Откуда такое мнение, что тохары были носителями одной гаплогруппы? Вероятнее всего, они сборным народом.
Когда и где «появились на свет» тохары? Вероятно, их появление имеет связь с событиями Ш тыс., года ямники выдавили народы Причерноморья на запад. По принципу, биллиардных шаров начались перемещения. В тот период одни из древних культур, такие как Триполье-Кукутени стали деградировать, но появилась новая – культура боевых топоров (КБТ), общая для германцев, балтов и протославян, которая впоследствии продвинулась на восток. По мнению Л. Клейн фатьяновцы и были предками тохар. В антропологическом плане носители КБТ Вост. Европы были неоднородны. Среди них выделяются: палеоевропеоиды, нордики, переднеазиаты, средиземноморцы, сублапаноиды.
Не знаю, как с точки зрения генетиков, но само собой напрашивается, что палеоевропеоиды могли быть носители гаплогрупп R1a, нордики R1a, R1b, I (то, что имеет место в Скандинавии), а средиземноморцы и переднеазиаты - E3b, J, R1b, что, в принципе, подтверждается концентрацией этих гаплогрупп в южных регионах запада Евразии.
Какое население жило в Европе в ту пору? Гадать не нужно. По данным палео-ДНК в 2600 г. до н.э. в Германии жили носители R1a, в 1600 г. - R1b, I, J. Насчет E3b (это шифр с Карты Вики) сведений нет, но без сомнения, он балканский (средиземноморский).
Балановская культура (восточная группировка фатьяновской) имела сестринскую ветвь - вятко-ветлужскую. Облик носителей Б.К. – средиземноморский, но в культуре заметно проявляется влияние кавказцев. Возможно, от них попала в Россию гаплогруппа J2a (J2b2 с пришла с востока). Их соседями были иранцы (абашевцы) и финны.
По-видимому, часть тохар, не задерживаясь, проследовала на восток. Первые мумии датируются временем около 1800 г., когда тохары (фатьяновцы) явно находились в Вост. Европе. Мумии указывают на носителей R1a, а ткани одежд, это так. наз. «шотландка» - на галлов. Как понимать? Некоторые склонны видеть арийцев, но на лицо по культуре они люди «запада». Ситуация та же, что и сегодня. В той стороне живут немцы, скандинавы, и в них есть R1a, но облик культуры западноевропейский.
Через 200-300 лет вслед за ними ушли тохары Вост. Европы. Но не одни, с ними ушли иранцы и финны. С их появлением на востоке Евразии связано возникновение удивительного культурного феномена. Три разных народа, а именно: самусьцы, карасукцы (тохары) и китайцы (культура Аньяна), имели сходную инновационную бронзолитейную культуру. Причем карасукцы не имели ее у себя на родине, но неожиданно обрели на востоке. Китайцы также ее не имели, но одновременно с бронзовой металлургию обрели, как и цивилизации Зап. Азии, коневодство и колесницы. Но вероятно, все упроститься, если признать, что карасукцы заимствовали их у самусьцев, по облику кавказцев, которые в тот период доминировали в ганьсуйско-таримском регионе. Вероятно, они и были создателями оригинальной, не китайской по облику культуры Сыба. Ее влияние ощущается во всей Цент. Азии. Название верховного бога Дингиз, Тенгри и др. – от них. Облик самусьцев известен. Он высоколиый, узколицый, грацильный, средиземноморский. Примерно такой, как на Сев. Кавказе.
Они доминировали до прихода тохар, и возможно, если бы не тохары, судьба того края была бы другой, кавказской. Все народы Цент. Азии несут их гены. Это гаплогруппа J. Но так уж было угодно судьбе. Воинственные и-е возобладали. Непримиримые переднеазиаты-самусьцы со своими соседями сейминско-турбинскими племенами отошли на север. Их потомки самусьцы, языковые, отчасти генетические предки кетов. Другие покорились и вошли в новые степные объединения. Они в уйгурах, татарах, балкарцах и т.п. Из древних – их потомки в пазырыкцах, эфталитах, аланах.
О сейминско-турбинских племенах. Кто они достоверно неизвестно, но по всем признаком их можно идентифицировать с легендарным народом чудь. Они в тот период занимали земли от Сев. Тянь-Шаня до Алтая, но утратив родные земли, занялись разбоем. Если так, то этнически они угры.
Тохары господствовали около трехсот лет, но затем в период радикального переустройства формы хозяйства уступили лидерство иранцам кочевникам. По мнению языковедов тохарский язык по своему положению в индоевропейской общности находится рядом с балто-славянским и германским языками. Тохарское якве, латинское екус, греч. и-ко, но иранское аспа, индоарийское – асва, протоиндоевропейское эквос. Тохарское влияние до сего времени ощущается в языках иранцев, тюрков, тибетцев.
Что странно, собственная лексика небольшая по объему, но преобладает финская, которая вторгается в базовый словарный фонд. Отсюда делают вывод, что у них не просто финское заимствование, а финский субстрат.