АвторТема: Аварцы  (Прочитано 20722 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ТабасаранАвтор темы

  • Сообщений: 38
  • Рейтинг +3/-0
  • Мой сын
Аварцы
« : 24 Июль 2010, 23:58:47 »
Аварцы
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Аварцы
Аварал (магІарулал)
Самоназвание:   
/офиц./ аварал, /разг./ магІарулал
Общая численность:   
1014.473 человек
Расселение:   
 Россия
814.473 (2002)[1][2][3]
 Дагестан 758.438 (2002) [1][2][3]
 Ставропольский край 7.167 (2002)[1][2][3]
 Москва 4.950 (2002)[1][2][3]
 Астраханская область 4.217 (2002)[1][2][3]
 Чечня 4.133 (2002)[1][2][3]
 Ростовская область 4.038 (2002)[1][2][3]

 Азербайджан
50.9 (1999) [4]
 Грузия
4.230 (1989) [5]
 Казахстан
2.777 (1989) [6]
 Украина
1.496 (2001) [7]
Язык:   
Аварский язык — относится к северовосточнокавказской(нахско-дагестанской) группе северокавказской семьи
Религия:   
Ислам суннитского толка
Расовый тип:   
балкано-кавказская раса, преимущественно кавкасионский антропологический тип
Входит в:   
северо-кавказская семья
нахско-дагестанская группа
дагестанская подгруппа
аваро-андо-цезская ветвь
Этнические группы:   
андо-цезские народы:
андийские народы
дидойские (цезские) народы

Это статья о современном дагестанском народе. О древнем народе см. авары

Ава?рцы (авар. аварал, магІарулал,) — самый многочисленный народ современного Дагестана.Населяют бо?льшую часть горной территории Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ (814.5 тыс. чел.), Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор, Анди-ор и Чеэр-ор. 28 % аварцев проживает в городах (2001). Аварцы также проживают в Азербайджане, в основном в Белоканском и Закатальском районах, где по данным переписи 1999 года их численность составляла 50.9 тысяч человек.

Оффлайн Farroukh

  • Maternal Y-DNA: R1b-L584
  • ...
  • Сообщений: 11297
  • Страна: az
  • Рейтинг +2041/-15
  • Paternal Mt-DNA: M9a1b1
    • Azerbaijan DNA Project
  • Y-ДНК: E-Y37518
  • мтДНК: F2f
Re: Аварцы
« Ответ #1 : 25 Июль 2010, 00:09:28 »

Оффлайн ТабасаранАвтор темы

  • Сообщений: 38
  • Рейтинг +3/-0
  • Мой сын
Re: Аварцы
« Ответ #2 : 25 Июль 2010, 00:14:13 »
Антропология

Согласно А. Г. Гаджиеву, для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы. Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опущенным вариантом. Волосы преимущественно тёмно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете радужной оболочки глаз преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа по сравнению с другими кавказскими популяциями очень светлая. Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.

Кавкасионский тип некоторые учёные считают конечным результатом трансформации каспийского типа в условиях высокогорной изоляции. По их мнению, формирование кавкасионского типа в Дагестане относится к XIV веку до н. э. Рассматривая проблему происхождения кавкасионского типа, академик В. П. Алексеев отметил: «Теоретические споры вокруг проблемы происхождения этого типа привели к более или менее однозначному решению вопроса и его древности: он формировался автохтонно в составе местного населения центрального предгорного Кавказского хребта не позже, чем в эпоху бронзы, а может быть, и в более раннее время». Однако существует и другая, — более обоснованная и распространённая точка зрения, согласно которой, каспийский антропологический тип не имеет прямого отношения к кавкасионскому, являясь несколько депигментированным в результате смешения с кавкасионцами ответвлением индо-памирской расы. Следует подчеркнуть, что в Дагестане, начиная с советского периода безраздельно господствует официальная идеологическая установка (напоминающая дагестанский вариант «югославизма»), сводящаяся к активной пропаганде «исключительной близости» (в заведомо преувеличиваемой форме) всех дагестанцев друг другу, что нередко служит удобным оправданием для подавления национальной самобытности и связанного с ней стремления к возрождению утерянной этногосударственности. Тот же Алексеев В. П., например, в 1974 году свидетельствовал: «Каспийская комбинация признаков ни у одного из дагестанских народов не выражена в чистом виде, можно говорить лишь о её более или менее заметной примеси, преимущественно в составе народов лезгинской группы и кумыков». По его мнению, — территория Дагестана не входила в зону формирования каспийской группы популяции; очевидно она распространилась с юга вдоль Каспийского побережья по равнинным и предгорным районам Дагестана и только по долинам Самура и Чирах-Чая представители этой группы проникли высоко в горы.

Г. Ф. Дебец засвидетельствовал сходство кавкасионского антропологического типа с древним населением Восточно-Европейской равнины и далее вплоть до Скандинавии, высказав при этом мысль о проникновении предков кавкасионского типа в области их современного расселения с севера.

Несмотря на всё своё своеобразие, за пределами Кавказа кавкасионцам наиболее близок динарский антропологический тип балкано-кавказской расы, характерный в первую очередь для хорватов, черногорцев и в генетическом плане тесно связанный с гаплогруппой I — т. н. «геном северных варваров».

Антропологический тип, ближе всего стоящий к «классическому» кроманьонцу обычно увязывают с распространением культуры шнуровой керамики. Последняя часто рассматривается как исходная индоевропейская. В эпоху позднего неолита и бронзы культуры шнуровой керамики локализуются по большим пространствам северо-запада европейского побережья и Прибалтики, в Надпорожье и Приазовье, а также в некоторых районах Центральной Европы, где она входит в соприкосновение с культурой ленточной керамики. Во II тысячелетии до н. э. ответвление этой культуры распространяется на Верхнюю Волгу (Фатьяновская культура). По этому поводу Кузьмин А. Г. пишет следующее: «Именно основной антропологический тип населения, связанного с культурами шнуровой керамики, озадачил антропологов чрезвычайно широкой географией своего распространения, тем более что к названным выше областям нужно прибавить ещё Кавказ (кавкасионская группа населения) и Балканы (динарский тип в районе Албании и Черногории). В литературе имеются разные варианты объяснений отмеченного сходства. Один из столпов немецкой националистической археологии Г. Коссина писал о „германской“ экспансии с севера вплоть до Кавказа. Помимо немецких археологов эту точку зрения поддерживали шведский учёный Н. Оберг и финский A.M. Тальгрен. [143. Ср.: Д. А. Крайнов. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. М., 1972. С. 241.] В нашей литературе справедливо указывали на ненаучную подоснову концепции Коссины. Но проблема сама по себе существует, и сравнительно недавно вопрос этот снова был поднят, причем мнение о миграции населения с северо-запада Европы на Кавказ поддержали и некоторые отечественные учёные. [144. См.: Г. Ф. Дебец. Антропологические исследования в Дагестане // Труды ИЭ. Т. XXXIII. М., 1956; Его же: Антропологические типы. // „Народы Кавказа“. Т. 1. М., 1960.] В отношении Кавказа это мнение оспорил В. П. Алексеев. Признавая, что „сходство кавкасионского типа с антропологическим типом населения Восточной Европы и Скандинавии… несомненно“, он объяснил его неравномерностью эволюции одного и того же палеолитического предка, то есть отодвинул общий источник вглубь. В то же время он допускает непосредственное родство кавкасионского и динарского типов. [145. В. П. Алексеев. Происхождение народов Кавказа. М., 1974. С. 133, 135—136]». С точки зрения генетики выводы В. П. Алексеева, сводящиеся к стремлению максимально увеличить дистанцию между кавкасионцами и германо-скандинавской общностью и тем самым профанировать саму идею этого родства недостаточно обоснованы, так как динарский тип связан со скандинавскими популяциями не только наличием ряда сходных антропологических признаков, но и генетически, что автоматически предполагает наличие такового родства между кавкасионцами и скандинавами. Кроме того, 58 % даргинцев — непосредственных соседей аварцев — имеют по отцовской линии (Y-DNA) гаплогруппу I.

Оффлайн ТабасаранАвтор темы

  • Сообщений: 38
  • Рейтинг +3/-0
  • Мой сын
Re: Аварцы
« Ответ #3 : 25 Июль 2010, 00:22:27 »
Происхождение и история
Основные статьи: Сарир, Аварский каганат
[править]
Хунз — кавказские хуны «Земли Трона»
 
Волк со штандартом- символ аварских ханов (реконструкция по Мусаеву М. З., см: Исалабдуллаев М. А. Мифология народов Кавказа. — Махачкала:КСИ, 2006)
 

Возможно, одними из предков аварцев были проживавшие в античную эпоху на территории современного Дагестана (в том числе и там, где в средневековый период находилась Авария) племена сильвов и андаков. По, крайней мере, именно эти этнонимы наиболее корректно передают названия позднейших аварских родоплеменных группировок и политических объединений. В литературе встречается также мнение о том, что аварцы произошли от легов, гелов и каспиев, однако эти утверждения носят умозрительный характер. Ни в аварском языке, ни в аварской топонимике нет никаких лексем, которые можно было увязать с легами, гелами или каспиями, а сами аварцы никогда не идентифицировали себя с перечисленными племенами. Тем более, что у Легов есть прямые потомки — Лезгины. Согласно античным источникам, каспии жили на равнине, а не в горах. В VI веке через Северный Кавказ в Европу вторглись авары («вархуны») — кочевой народ из Центральной Азии, вероятно — протомонголо-восточно-иранского, объединивший вокруг себя на раннем этапе и какое-то количество так называемых «сино-кавказоязычных», (а позднее угров, тюрок), хотя полного единства по вопросу их этногенеза не существует. Согласно Британской Энциклопедии, евразийские авары — народ неясного происхождения. По-видимому, часть их, осев в Дагестане, дала начало государству Сарир или же внесла свой существенный вклад в его усиление. К сторонникам этой «инфильтрационной» точки зрения на аварский этногенез и складывание государственности принадлежат: Й. Маркварт, О. Прицак, В. Ф. Минорский, В. М. Бейлис, М. Г. Магомедов, Т. М. Айтберов. Последний считает, что пришлый этнический элемент способствовал реорганизации и консолидации аварского народа не только силой оружия: «Есть основания полагать, что правители доисламского „Авара“, располагавшегося в дагестанских горах, опираясь, видимо, на свои познания, идущие из Азии, поняли значимость единого языка в пределах государственного образования, претендующего на многовековое существование, и, причём, языка специфического, достаточно обособленного от речи соседей. Затрачивая определённые и немалые средства, правители способствовали его формированию и развитию — как минимум в пределах Сулакского бассейна. Небезынтересно в данной связи, что, раннесредневековая христианская пропаганда на указанной территории, успешно проводившаяся аппаратом каталикоса Грузии, шла также на едином для всех аварцев языке. Позднее, в XII веке, арабо-мусульманский разведчик ал-Гардизи отметил, что в южном Дагестане и в традиционно даргинской зоне современная ему культура развивается на нескольких близкородственных языках, а в аваро-андо-цезских горах, где местные наречия были и есть — на одном только аварском. В этом обстоятельстве нам видится прямой результат целенаправленной языковой политики аварских владык».

Не видит каких-либо серьёзных причин для сомнений в правоте сторонников инфильтрационной точки зрения и лингвист Харальд Хаарманн, также увязывающий дагестанский этноним «авар» с наследием евразийских аваров~вархонитов. Венгерский археолог и историк Иштван Эрдейи (в литературе на русском языке распространена ошибочная транскрипции — «Эрдели»), хотя и подходит к этой теме крайне осторожно, но всё же не отрицает возможность наличия связи между евразийскими аварами и кавказскими аварцами: «…По сведениям древних авторов, среди правителей аварцев Серира (древнее название Дагестана) был один по имени Авар. Быть может, кочевники авары, продвигаясь на запад, временно останавливались в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником Серир, столица которого до IX в. находилась в с. Тануси (недалеко от современного с. Хунзах)». Схожую позицию занимает дагестанский историк Мамайхан Агларов.

Аварцы не изучены генетиками в достаточной степени (нет данных по отцовской линии, Y-DNA), чтобы судить о том, насколько они могут быть связаны с евразийскими аварами в генетическом плане. Какие-либо специальные археологические исследования, ставившие перед собой целью поиски аварского (вархунского) наследия в Дагестане пока никем проведены не были, хотя археологами всё-же найдены богатые воинские захоронения представителей ираноязычного кочевого мира в высокогорном аварском с. Бежта, датированные VIII—X вв. и условно отнесённые к «сарматам». Однако, положение осложняется тем, что все артефакты раскопок могильников, оставленных ираноязычными кочевниками на территории Аварии получают лишь расплывчатое определение «скифо-сарматские». Подобные скользящие характеристики лишены конкретики и никак не способствуют выделению собственно аварского (вархунского) вклада в этногенез и культуру аварцев, если таковой, конечно, имелся. Данные же генно-молекулярного анализа материнской линии происхождения (mtDNA), доказывают, что генетическая дистанция между аварцами и иранцами Тегерана, иранцами Исфахана гораздо менее значительна, чем между первыми и почти всеми на данный момент изученными как дагестанскими, так и кавказскими популяциями (единственное исключение — рутульцы). Результаты анализов mtDNA аварцев подтверждают то, что русские, поляки (и даже славяне вообще) генетически ближе аварцам, чем карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, ингуши, адыгейцы, кабардинцы, чеченцев, черкесы, абхазы, грузины, армяне, лезгины Дагестана (I. Nasidze, E. Y. S Ling и др. Mithochondrial DNA and Y-chromosome Variation in the Caucasus. 2004). При этом относительно близкое родство демонстрируют показатели осетин, курдов, даргинцев, испанцев, абазин. Русские по степени родства уступают лишь рутульцам, иранцам Тегерана, иранцам Исфахана, а лезгины Дагестана оказываются менее родственной аварцам популяцией, чем территориально далёкие британцы. Вслед за русскими (с незначительной разницей в дистанции) идут опять-таки не кавказоязычные популяции, а поляки и осетины-ардонцы.

Оффлайн Farroukh

  • Maternal Y-DNA: R1b-L584
  • ...
  • Сообщений: 11297
  • Страна: az
  • Рейтинг +2041/-15
  • Paternal Mt-DNA: M9a1b1
    • Azerbaijan DNA Project
  • Y-ДНК: E-Y37518
  • мтДНК: F2f
Re: Аварцы
« Ответ #4 : 25 Июль 2010, 08:20:28 »
Цитировать
за пределами Кавказа кавкасионцам наиболее близок динарский антропологический тип балкано-кавказской расы, характерный в первую очередь для хорватов, черногорцев и в генетическом плане тесно связанный с гаплогруппой I
Ещё один намёк на исконное присутствие древних I* на Кавказе.

Оффлайн I2a1a

  • ...
  • Сообщений: 10999
  • Страна: ee
  • Рейтинг +755/-8
Re: Аварцы
« Ответ #5 : 25 Июль 2010, 16:50:51 »
Цитировать
за пределами Кавказа кавкасионцам наиболее близок динарский антропологический тип балкано-кавказской расы, характерный в первую очередь для хорватов, черногорцев и в генетическом плане тесно связанный с гаплогруппой I
Ещё один намёк на исконное присутствие древних I* на Кавказе.

Я уже обсуждал этот вопрос. Он не имеет научного значения.

Оффлайн ТабасаранАвтор темы

  • Сообщений: 38
  • Рейтинг +3/-0
  • Мой сын
Re: Аварцы
« Ответ #6 : 08 Август 2010, 21:00:54 »
Аварские гаплотипы J1 есть здесь:
Supplementary table S1 from «J1-M267 y lineage marks climate-driven pre-historical human displacements»
Фаррух,хырдала чядвяли,зяхмят олмаса

D109   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D098   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D108   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D101   J1e1-M368   J1e1   Avars
D083   J1e1-M368   J1e1   Avars
D107   J1e1-M368   J1e1   Avars
D111   J1e1-M368   J1e1   Avars
D112   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D099   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D104   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D100   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D102   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D103   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D097   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D106   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars
D115   J1-M267   (xJ1a-e)   Avars

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.


Rambler's Top100