ЧУДЬ ЗАВОЛОЦКАЯ
Страздынь Ю.Ф.
(из истории заселения края)
Одной из народностей заселявших наши края до прихода русских поселенцев (а началось значительное переселение русских на север и северо-восток с 12 века, со времен нашествия Чингис-Хана), была так называемая чудь заволоцкая.
Предполагают, что название племени «чудь» дано было прежними соседями их, германцами-готами, на древнегерманском оно звучало «тиуд», «тьюд» и означало «народ». От германцев это имя и пришло к русским соседям племени.
Заволочьем древние новгородцы называли земли, лежащие за волоковой дорогой, за озерами Кубенским и Белоозером. В заволоцкие земли новгородские ушкуйники ходили дружинами, когда на торговлю, а когда и на разбой. Новгородцы хорошо знали волховские и приладожские чудские племена, знакомы были с их обликом, языком и обычаями, поэтому, придя в Заволочье и встретив там народ, так похожи й на знакомую им уже чудь, стали называть его между собою чудью заволоцкой.
В древнерусских летописях название племени «чудь» впервые упоминается в 11 веке; чудь платила дань Киевской Руси. «А се суть инии языци, иже дают дань Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Черемис, Мордва, Пермь, Печора…» В той же летописи далее чудь вместе с мерей, весью, кривичами и словенами упоминается в числе военных союзников Киевской Руси.
Они не сохранились как народ, не оставили до наших дней ни обычаев своих, ни языка, чудь растворилась бесследно среди русских пришельцев и соседних народов. О чудских племенах напоминают только легенды и названия, данные когда-то рекам и озерам, среди которых они жили.
Нередко само слово «чудь» является частью названия. Есть деревня Чудалово в Опаринском районе, село Чудиново в Орловском районе, Чудь – гора в Аникино Лузского района, - примеров очень много.
Кировский ученый – краевед Дмитрий Захаров пишет: «Чудские названия сопровождаются легендами о «чуди белоглазой» в верховьях Моломы, такие же легенды бытуют в Карелии; о чуди, ушедшей под землю и не захотевшей смешиваться с другими народами – в Верхокамье.
… В Поволжье и на Урале чудскими городищами называют курганы, разрушенные земляные укрепления, старые насыпные валы, которые якобы построил народ чудь».
Почти вся гидронимика Лузского района, то есть названия озер, рек, болот, взята из финно-угорских языков, возможно, из языка чуди. Луза, Шелюг, Пушма, Лехта, Вымка и многие другие – не русского, не славянского происхождения.
Кто же был этот народ, оставшийся только в легендах и преданиях? Что можем мы сказать о нем сейчас, в конце 20 века, что мы знаем?
Мы знаем, что народ, названный новгородцами чудью заволоцкой обитал в бассейнах рек Мезени и северной Двины, по берегам Лузы, Юга, Пушмы. По языку и культуре чудь принадлежала к финно-угорским народам. Когда-то финно-угры заселяли весь северо-восток Европы, Урал и часть Азии. Ученые – этнографы обычно называют уграми те финно-угорские племена, которые живут за Уралом, и финнами – тех, которые живут в Европе. Последних подразделяют на три группы: прибалтийские финны, волжские финны и пермские финны. К пермским относят коми и удмуртов, к волжским марийцев, мордву и чувашей, к прибалтийским собственно финнов, т.е. жителей Финляндии, эстонцев, карелов и маленькие народности ижору, вепсов, водь. Чудь принадлежала к прибалтийским финнам. Говорили они на языке, близком к языку современных вепсов и карелов.
Мы знаем о происхождении чуди. Предки финнов пришли в Европу из-за Урала в 4-м тыс. до н.э. Группа прибалтийских финнов выделилась примерно 3 тыс. лет назад. Обратная волна их переселения из Прибалтики прошла в 3-6 веках нашей эры, в так называемую эпоху Великого переселения народов. Они дошли до Северной Двины и там остановились, встретившись с пермскими финнами, населявшими эти земли. Граница встречи проходила, вероятно, через Лузский район. В документах 18 века в составе Лальского уезда числится «волость Лузская Пермца», находившаяся частью в Лузском районе, частью на территории нынешней Коми. Какой народ населял ее, об этом не говорится. Кировский ученый – краевед Дмитрий Захаров пишет: «Культура Лузской Пермцы сложилась под сильным воздействием волжских и прибалтийских финнов, в особенности последних, о чем свидетельствуют заимствования в лузско-летском диалекте коми-зырянского языка». По предложению Захарова население Лузской Пермцы и есть осколок чудского племени.
Все сведения о быте, одежде и внешнем облике чудских племен известны только по результатам археологических раскопок. Археологи ищут обычно в местности с каким-нибудь «чудским» названием. Находят либо следы селения, либо городище, либо чудской могильник – древнее кладбище. По находкам можно определить, была ли это чудь, или другое финно-угорское племя, или пришедшие на эту землю позже скандинавы и славяне. Чудь и других финнов можно с уверенностью отличить от прочих по двум видам находок: по остаткам их глиняной посуды и по украшениям. Глиняная посуда слеплена обычно без гончарного круга, вручную, с толстыми стенками, часто она имеет не плоское, а круглое дно, потому что еду в ней готовили не в печках, а в очагах, на открытом огне. Снаружи такая посуда украшена орнаментом, выдавленным по сырой глине с помощью палочек и специальных штампов; такой орнамент называется ямочно-гребенчатым и встречается только у финно-угорских народов. Среди украшений (чаще женских, но иногда и мужских) самые характерные для финских племен – это так называемые шумящие подвески. Они отливались из бронзы и имели вид уточки, или конька, или узорной пластинки, к которой прикреплялись на цепочках бронзовые утиные лапки, бронзовые треугольнички или бубенчики. У чуди также были шумящие подвески, но особой формы, характерной только для них.
Археологических памятников чуди пока найдено очень немного. На Сухоне и ее притоках это Усть-Пуя, Корбала, Марьинская, Кудрино; в верховьях Лузы – Лойма и Векшор. По археологическим находкам можно предполагать, как выглядели когда-то обитавшие здесь люди, как они жили, чем занимались.
Это были люди среднего и выше среднего роста, предположительно светловолосые и со светлыми глазами, по облику более всего напоминавшие современных карелов и финнов. Про одежду мужчин известно немного. Они носили плащи, которые скреплялись застежками – фибулами, и кожаные пояса с металлическими пряжками, украшенные накладными бронзовыми фигурными пластинами. Женщины носили льняные длинные рубашки с открытым воротом и длинными рукавами, собранными у запястья; косоклинный глухой сарафан, головной убор типа обруча с твердой подкладкой их бересты. Женщины носили много украшений из бронзы – браслеты, гривны, височные кольца, перстни, подвески, серьги, а также стеклянные бусы. Кое-что из бронзовых украшений носили и мужчины. Интересно, что до 10 в. н.э. литьем из бронзы занимались женщины: литейные формочки находят в женских захоронениях.
Чудские племена владели гончарным кузнечным ремеслом, умели ткать, обрабатывать дерево и кость. С металлом они были знакомы не так уж давно: на поселениях находят много орудий из кости и кремня.
Жили, занимаясь охотой и рыболовством. Занимались и земледелием, выращивали неприхотливые северные культуры: овес, рожь, ячмень, лен. Держали домашних животных, - хотя при раскопках поселений в Заволочье находят больше костей диких животных, чем домашних. Охотились не только для добывания мяса, промышляли и пушного зверя. Пушнина в те времена была в ходу наравне с деньгами, Была и просто товаром, ею торговали и с Новгородом, и со Скандинавией, и с Волжской Булгарией. Еще в 16 веке австрийский дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн пишет о московитах, что «прежде монеты они употребляли мордки и ушки белок и других животных, меха которых привозятся к нам, и на них покупали жизненные потребности, как на деньги». В связи с развитием торговли в Заволочье возникли древние волоковые пути. Вероятней всего, что они были проложены не русскими пришельцами, а местным населением, и уже потом ими пользовались новгородцы и устюжане.
Вот что пишет лальский историк И.С. Пономарев о чуди, жившей в наших краях до поселения здесь новгородцев:
«Были ли окрестности Лальска в то время заселены «Чудью», или новгородцы поселились в совершенно пустом краю, достоверно неизвестно, но нужно полагать, что окрестности Лальска в то время были уже заселены. Данные к этому следующие:
1) Сохранилось несколько преданий, что на поселенцев, новгородцев, нападала «Чудь»; причем одно из них добавляет, что, в один из набегов, «Чудь», вблизи Лальска, по молитве Лалетян к святителю Николаю, была поражена слепотою. Место это находится на выгонной земле города и до ныне называется Поклонною горкою.
2) Летописатель Сольвычегодска А. Соскин пишет: «думать и утвердительно заключить можно, что население Новгородцев и других российских народов в бывший город Чернигов (около Сольвычегодска) и уезд онаго было уже в обитаемое Чудским народом место».
3) Среди дремучих лесов в ближайших к Лальску волостях Целяковской и Папуловской и доныне сохранились следы пашни; но когда и кто жил тут, из местных жителей никто не знает, а слыхали от стариков, что будто в тех местах жила «Чудь», и будто бы, в последствии, «Чудь» эта, в избежании ли столкновений с пришельцами, или из нежелания принять христианство, или же, наконец, по малосилию, - отодвинулась дальше на восток и ушла к Сибири.»
Чудь исчезла с приходом христианства. Их собственная религия была языческой. Каким богам они поклонялись, можно предположить по сохранившимся остаткам религии родственных им племен.
Вся вселенная делилась для них на три сферы: небесный мир, где обитали добрые духи; земной, принадлежащий людям; и подземный, населенный злыми духами. Было верховное божество небес, которое звалось Йомала. Добрые духи, обереги, нередко имели вид животных. На финских украшениях не случайны изображения утки и утиные лапки на цепочках подвесок. Утка жила на земле, летала в небе и плавала по воде, - а вода считалась дорогой в подземный мир, поэтому утка была связующим звеном между тремя мирами. Почитались души животных, птиц и рыб, души деревьев. Особое отношение было к душам умерших. Их почитали, но боялись. Покойников хоронили головой на восток, в могилы клали вещи, принадлежащие им при жизни. В поминальные дни на могилах раскладывали еду: считалось, что душа покойного незримо присутствует рядом и ест и пьет вместе с пришедшими живыми.
Часть языческих обычаев финских племен дожила до наших дней, при этом смешавшись с языческими обычаями русских. В 14 в. на земли, заселенные финскими племенами, пришел русский миссионер, устюжский священник Стефан Храп, прозванный впоследствии Стефаном Пермским. Он изучил местные языки и перевел библию на язык коми. Повсюду он проповедовал христианство среди местных племен и крестил язычников. Все легенды о чуди гласят примерно следующее. Чудь жила в лесу, в землянках, имела свою веру. Когда им предложили перейти в христианство, они отказались. А когда их хотели окрестить насильно, они выкопали большую яму и сделали земляную кровлю на столбах, а потом все зашли туда, подрубили столбы, и их засыпало землей. Так древняя чудь ушла под землю.
На самом деле чудь заволоцкая разделила судьбу финских племен, растворившихся среди русских пришельцев и соседних народов: муромы, мери, наровы, мещеры, веси. Они все когда-то упоминались в русских летописях рядом с чудью. Часть их, сопротивлявшаяся вторжению русских, была, по-видимому, истреблена; часть приняла христианскую веру и слилась с русским населением, постепенно утратив свой язык и почти все обычаи; и немалая часть соединилась с соседними, во многом родственными народами. Мурома и мешера вошли в состав мордвы – эрьзя, часть веси и волховской и приладожской чуди – в состав карел, заволоцкая чудь – в составе коми и северных удмуртов.
Вот то немногое, что пока мы знаем о чуди, об этом загадочном народе.
http://www.podosinovets.ru/life_of_the_region/muzey/549-chud-zavolockaja.html