АвторТема: Вопросы Станиславу Думину -генеалогу и геральдисту  (Прочитано 28133 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
А Дзядулевичу верить, увы. нельзя, он был романтик и вносил в число татарских родов всех, кто по фамилии "был похож" или имел среди татар однофамильцев. Правда, Буттов считают семьей татарского происхождения многие, но я их в свой гербовник (Herbarz rodzin tatarskich w Wielkim ksiestwie litewskim", было два издания), не включил, т.к. докаументальных подтверждений не нашел.  Это тоже хорошо бы проверить.

Спасибо за ответ.
С Бутт-Гуссаимами, действительно, проблема. У меня есть основания полагать, что эта фамилия - составная. Дело в том, что в материалах ревизии пущ ВКЛ, проведенной в 1558 году Григорием Воловичем (издана в 1867 году: Волович Григорий. Ревизия пущ и переходов звериных в бывшем Великом княжестве Литовском, с присовокуплением грамот и привилеев. Вильна, 1867), содержится привелей выданный в 1548 году королевой Бона Сфорца некоему Ходору (Фурсу Горяину?) Буту на два дворища в Плотнице и Бережцах. Этот привелей был подан для внесения в книги пинского замка новым владельцем -Федором Гуссаимом.

В ревизиях бывшего пинского княжества старостой Станиславом Хвальчевским («Писцовая книга Пинского и Клецкого княжеств», составленная пинским старостою С. Хвальчевским в 1552 — 1555 годах ) и позднее Лаврентием Войной, в качестве владельца дворища в Плотнице и Бережцах фигурирует также Федор Гуссам, которого Горошкевич и Дзядулевич считают татарином Юшинской хоругви.

Похоже, что Федор Гуссаим был женат на дочери или иной родственнице Ходора-Фурса Бута, за которой взял в приданное имение Бережцы (т.к. мне неизвестен королевский привелей Бут-Гуссаимам на это имение, следовательно они забрали его по наследству). Сам Федор везде именуется Гуссаимом, а вот его потомки уже носили фамилию Бут-Гуссаимы.

Что еще интересно, так это малое участие Бут-Гуссаимов  в региональной истории Пинщины. У меня накопилось огромное количество документов по истории пинской шляхты за 16-19 века, так вот Бут-Гуссаимы там упоминаются крайне редко. Вместе с тем, как упоминает Урусский в своем гербовнике шляхты, в 1802 году при выводе дворянства Бутт-Гуссаимов-Бережецких, была составлена родословная, включавшая в себя около 200 живших в то время представителей этого рода.
 

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
У самих Бут-Гуссаимов такая легенда о происхождении рода

Цитировать
Знаю, что одному татарину по имени Гусаим очень понравилась местность на берегу реки Припять и он основал там деревню Бережцы, откуда я родом. Бережцы - от слова берег. В исторических документах и дата называется, 1580 г. Хотя мне дедушка рассказывал, что все это намного раньше произошло. А уже в 20 веке к фамилии Гусаим добавили приставку "Бут", чтоб более "славянской" ее сделать. Так, например, в старом паспорте мой дедушка "Гусаим", а в новом - "Бут-Гусаим".
Я из Минска.
..................
А насчет Пинска я знаю. Там вроде эта фамилия и зародилась. У меня там пробабушка жила и говорила, что раньше это был целый род. Кстати, есть много версий происхождения этой фамилии. Я парочку знаю: первая о том, что это белорусская фамилия, слово "Бут" со старобелорусского переводится как камень, а "Гусаим" не знаю как. Вторая-что когда на Беларусь нашло татаро-монгольское иго, остался один раненый татар и какая-то девушка его лечила, а потом замуж вышла. Вот так.
....................
Мой отец рассказывал подобную историю про нашествие то ли татаров, то ли монголов. Князь их дал свою фамилию всему селу Бережцы. Мой отец, кстати, там родился. Фамилия действительно удивительная, особенно в сочетании с удивительным именем. :)))) Хотелось бы побольше исторических фактов и документов.
......
Всем Бут-Гусаимам привет, я из Бреста, мой отец из деревни Осовцы Столинского района (Пинск), а дед из Березцов эти деревни не далеко друг от друга. Слышал, что Бут-Гусаим означает быстрая нога и что возникла фамилия благодаря татарскому хану Бут-Гусаиму который остался после татаро-монгольского ига на Пинщине и взял в жёны местную девушку.
......
Очень интересная легенда/история про татарина Гусаима. В столинском районе (Республика Беларусь) есть братская магила времён ВОВ так вот среди порядка 30 захоронённых в ней солдат треть Бут-Гусаимы.
Я от бабушки знаю, что фамилия эта досталась моему деду от вмешательства или принятия участия в нашей родословной некого татарина.

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
Пару замечаний по поводу "перевода" фамилии Бутт-Гусаим как "быстрая нога". Совершенно ясно, что ни в одном языке мира нет лексико-семантических соответствий между "бутт-гусаим" и "быстрая нога". Я думаю, что первая часть фамилии Бут имеет славянское происхождение ("камень"), вторая - от личного арабского имени Хуссаим.
Очевидно, что в случае с привязки этимологии фамилии Бутт-Гусаим к  "быстрой ноге", мы имеем дело с переосмысленной гербовой легендой (которая приобрела статус навязанной извне родовой легенды).
Нога изображена на гербе Хозиуш, который Гуссаимы при выводе дворянства указали в качестве своего родового герба (1802 г.).




Почему Гуссаимы пользовались этим гербом -загадка (скорее всего только на основании созвучия своей фамилии Гусаим названию герба Хозиуш). Однако сам герб Хозиуш -явно не татарского происхождения.
Этот герб был впервые пожалован при нобилитации в 1516 году выходцу из баденских горожан -Ульриху Гозиусу (Гозию), с 1504 года проживавшего в Вильно и руководившего монетным двором ВКЛ.

Оффлайн Valikhan

  • Группа N
  • *
  • Сообщений: 2193
  • Страна: kz
  • Рейтинг +102/-1
  • Ysearch 63CDM. Mitosearch EEVT3
    • Turkic World
  • Y-ДНК: N1c1d1 - L1034 (L1032, L1033)
  • мтДНК: B5a1a
Пару замечаний по поводу "перевода" фамилии Бутт-Гусаим как "быстрая нога". Совершенно ясно, что ни в одном языке мира нет лексико-семантических соответствий между "бутт-гусаим" и "быстрая нога". Я думаю, что первая часть фамилии Бут имеет славянское происхождение ("камень"), вторая - от личного арабского имени Хуссаим.
Очевидно, что в случае с привязки этимологии фамилии Бутт-Гусаим к  "быстрой ноге", мы имеем дело с переосмысленной гербовой легендой (которая приобрела статус навязанной извне родовой легенды).
Нога изображена на гербе Хозиуш, который Гуссаимы при выводе дворянства указали в качестве своего родового герба (1802 г.).




Почему Гуссаимы пользовались этим гербом -загадка (скорее всего только на основании созвучия своей фамилии Гусаим названию герба Хозиуш). Однако сам герб Хозиуш -явно не татарского происхождения.
Этот герб был впервые пожалован при нобилитации в 1516 году выходцу из баденских горожан -Ульриху Гозиусу (Гозию), с 1504 года проживавшего в Вильно и руководившего монетным двором ВКЛ.

 Насчёт Гуссаим не знаю, а вот "бут" по тюркски нога, верхняя часть ноги. Т.е ляжка.

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
Вот это интересно, не знал, спасибо.
Интересно, что на гербе немцев Гозиусов так же изображена часть ноги от бедра до ступни.
Но ведь они отношения к татарам Гусаимам не имели. ???

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
Вот информация об истоках рода Бут-Гуссаимов-Бережецких взятая из монографии Дзядулевича о родах татарской шляхты

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
В начале 16 века жил татарин Азюта (?), отец Джаныша (Яныша) и дед Хуссейна, в 1577 году владетеля части имения Гудзян (троцкого повета ВКЛ, сейчас это п.Гуджюняй Кейданского района Литвы), называемой Нурковщизна. Хуссейн, как и большинство татар троцкого воеводства,был приписан к юшинской хоругви (см. сообщение С.В.Думина).
Его сыновьями были: Абрахим (Ибрахим) -родоначальник мусульманского семейства Хуссейновичи в виленском воеводстве; и Федор по прозвищу Гутт (?). Оба записаны в ревизии литовских татар, составленной Яном Кирдеем в 1580 году как владетели вышеупомянутой Нурковщизны. Федор Гутт примерно в это время принял православие и приобрел (?) имение Березцы в пинском повете.

Оффлайн Valikhan

  • Группа N
  • *
  • Сообщений: 2193
  • Страна: kz
  • Рейтинг +102/-1
  • Ysearch 63CDM. Mitosearch EEVT3
    • Turkic World
  • Y-ДНК: N1c1d1 - L1034 (L1032, L1033)
  • мтДНК: B5a1a
В начале 16 века жил татарин Азюта (?), отец Джаныша (Яныша) и дед Хуссейна, в 1577 году владетеля части имения Гудзян (троцкого повета ВКЛ, сейчас это п.Гуджюняй Кейданского района Литвы), называемой Нурковщизна. Хуссейн, как и большинство татар троцкого воеводства,был приписан к юшинской хоругви (см. сообщение С.В.Думина).
Его сыновьями были: Абрахим (Ибрахим) -родоначальник мусульманского семейства Хуссейновичи в виленском воеводстве; и Федор по прозвищу Гутт (?). Оба записаны в ревизии литовских татар, составленной Яном Кирдеем в 1580 году как владетели вышеупомянутой Нурковщизны. Федор Гутт примерно в это время принял православие и приобрел (?) имение Березцы в пинском повете.

 С Гусаимом понятней стало, это славянский вариант тюркского произношения арабского имени Хуссейн - Кусаин - Гусаим (во завернул ;D).
 Вот с Бутом-Гуттом непонятки. Бут или Гутт всё-таки? Гутт как-то более по немецки звучит.

 Насчёт "бут" дополнение: в переносном смысле употреблялось в значении основа, основание (фундамент?).
 

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
Проблема в том, что Федор -родоначальник Бут-Гуссаимов-везде, кроме гербовника Дзядулевича, упоминается как Федор Гусаин (или Гусаим), без прозвища Бут. Вместе с тем, в приведенной выше грамоте королевы Боны прозвище Бут носит предыдущий владелец Бережцов Ходор Фурс Горяинов Бут.
Почему Дзядулевич назвал Федора Гуттом, сказать не могу, может быть просто опечатка?

Оффлайн Grigoriev

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3098
  • Страна: ru
  • Рейтинг +187/-3
    • Молекулярная генеалогия
  • Y-ДНК: O3a3c
  • мтДНК: J1c
Станислав Владимирович, а Вы не желаете опубликовать к-л один из своих трудов в RJGG?

Оффлайн Yurgan

  • Кто везёт, тому везёт
  • ...
  • Сообщений: 8422
  • Страна: ar
  • Рейтинг +944/-8
  • Потомок кузнеца Ильмаринена
    • Сибирский родословец
Привет всем из Варшавы. Юшинские (Юшенские) - княжеский род, возглавлявший хорунжество (ополчение) татар Трокского воеводства весь 16и до второй половины 17 в. Хорунженство это именовалось Юшинским (точно так же, как стяг. возглавляемый князьями Найманами-Петровичами, стал Найманским хорунжеством), а стяг, возглавляемый Уланами-Асанчуковичами - хорунжеством Уланским. Но хорунжество Барынское получило название по второй "династии" хорунжих, а сперва его также возглавляли уланы, т.е. Чингизиды. Есть две точки зрения: татарские хорунжества в Литве как остаток улусов, я же считаю, что в большинстве это были отряды казаков, т.е. людей, собравшихся вокруг своего предводителя на время похода. Во всяком случае, название было по роду, который возглавлял стяг, а те, кто служил, не обязательно из одного племени. Но это нужно проверить. Я уговорил сдать тест прямых потомков князей Юшинских. Правда, с Ахматовичами не все ясно, это семья из татарской аристократии, но фамилия патронимического типа, и такой патроним носили в 17 в. несколько ветвей знатных родов, в т.ч. из рода Ялоиров.  Вообще я планирую заняться литовско-татарскиими семьями очень активно, есть Чингизиды, хотя с некоторыми потомками Уланов  (Корицкими, Богушевичами) это требует проверке. А Дзядулевичу верить, увы. нельзя, он был романтик и вносил в число татарских родов всех, кто по фамилии "был похож" или имел среди татар однофамильцев. Правда, Буттов считают семьей татарского происхождения многие, но я их в свой гербовник (Herbarz rodzin tatarskich w Wielkim ksiestwie litewskim", было два издания), не включил, т.к. докаументальных подтверждений не нашел.  Это тоже хорошо бы проверить.
Уважаемый Станислав Владимирович. обратите внимание на сообщение о представителе казахского рода Джалаиров
http://forum.molgen.org/index.php/topic,411.15.html
« Последнее редактирование: 23 Май 2010, 13:52:11 от Yurgan »

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
Я хотел спросить у asan-kaygy, происходят ли казахские ушины от одного человека?
У казахов Уйсуном часто называют весь старший жуз, но на деле уйсуны - это сары-уйсуны - мелкое племя, имеющее свое шежире (генеалогию). Т.е. они вот имеют общего предка, только он вроде потомок майкы-бия.
Также считается что от Майкы-бия произошли Табыны (башкирские и казахские)
П.С. Сары-уйсуны - очень мелкое племя, найти трудно.

Уважаемый Асан-кайги,

У  ходжентских кара-иргизов упоминается родовое подразделение сары-гусаин? Что известно об этом подразделении? Имеют ли они отношение к казахским сары-уйсунам?


Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
В начале 16 века жил татарин Азюта (?), отец Джаныша (Яныша) и дед Хуссейна, в 1577 году владетеля части имения Гудзян (троцкого повета ВКЛ, сейчас это п.Гуджюняй Кейданского района Литвы), называемой Нурковщизна. Хуссейн, как и большинство татар троцкого воеводства,был приписан к юшинской хоругви (см. сообщение С.В.Думина).
Его сыновьями были: Абрахим (Ибрахим) -родоначальник мусульманского семейства Хуссейновичи в виленском воеводстве; и Федор по прозвищу Гутт (?). Оба записаны в ревизии литовских татар, составленной Яном Кирдеем в 1580 году как владетели вышеупомянутой Нурковщизны. Федор Гутт примерно в это время принял православие и приобрел (?) имение Березцы в пинском повете.

 С Гусаимом понятней стало, это славянский вариант тюркского произношения арабского имени Хуссейн - Кусаин - Гусаим (во завернул ;D).
 Вот с Бутом-Гуттом непонятки. Бут или Гутт всё-таки? Гутт как-то более по немецки звучит.

 Насчёт "бут" дополнение: в переносном смысле употреблялось в значении основа, основание (фундамент?).

Насчет Бута ничего не могу сказать, а вот Гуссаин может быть переосмысленым через мусульманское имя родовым прозвищем Уйсун, тем более, что по данным Дзядулевича Гуссаин происходил из татар Юшинской хоругви.

Оффлайн asan-kaygy

  • ...
  • Сообщений: 9602
  • Страна: kz
  • Рейтинг +945/-5
  • Y-ДНК: R1a1a1b2a1a-L657+,Y9+,Y944+
Я хотел спросить у asan-kaygy, происходят ли казахские ушины от одного человека?
У казахов Уйсуном часто называют весь старший жуз, но на деле уйсуны - это сары-уйсуны - мелкое племя, имеющее свое шежире (генеалогию). Т.е. они вот имеют общего предка, только он вроде потомок майкы-бия.
Также считается что от Майкы-бия произошли Табыны (башкирские и казахские)
П.С. Сары-уйсуны - очень мелкое племя, найти трудно.

Уважаемый Асан-кайги,

У  ходжентских кара-иргизов упоминается родовое подразделение сары-гусаин? Что известно об этом подразделении? Имеют ли они отношение к казахским сары-уйсунам?
Я не знаю наверняка, но думаю просто тезки

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
Я хотел спросить у asan-kaygy, происходят ли казахские ушины от одного человека?
У казахов Уйсуном часто называют весь старший жуз, но на деле уйсуны - это сары-уйсуны - мелкое племя, имеющее свое шежире (генеалогию). Т.е. они вот имеют общего предка, только он вроде потомок майкы-бия.
Также считается что от Майкы-бия произошли Табыны (башкирские и казахские)
П.С. Сары-уйсуны - очень мелкое племя, найти трудно.

Уважаемый Асан-кайги,

У  ходжентских кара-иргизов упоминается родовое подразделение сары-гусаин? Что известно об этом подразделении? Имеют ли они отношение к казахским сары-уйсунам?
Я не знаю наверняка, но думаю просто тезки

Все равно, можно считать что во мне  течет немного крови юшинских "татар", то есть "уйсунов". Теперь понятно, почему меня с детства интересовала тема тюркских родословий. К слову, в отрочестве я с упоением читал произведения Абул-Гази Бахадур хана "Родословная туркмен" и "Родословная татар" , а также составлял родословие Чингизидов, часть которого в 2003 году я передал тогдашнему администратору проекта Шежире Казахов. По-моему, что-то из моих записей до сих пор содержится в экселовском родословии торе (чингизидов) на сайте этого проекта.

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.