АвторТема: Народные ептимологии  (Прочитано 4809 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн kardesАвтор темы

  • Сообщений: 1144
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1682/-11
  • Y-ДНК: G2a1
Народные ептимологии
« : 01 Декабрь 2019, 00:17:26 »
http://forum.molgen.org/index.php/topic,8236.msg472746.html#msg472746
http://forum.molgen.org/index.php?action=post;quote=446958;topic=6683.90
В русском языке слово жадный как во многих других языках происходит от жида? В осетинском тоже жадный - жыд, но всегда с дополнением- жадные и ненасытные "жыд æмæ кæрæф". т.е. жиды и карфагеняне. Возможно формирование  этого парного эпитета восходит к доисходным временам, когда культы Баала и Молоха наводили ужас не только на своих, но и на другие народы, можно ещё добавить что и самый древний G2a1-дднк из халафскои культуры 7,5 т.л.н. извлечён из останков замурованного в кувшине ребёнка.
 



Оффлайн Tibaren

  • Сообщений: 1375
  • Страна: ru
  • Рейтинг +340/-11
Re: Народные ептимологии
« Ответ #1 : 02 Декабрь 2019, 21:04:28 »
В русском языке слово жадный как во многих других языках происходит от жида?
В русском языке слово "жид" не исконное, а заимствование из балканороманского источника. Слово "жадный" исконное и этимологически связано с глаголом жаждать.

Онлайн kardesАвтор темы

  • Сообщений: 1144
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1682/-11
  • Y-ДНК: G2a1
Re: Народные ептимологии
« Ответ #2 : 02 Декабрь 2019, 21:33:34 »
В русском языке слово жадный как во многих других языках происходит от жида?
В русском языке слово "жид" не исконное, а заимствование из балканороманского источника. Слово "жадный" исконное и этимологически связано с глаголом жаждать.
) жадный от жид...
жажда-жара, жарко (арт, хъарм, хор, хур, фарн)
 жажда-vedro  жара сущ.
vedro, žár, horko, výheň (зной)жар сущ.
vedro, žár, horko, teplota (жара, температура) horkost

Hitze жара сущ.
Hitze, Wärme (зной, жар)
Glut (зной) жар сущ.
Hitze, Wärme, Fieber (жара, тепло, лихорадка) Glut, Glühen (жара)

Оффлайн Asmat headhunter

  • Биохимическая субстанция
  • Сообщений: 14452
  • Страна: id
  • Рейтинг +939/-34
  • И того казака те тунгусы пальмами тут искололи
Re: Народные ептимологии
« Ответ #3 : 02 Декабрь 2019, 21:54:56 »
В русском языке слово "жид" не исконное, а заимствование из балканороманского источника.
Восходит к иудею? :)

Онлайн kardesАвтор темы

  • Сообщений: 1144
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1682/-11
  • Y-ДНК: G2a1
Re: Народные ептимологии
« Ответ #4 : 03 Декабрь 2019, 00:46:38 »
В русском языке слово "жид" не исконное, а заимствование из балканороманского источника.
Восходит к иудею? :)
да
имхо
можно было бы согласиться с лингвистами, что великом и могучем исконное от жаждать, которое (жаден, нажива) ??? стало донором для осетинского иронского, но при всём уважении к лингвистам при чём тут жарко, ярко или гнить,  латышское gint — «погибать, портиться, томиться»?
Вот в осетинском как раз исконное, т.е. самоназвание народа-племени с определёнными характеристиками, при этом для жадного, точнее скупого есть ещё аналогичное характерное слово "чъынды"(китаёза) дословно "скупой" (чын-китай, чынта-китайцы), более того это определённая закономерность и правило: "хин æмæ кæлæн" - дословно  хитрость и колдовство,т.е. индусы и каланцы. Кто такие калане-колдуны не скажу, но хин(хитро) это индусы хинди.
Слово "хитрый" также как и "жадный" только у "южных" славян у латышей или в европейских языках имеются или сохранились свои слова характеризующие такие качества. Не буду приводить более наглядные примеры "исконных" слов из за их неприличности.

Оффлайн Farroukh

  • Maternal Y-DNA: R1b-BY124371
  • ...
  • Сообщений: 17098
  • Страна: az
  • Рейтинг +5909/-17
  • Paternal Mt-DNA: M9a1b1
    • Azerbaijan DNA Project
  • Y-ДНК: E-Y37518
  • мтДНК: F2f1
Re: Народные ептимологии
« Ответ #5 : 03 Декабрь 2019, 05:29:14 »
Что-то много в осетинском языке этноуничижительных сравнений...
Думаю, там в оригинале совсем другие корни.

Оффлайн Kambic

  • Сообщений: 1460
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1513/-34
  • Y-ДНК: r1b
  • мтДНК: H
Re: Народные ептимологии
« Ответ #6 : 03 Декабрь 2019, 15:33:57 »
http://forum.molgen.org/index.php/topic,8266.msg400123.html#msg400123
Тоже обращал внимание на тождество корней в славянских и осетинском языках, но не нашел другого объяснения как восходящее к общему пие протоязыку из какой то  общей древней КИО. При этом в осетинском эти корни имеют все же более архаичные формы, а этимологии в славянских менее прозрачны. По идее какая то логика должна быть для этих трусов, обманщиков, радостных и так далее, но никакого, кроме эзотерического объяснения не нашел. Хотя если смотреть на Нартский эпос, то всё как бы логично и уничижение там как добрый день.  Уже отмечал что в осетинском нет добра, это уже чисто славянское слово, в осетинском фарн или зардахалар-сердешныйдруг, или фалманзарда- мягкое сердце. Нет в осетинском и весёлых, вместо весёлый есть хьалдзаг по смыслу то же, но восходящее к хьал-зазнавшиеся.
К сожалению пока не встречал каких либо научных трактовок , точнее особо и не интересовался.
http://forum.molgen.org/index.php/topic,8266.msg400367.html#msg400367

Онлайн kardesАвтор темы

  • Сообщений: 1144
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1682/-11
  • Y-ДНК: G2a1
Re: Народные ептимологии
« Ответ #7 : 03 Декабрь 2019, 16:05:17 »
  По идее какая то логика должна быть для этих трусов, обманщиков, радостных и так далее, но никакого, кроме эзотерического объяснения не нашел. 
Интересно какое и кто были трусы?
Обманщики - сай, сайаг с таким же смысловым значением и у китайцев сай-вероломные или чернорукие саки.
Радостные -цин, опять китаи?
Трус-Тарс, Тæппуд, скорее тар это темень отсюда и страх, а  ??? тæппуд  не знаю кто.

Оффлайн Kambic

  • Сообщений: 1460
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1513/-34
  • Y-ДНК: r1b
  • мтДНК: H
Re: Народные ептимологии
« Ответ #8 : 03 Декабрь 2019, 19:50:00 »
Для слова "обман" также есть тождественное однокоренное в осетинском "маенг"  означающее  ненастоящее, недействительное, виртуальное. Возможно восходящее к маен+аг что то типа "мое подобие" ? манки), похоже на фричество ) обманщики-обезьяны, прям как у Киплинга.

Оффлайн Yaroslav

  • Сообщений: 18704
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4679/-14
  • 76% East Europe + 17% Finland
  • Y-ДНК: J1a2b1a ZS3067, ЖМ: I2a1a2b1a1a1a1 FT37540, МЖМ: G2a2b1a1a1a2b2a FT159945
  • мтДНК: K1b1a1 T199C, МЖ: H13a1a1d
Re: Народные ептимологии
« Ответ #9 : 03 Декабрь 2019, 20:06:42 »
Для слова "обман" также есть тождественное однокоренное в осетинском "маенг"  означающее  ненастоящее, недействительное, виртуальное. Возможно восходящее к маен+аг что то типа "мое подобие" ? манки), похоже на фричество ) обманщики-обезьяны, прям как у Киплинга.

О, как! Это что же получается, слово обман родственно слову майя в санскрите, философскому понятию в дхармических религиях: санскр. माया, māyā IAST, букв. «иллюзия», «видимость» — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений?

Открываю Фасмера:

Цитировать
Обман род. п. -а. Согласно Ван-Вейку (RЕS 14, 73), новообразование от обману́ть: праслав. *manǫti; ср. цслав. наманѫ сѧ ɪему ἔδοξεν αὑτῷ (Мi. ЕW 179). См. также Траутман, ВSW 166 и выше, мани́ть.

Далее, следуя совету, открываю слово манить:

Цитировать
Манить маню; мана "приманка", обма́н, укр. мани́ти, русск.-цслав. манити, польск., в.-луж. manić "обманывать, манить". Ср. лтш. mãnît, -u, -ĩju "вводить в заблуждение, обманывать". Судя по ударению и знач., скорее родственно, чем заимств. из слав. (см. М.–Э. 2, 582), но лит. mõnyti "колдовать" заимств. из слав. (см. там же). Далее родственно ма́ять, ма́ю (см.), др.-инд. māуā́ "волшебная сила, обман, иллюзия", авест. māуā-; см. Бернекер 2, 17 и сл.; Уленбек, Aind. Wb. 222. По мнению Ван-Вейка (RЕS 14, 73), *maniti получено в результате диссимиляции из *mamiti, представленного в чеш., слвц., польск., сербохорв., словен., болг. Далее сближают с д.-в.-н. mein "лживый, обманчивый", др.-исл. mein "ущерб, несчастье" (см. Сольмсен, Jagić-Festschrift 581 и сл.; Бернекер, там же), греч. μῖμος "обман, фокус, фокусник" (Младенов 288).
« Последнее редактирование: 03 Декабрь 2019, 20:32:22 от Yaroslav »

Оффлайн Tibaren

  • Сообщений: 1375
  • Страна: ru
  • Рейтинг +340/-11
Re: Народные ептимологии
« Ответ #10 : 03 Декабрь 2019, 20:40:06 »
) жадный от жид...
Понятно. Хитрый - от хетт, курить - от хурриты, эмансипированная - от манси...
Ув. Фаррух, не пора ли всё это отправить по назначению?

Оффлайн Yaroslav

  • Сообщений: 18704
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4679/-14
  • 76% East Europe + 17% Finland
  • Y-ДНК: J1a2b1a ZS3067, ЖМ: I2a1a2b1a1a1a1 FT37540, МЖМ: G2a2b1a1a1a2b2a FT159945
  • мтДНК: K1b1a1 T199C, МЖ: H13a1a1d
Re: Народные ептимологии
« Ответ #11 : 03 Декабрь 2019, 20:42:20 »
Далее сближают с д.-в.-н. mein "лживый, обманчивый", др.-исл. mein "ущерб, несчастье" (см. Сольмсен, Jagić-Festschrift 581 и сл.; Бернекер, там же), греч. μῖμος "обман, фокус, фокусник" (Младенов 288).

Вот уж никогда бы не подумал, что обман и манить могут быть родственными слову мим (μῖμος).

Оффлайн Asmat headhunter

  • Биохимическая субстанция
  • Сообщений: 14452
  • Страна: id
  • Рейтинг +939/-34
  • И того казака те тунгусы пальмами тут искололи
Re: Народные ептимологии
« Ответ #12 : 03 Декабрь 2019, 20:46:09 »
курить - от хурриты
нет, курят потомки касситского царя Куригальзу. :)

Оффлайн Yaroslav

  • Сообщений: 18704
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4679/-14
  • 76% East Europe + 17% Finland
  • Y-ДНК: J1a2b1a ZS3067, ЖМ: I2a1a2b1a1a1a1 FT37540, МЖМ: G2a2b1a1a1a2b2a FT159945
  • мтДНК: K1b1a1 T199C, МЖ: H13a1a1d
Re: Народные ептимологии
« Ответ #13 : 03 Декабрь 2019, 20:50:02 »
Хитрый - от хетт, курить - от хурриты, эмансипированная - от манси...

))) Грузить - от грузины, полоть - от поляки, кидать - от кидани, корить - от корейцы, бурить - от буры)

Оффлайн Tibaren

  • Сообщений: 1375
  • Страна: ru
  • Рейтинг +340/-11
Re: Народные ептимологии
« Ответ #14 : 03 Декабрь 2019, 21:27:02 »
...иронизировать - от иронцы, подвал - от двалы, дегоржировать - от дигорцы

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.