http://www.aboriginals.narod.ru/Tasmanians1.htm"В 1990-х годах были опубликованы результаты исследований культурных слоев, расположенных под несколькими скальными навесами в национальном парке Какаду. Выяснилось, что люди населяли их уже 60 тыс. лет тому назад. Для самых ранних культурных слоев скального навеса Малакунанья II получены даты 61 тыс. и 52 тыс. лет, для навеса Наувалабила I – 60300 и 58300 лет. Пока это наиболее ранние даты, связанные с пребыванием человека на территории Австралии.[2] Возможно, в дальнейшем будут найдены еще более древние памятники.
В этом же регионе в 1965 г. было сделано еще одно замечательное открытие: в слоях плейстоценового возраста было найдено 15 каменных топоров с отшлифованным рабочим краем и опоясывающим желобком для укрепления в рукояти. Древность топоров из укрытия Малангангер достигает 23 тыс. лет, из укрытия Навамойн – 21500 лет. Топоры с отшлифованным краем давно известны в Австралии, но до сих пор считалось, что шлифование рабочего края каменного орудия и укрепление его в рукояти – сравнительно поздние явления. На археологической шкале шлифование каменных орудий считается признаком неолита – позднего каменного века, тогда как каменная индустрия аборигенов в целом соответствует палеолиту и мезолиту. Позднее каменные орудия с отшлифованным рабочим краем были обнаружены в Японии; их древность достигает 30 тыс. лет. Таким образом, это технологическое достижение, знаменующее собою один из важнейших рубежей в истории культуры, в тихоокеанском регионе появляется на много тысячелетий раньше, чем в Европе, Африке или на Ближнем Востоке.[3]
Другим важным событием последних десятилетий были находки в районе озера Манго, на западе Нового Южного Уэльса. Здесь в 1969 г. было открыто погребение молодой женщины. Ее тело сначала было предано огню, потом обгорелые кости скелета разбиты, а затем собраны и вместе с пеплом сложены в небольшое углубление в земле рядом с остывшими остатками погребального костра. Этот способ погребения использовался аборигенами Восточной Австралии и Тасмании еще в XIX в. Древность погребения у оз. Манго – около 26 тыс. лет, и оно остается пока самым ранним в истории человечества свидетельством ритуального сожжения тела. В 1974 г. неподалеку было найдено неповрежденное погребение мужчины; тело его было покрыто красной охрой, как это часто делалось в палеолитических погребениях Европы. Возраст погребения – от 28 тыс. до 32 тыс. лет. Еще более ранняя дата – 40 тыс. лет – была получена для слоя, содержащего каменные орудия, и это показывает, что уже 40 тыс. лет назад, а может быть и раньше, в районе оз. Манго жили люди. Это подтверждается и древностью стоянки у одного из соседних озер – 36 тыс. лет. Это были современные люди - Homo sapiens, или неоантропы. Вспомним кстати, что в это же самое время по приледниковой Европе рядом с неоантропами еще бродили последние неандертальцы. Люди с оз. Манго были похожи на современных аборигенов, однако, характерной особенностью их были невысокий рост и грацильность. Скелет еще одной женщины с грацильным черепом был найден на берегу высохшего озера Урана, в 350 км к юго-востоку от оз. Манго; древность его – от 20 тыс. до 30 тыс. лет.[4] К людям с оз. Манго был очень близок по своему физическому облику и человек из Кейлора, близ Мельбурна, древность которого составляет 31600 лет.
К концу 1980-х годов в регионе озер Вилландра – группы озер, в которую входит и оз. Манго - было найдено всего 135 погребений. Это – древнейшее собрание человеческих останков, сделанное на территории Австралии; их возраст простирается от 15 тыс. до 40 тыс. лет и более. Наряду с грацильными, здесь были найдены и представители архаичного типа, о котором я скажу дальше.
Другая серия палеоантропологических находок, возбудившая оживленную и все еще продолжающуюся дискуссию, была сделана на севере Виктории, к югу от озер Вилландра, в местности, носящей название Кау Свомп (Kow Swamp). Здесь, начиная с 1968 г., раскопано 12 неповрежденных погребений мужчин, женщин и детей, притом погребений разного типа. Многообразие погребальной обрядности характерно для многих традиционных обществ, в том числе для австралийцев и тасманийцев; о причинах этого я пишу в книге о тасманийцах. Древность погребений в Кау Свомп – от 9500 до 13000 лет. Голова одного из погребенных была украшена повязкой из резцов кенгуру. Такие головные украшения носили аборигены пустынь Центральной Австралии, мужчины и женщины, еще в XIX в. Самое замечательное украшение, однако, обнаружено в погребении мужчины у оз. Нитчи в соседнем Новом Южном Уэльсе: с шеи погребенного свисало ожерелье из 178 тщательно просверленных зубов тасманийского дьявола – животного, в настоящее время полностью истребленного на Австралийском континенте. Чтобы сделать такое ожерелье, нужно было уничтожить по крайней мере 47 животных. У погребенного отсутствовало два верхних передних зуба – указание на то, что он прошел обряд инициации; такие обряды, сопровождаемые выбиванием одного или двух зубов, сохранялись вплоть до XIX в. Древность погребения у оз. Нитчи - 6820±200 лет.
Загадка погребений в Кау Свомп заключается в физических особенностях погребенных. Хотя они в 2-3 раза моложе людей, живших у оз. Манго, их черепа имеют чрезвычайно архаические черты – очень толстые кости, сильно выраженные надбровные дуги, покатый, скошенный назад лоб, массивные челюсти и зубы, прогнатизм. Все эти особенности резко отличают их от грацильных людей с оз. Манго, гораздо более современных по своему физическому строению, и сближают с Homo erectus с острова Ява, ранее известного как питекантроп. По мнению палеоантрополога Алана Торна, гоминиды из Кау Свомп являются звеном, связывающим яванского Homo erectus с современными аборигенами Австралии.[5]
Люди с оз. Манго, более современные по своему физическому строению, чем люди из Кау Свамп, и в то же время гораздо более древние, не могли быть предками последних – это противоречило бы законам эволюции. Представляют ли эти две группы ранних австралийцев две различные миграции в Австралию, две разные по своему происхождению волны, и если это так, почему же группа, более архаичная по своему физическому строению, оказывается в то же время значительно более поздней?"