АвторТема: Магометанские метрические книги  (Прочитано 26774 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 128
  • Страна: 00
  • Рейтинг +24/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Что такое калым

Калым – это своеобразная плата жениха семье невесты, её выкуп в виде определённой суммы денег или имущества. Калым является традицией у народов Сибири, Средней Азии и Кавказа. Корни этого обычая, по мнению исследователей, связаны с переходом от древнего матриархата к патриархальному обществу, а также вызваны идеей компенсации за воспитание дочери, лишение семьи рабочей силы.

У каждого народа есть свои особенности этой традиции. Объединяющим моментом является то, что по истечению времени он везде стал лишь символическим моментом, частью свадебного обряда. Размер калыма обсуждается между двумя семьями. На увеличение его размера влияют многие факторы: состоятельность семьи невесты, её красота, образованность, умения. Среди бедных семей, которым выплачивать калым тяжело, существует практика обмена. Иначе говоря, двойное родство – девушки из каждой семьи идут в другую, из-за этого необходимость выплаты калыма отпадает.

Учитывая, что практически большинство народов, где в той или инфой форме практикуется выкуп за невесту, являются мусульманскими, эта традиция в сознании общественности стала ассоциироваться с шариатским условием заключения брачного союза – махром.

Однако махр и калым различаются по многим параметрам.

Особенности махра

Махр – это обязательная выплата женихом своей будущей невесте (только ей, а не семье). Он является одним из условий никаха. Условно говоря, калым – это плата ЗА невесту, а махр – выплата невесте. Поэтому ценность махра определяет будущая супруга, а не её семья, как в случае с калымом.

Махром может служить всё то, что подлежит купле-продаже. Если же в момент заключения брака махром оказалось то, что нельзя ни купить, ни продать, то, по мнению учёных, в этом случае следует выплатить махр мислий (махр, соответствующий уровню и статусу первоначальному, или принятый в этом регионе).

Выплата махра преследует иные цели, нежели калым. Во-первых, это повеление Всевышнего не является компенсацией для семьи, денежной оценкой невесты. Махр символизирует решительность мужчины вступить в брак и его серьёзное отношение к браку, умение выполнить требования и обеспечить семью. Во-вторых, махр направлен для защиты женщины в случае, если она останется без мужа. Поэтому распоряжаться имуществом или деньгами может только она, а не её семья. Жена может отдать часть своего махра мужу, чтобы помочь ему в бизнесе или потратить на семейные нужды, когда супруг не может обеспечивать семью по объективным причинам... продолжение на http://www.bastanovo.ru/maxr-i-kalym-chto-polagaetsya-vyplatit-neveste/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 128
  • Страна: 00
  • Рейтинг +24/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
В.В. Перинов

Статья представляет собой первую в Сибири попытку анализа метрических книг мусульманской общины. Используя этот ценный источник, автор реконструирует историю повседневности мусульманской диаспоры провинциального сибирского города: прослеживает процесс «натурализации» членов общины от «поражения в правах» до приобретения

статуса гражданина, определяет сословную структуру общины, дает ее демографические характеристики, восстанавливает исторический облик мусульманской семьи. Статья полностью построена на архивном материале, впервые введенном автором в научный оборот.

Скачать статью: http://www.bastanovo.ru/metricheskie-knigi-verxneudinskoj-tatarskoj-mecheti-kak-istoricheskij-istochnik/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 128
  • Страна: 00
  • Рейтинг +24/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #122 : 22 Февраль 2019, 14:23:49 »
Коллеги предлагают уход за могилами предков в Ташкенте, Узбекистан.
Если кому интересно, можете писать в личку.

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 128
  • Страна: 00
  • Рейтинг +24/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Ведомости
« Ответ #123 : 20 Март 2019, 11:02:23 »
ВЕДОМОСТИ МАГОМЕТАНСКИХ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ. ЧАСТЬ I

Атнагулов Р.М.

С конца 90-х годов XIX века, в магометанских метрических книгах мечетей Российской Империи, можно обнаружить ведомости, содержащие подробную информацию о служителях (имамах, муллах, муэдзинах) мечетей; о датах начала строительства мечети; количестве лиц женского и мужского пола в приходах и др.

Ориентировочно с 1890 по 1897 гг., формуляр ведомостей имел усеченный вид, и назывался «Краткая ведомость». Содержащиеся в такой ведомости записи несли в себе краткую информацию о том к какой губернии, уезду, волости и селу (деревне), относилась данная метрическая книга. Также они включали в себя должность духовного лица, заполнявшего метрическую книгу его фамилию, имя и отчество. Далее указывалось количество рожденных за год мальчиков и девочек; количество совершенных браков (никах); разводов (талак); количество умерших за год лиц обоих полов.

После заполнения «Ведомости», метрическая книга прошнуровывалась и скреплялась сургучной печатью. В самом низу страницы, под бланком «Ведомости», уполномоченный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и ставил подпись («прикладывал руку»).

С 1898 года такая «Ведомость» приобрела более расширенный формат, и, несла уже в себе больше информации. Таблица «Ведомости» значительно увеличилась в графах и стала размещаться на полную страницу, в конце метрической книги. «Ведомость» получила целых три первых графы о служителях мечети: имаме-хатыбе, имаме-мулле и муэдзине. В этих графах указывались полные фамилии, имена и отчества служителей; их возраст (или дата рождения; зачастую лишь год); иногда указывалась губерния и название села (деревни). В следующей графе указывались номера Указов и даты назначения в должность каждого духовного лица. Третья графа несла в себе информацию об учебных заведениях, в которых обучались служители мечети. Также указывались наставники (устазы), которые их обучали. В четвертой графе указывалось конкретное место (хутор, деревня, село, город), в которое была выдана метрическая книга для дальнейшего ее ведения. Следующая графа несла в себе информацию с указанием приходов близлежащих селений, относящихся к этой же мечети. Вероятнее всего, из-за отсутствия в них собственных мечетей. В этой графе мы можем увидеть, порой, до четырех топонимов. Шестая графа несла в себе информацию о том, с чьей стороны (комитет, управление и др.), было дано разрешение на закладку мечети; дата и номер Указа; ответственное духовное лицо за сохранность документов. Затем шла графа с количеством в приходе лиц мужского и женского полов. Последняя графа разделялась на три: в ней указывали волость или станицу; номер стана (историческая административно-территориальная единица в Российской Империи, часть уезда, а ещё княжества) и номер участка.

Внизу, так же, как и в «Краткой Ведомости», ответственный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и «прикладывал руку».

К сожалению, такие «Ведомости» можно обнаружить не во всех метрических книгах.

Данный документ будет полезен исследователям, чьи предки были духовными лицами мечетей.

http://www.bastanovo.ru/wp-content/uploads/2018/10/0528.jpg

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 128
  • Страна: 00
  • Рейтинг +24/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
Re: Магометанские метрические книги
« Ответ #124 : 28 Март 2019, 15:12:12 »
еалогический и историко-краеведческий проект

ВАГАБОНДО: ПУТЕШЕСТВУЙ ОСМЫСЛЕННО!

«Дом, дерево и сын. Дерево я посадил ещё в 6 лет из жёлудя, найденного в Кусковском парке, сын у меня родился в 30 лет и по шкале ценностей я сильно отстал только с домом: к 40 годам я успел закончить лишь свой первый в жизни ремонт в марьинской «однушке». До дома ещё далеко.
Моя гордость — не только бизнес по составлению родословных, не только мои проекты, которые помогли увековечить 220 000 воинов Красной армии, но и тот факт, что 20 лет я вожу людей в путешествия.
За это время со мной вместе побывали в путешествиях 300 человек. Много это или мало?»

Новая книга Виталия Семенова «Вагабондо: Путешествуй осмысленно!»

СКАЧАТЬ: http://www.bastanovo.ru/vagabondo-puteshestvuj-osmyslenno/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 128
  • Страна: 00
  • Рейтинг +24/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
ТАТАРСКИЙ АУЛ НОГАЙ-КУРГАН БЛИЗ ТАШКЕНТА
« Ответ #125 : 10 Июль 2019, 11:46:40 »
Формирование татарского населения в пределах территории современного Узбекистана уходит в средневековье. К XIV веку уже сложились прочные торговые связи. Имеются письменные свидетельства о том, что татар можно было увидеть на базарах Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Коканда и других городов. Многочисленные группы татар в этот период встречались почти во всех уголках среднеазиатских ханств.

Самая большая татарская община – аул Ногай-Курган, возник на рубеже XVIII-XIX веков в окрестностях Ташкента, который входил в состав Кокандского ханства. Татарский аул располагался на берегу реки Салар. Когда-то Салар был полноводным. Чтобы переплыть его с одного берега на другой, надо было хорошо «помахать» руками. О тех легендарных временах еще помнят старики. А вот молодое поколение таким его уже не застало. Тогда земля у реки была сильно заболочена, здесь водились кабаны и даже тигры. Благодаря упорному труду жители аула осушили болота и вернули почве былое плодородие... http://www.bastanovo.ru/tatarskij-aul-nogaj-kurgan-bliz-tashkenta/

Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 128
  • Страна: 00
  • Рейтинг +24/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
КРАТКИЙ ОБЗОР БЛОГА «СВЯЗЬ ВРЕМЕН»
« Ответ #126 : 19 Август 2019, 22:00:02 »
Этот блог посвящен информации о поиске предков. Тому, как вести такой поиск, где его вести, какие документы нужно искать в архивах. В статьях ниже подробно расписаны имеющиеся в архивах нашей страны типы документов, содержащих генеалогическую информацию, расписаны методики поиска.

Подробно рассмотрены фонды уфимского исторического архива (ЦГИА РБ), в котором хранится, кроме обычной коллекции типовых документов, еще и масса материалов по магометанам (мусульманам) всей Российской Империи, от Варшавы до Амура... http://www.bastanovo.ru/kratkij-obzor-bloga-svyaz-vremen/


Оффлайн rus_atАвтор темы

  • http://www.bastanovo.ru
  • Сообщений: 128
  • Страна: 00
  • Рейтинг +24/-0
  • http://www.bastanovo.ru
    • http://www.bastanovo.ru
КНЯЗЬЯ И МУРЗЫ ЕНГАЛЫЧЕВЫ
« Ответ #127 : 04 Сентябрь 2019, 15:20:14 »
Р.Р. Дашкина

Имея довольно разноречивые родословные Енгалычевых, приведенные в разных источниках, представляю еще одну, основанную на архивных источниках, попытку разложить имена из родословной татарских мурз Енгалычевых в одно общее древо.

Принимаю во внимания обстоятельство, что представители первых поколений рода Енгалычевых могли в традиции  своего времени иметь несколько имен и прозвищ одновременно или менять имена в течении жизни.

Причины разрозненности родословных Енгалычевых

По данным современных исследователей из Татарии род Енгалычевых относится к двум разным веткам, хотя они и родственные.

Моя версия, что все известные ветки Енгалычевых должны быть одного рода, исключая отдельных однофамильцев, может быть ошибочной.

Но статья уже написана и я рискну опубликовать ее в таком виде... http://www.bastanovo.ru/knyazya-i-murzy-engalychevy/

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.


Rambler's Top100