грозном, то локализацию можно резко поменять. Мещера, судя по всему, было не самоназвание народа, а прозвище, которое, возможно, сами мещеры воспринимали как оскорбительное, поэтому это могли быть и мокша и эрзя.
Если Вы попытаетесь узнать этимологию этнонима-топонима мещера, то прочитаете, что происходит от мордовское ḿeškär, что трактуется как пчеловод (скорее, бортник), от ḿеš, ḿеšk – пчела, но в мордовских языках нет такого слова. Но если Вы сами полазаете в словаре, то обнаружите, что пчела по-мокшански, и вправду, – меш (по-эрзянски пчела – мекш), а вот «ёра» это корень глагола «хотеть» по-мокшански, а вот в эрзянском такого слова нет. То есть мещера (Мещёра) это однозначно мокшанское слово. Но вот, что оно значит: «хотеть пчелу», по-моему, это однозначное указание на медведя, того кто ищет пчел. Другое дело, что на мордовских языках, медведь совсем другое слово, может это какое-то прозвище? Ну типа, косолапый?
Ещё один интересный момент, и на мокшанском и на эрзянском языках мед обозначается словом «медь», то есть произошло, очевидно, заимствование славянского слова. Почему? Для народа, для которого бортничество было одним из основных занятий, это очень странно. Я вижу два объяснения, первое, религиозное, что мёд было сакральным понятием, а поэтому обозначающие его слово нельзя было произносить, поэтому оно постепенно забылось, и было вытеснено русским заимствованием, другое объяснение, это что мёд был экспортным товаром, его поставляли русским, а поэтому постепенно стали называть так, как называли русичи.
Если мещёра это медведь, значит ли это, что Мещёра это Медвежья страна? А почему бы и нет? Мне это кажется, вполне логичным.
Ну а теперь о Москве. Границы Мещёры в отличие от других исторических регионов хорошо известны: с юга ограничена Москва-рекой и Окой, с севера Клязьмой, с востока Судогдой и Колпной, конечно, за столетия русла рек наверняка неоднократно менялись, но нас в данном случае интересует, что это местность однозначно связана с Москва-рекой. Важно, что город Москва является частью Мещёры, даже если Москва-река меняла русло, всё равно название связано с ней или с народом, который там проживал.
Вообще, странно, что даже, если историки склоны верить, что территория Мещёры на момент похода Батыя на Русь находилась в составе русских княжеств, никто не предполагает, что до этого была такая страна Мещёра, ведь как-то же надо объяснить происхождения этого топонима? Понятно, что его можно связывать с проживавшим там племенем мещера, но много ли Вы знаете примеров, когда имя есть ни у реки, ни у горы, ни у города, а у целой географической области, которая не была бы страной?
Если же предположить, что страну Пуреша, которой была Мещёра в честь главного города называли М.с.к, то как объяснить, что мокшу во времена Пуреша локализовали иначе? Ну, во-первых, это можно объяснить элементарным подлогом, когда территорию Мещёры московские князья записали за собой, чтоб обосновать претензии на неё, как на русскую землю, и чтоб не демонстрировать свою зависимость от монголов, которые, очевидно, сделали Москву административным центром для русских земель в составе Золотой Орды. Во-вторых, государство Пуреша объединяло несколько «княжеств», то есть в принципе можно представить, что в нем было не одно племя и что оно могло иметь или протяженную или разрозненную территорию. Карамзин приводит название страны Пуреша (или её столицы) - Мурунза, но абсолютно непонятно, откуда он его взял.
В мордовских преданиях присутствует легендарный правитель Тюштян (общего государства и мокша и эрзя). Его титул был оцязор, явно от цезаря, а даже не царя (возможно вначале московские князья хотели называться цезарями, а до царя уже потом упростилось, и в этот момент произошло заимствование). Большинство исследователей сходиться в предположении, что Тюштян это не конкретный правитель, а вообще название для избираемого правителя, впрочем, в больше степени это мифический герой, фактически божество, отец его бог грома и войны. Вполне возможно, что в мифах о Тюштяне смешиваются и древние мордовские легенды и сказки, и их религиозные представления, и история после падения государств Пуреша и Пургаза, когда мордовские народы объединились сначала под властью монголов, затем под властью московских князей. Есть в мифах о Тюштяне такой сюжет: под натиском русских князей Тюштян с частью народа уходит на новые земли, дарованные царём Китаем, перейдя через большую водную преграду, думаю, это преградой была Ока. В мифе подтверждается две идеи этих моих рассуждений, во-первых, что русские вытеснили мордву с её земли, во-вторых, это произошло во время золотоордынского правления, не до и не после.
Кстати, мать Тюштяня была земной девушкой, и звали её Литовой, это лучше всяких аргументов говорит о масштабности геополитических устремлений мордовских народов, а соответственно о масштабах государства…