Я думаю, что искусственную деформацию черепа могла позволить себе только элита. Простой люд, который трудился, воевал, перегонял скот с пастбищ на пастбища не имел ни времени, ни возможностей для этого.
Во 3-5 веке достигло до 100% в Аланскую эпохуВ хронологическом распространении феномена прижизненной деформации
циркулярной формы на территории Евразии можно выделить три заметно раз-
личающихся периода. С V в. (или даже VI в.) и до III в. до н.э. находки изме-
ненных черепов достаточно регулярны, но малочисленны. Деформация обна-
руживается как в могильниках оседлого населения, так и в некрополях кочев-
ников. Со II в до н.э. и до II в н.э. количество памятников, в которых
обнаруживаются деформированные черепа, стремительно возрастает. Увеличи-
вается и их доля, оставаясь при этом небольшой и редко достигая 30%. Группы,
оставившие эти могильники, как и ранее, характеризуются и скотоводческим,
и земледельческим укладом хозяйства23. Начиная же с III и до V вв. н.э. доля
деформированных черепов в сериях значительно увеличиваться, достигая для
некоторых памятников 100%. При этом большая часть этих могильников отно-
сится к культурам с кочевническим типом хозяйства24
.В III–V вв. н.э, когда распространение деформации приобрело интенсивный
характер, она, по мысли того же исследователя, стала выполнять внешнюю со-
циоразличительную функцию. При этом макрокефальная форма головы, по
всей видимости, закрепилась как ментальная доминанта в идеологии ряда ко-
чевых образований и стала маркером принадлежности к политическим общно-
стям. Основанием для такого предположения является подавляющее преобла-
дание (до 70–100%) деформированных черепов в могильниках ряда археологи-
ческих культур, таких как позднесарматская, джетыасарская, кенкольская и др.