АвторТема: Буртасы  (Прочитано 7261 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #30 : 27 Декабрь 2019, 22:44:31 »
По следам таинственной нации.А.Ю.Бахмутов, историк , г.Пенза.
Цитировать
История буртасского народа, насчитывающая более 900 летявляется предметом затянувшегося спора ученых об этногенезе сурского края.КТО НАШИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДКИ?
Многие жители Сурского края интересуются своими историческими истоками. До недавнего времени было принято считать, что территория Пензенской области представляет собой историческое скопище разноплеменных народов: мордвы, русских, татар и чувашей, но представители каждой нации склонны искать в нашей истории только свои корни. Нет внятного ответа на этот вопрос даже у краеведов и историков.
Между тем, история Пензенского края, в основном представленная первыми архивными документами 16 века и, дополненная археологическими исследованиями более ранних палеонтологических культур, являет собой белое пятно в изучении огромного периода, который связан с этногенетическим происхождением народностей, населяющих современную территорию Пензенской области.
Вопрос этот не праздный, ибо открывает новые пути социально- экономического и исторического развития края в обозримом будущем. Ведь одно дело вести свой род от неандертальцев, а другое от Ноя или Моисея.
Так кто же мы? Кто наши далекие предки, от которых идет наш род? Правы ли те ученые, которые считают, что территория Пензенской области до конца 16 века являла собой “дикое поле”, заселенное мордовскими племенами?
Правы ли исследователи, отстаивающие тюркоязычную ветвь происхождения народов края?
Не секрет, что у народностей области есть общее генетическое начало. Этнические корни пензенских предшественников татар, мордвы, чувашей и русских связаны с буртасами. Следы этой таинственной народности до сих пор остаются загадкой современной науки. При этом ученые мужи диаметрально расходятся в версиях не столько о происхождении самой буртасской нации, сколько в принадлежности к ней означенных этнических групп.
ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Буртасы, как тюркоязычная кочевая племенная группа, существовала в степях между Хазарией и Волжской Булгарией в 9-10 веках. После вторжения половцев потеряла самостоятельность, и большая часть откочевала на Северный Кавказ. Нашествие монголов вытеснило половецкие племена. Значительная часть буртас осталась в Ногайской орде, а некоторая часть в 16-17 веках перешла в мордовские земли, впоследствии адаптировавшись с мордвой, татарами и русскими.
Известно, что на Правобережье Волги буртасы были первым народом,избравшим не позднее 9 века своей религией Ислам. Они являются основными  предками современных татар-мишер, значительная часть которых и поныне проживает в границах страны древних буртасов, называвшейся хазарами “Асия”: в верховьях рек Свинга, Сура, Мокша, в междуречьях Суры и Волги.
Ученые Н. Голб и О. Прицак писали: “Асия” буртасов располагалась несколько севернее “Азии” скифов античной эпохи, но в средние века никакой другой “Асии”, кроме буртасской,Европа не знала”
На территории Среднего Поволжья, включая Пензенский край, буртасы жили в 8-14 веках среди лугов, низин и березовых рощ. Принадлежа к скотоводческой культуре, они были прекрасными воинами и ремесленниками (как все аланы).. В случае вторжения неприятеля могли выставить до 10 тысяч всадников. Кроме изготовления оружия, земледелия и скотоводства, ценились как охотники. Арабские путешественники не раз отмечали: “ Широко известные в арабских странах “буртасские шубы” из рыжей лисицы происходят именно из страны Буртас на реке Идел”.
Первое упоминание о них встречается у арабского энциклопедиста 8 века Аль- Калби. Наиболее полное в трудах персидского автора 10 века Ибн Русте. Последнее упоминание о буртасах датируется 17 веком. Следовательно, народ, который населял сурский край более 9 веков, не мог исчезнуть бесследно. И такие следы есть.
ПОРАЗИТЕЛЬНЫЕ НАХОДКИ
По свидетельству археологов, останки стен и валов города Буртас располагаются вблизи г. Городище. Этот город, ставший впоследствии столицей Буртасского княжества, входил в состав Волжской Булгарии и находился на пересечении торгового трансевропейского сухопутного пути из Булгар в Киев. Там на высоком берегу Суры когда-то возвышалась мощная крепость, окруженная тремя рядами валов высотой 4 метра и шириной у основания 20 метров.
Но именно с этого времени, конец Х-начало XI века, начинается активная булгаризация буртас, нашедшая отражение в высоком экономическом развитии этой народности, что, в общем, не помешало возникновению обособленного Буртаского княжества в рамках Волжской Булгарии. В XIII веке этот экономический подъем был приостановлен, но после разгрома Волжской Булгарии ханом Батыем буртасы вновь обрели свое название.
Об этом свидетельствует почти 800-летняя история города Наровчат. В конце XII века на реке Мокше было построено городище. Но в 1237 году земли буртас и мордвы были подвергнуты опустошению. Однако вскоре хан Узбек перевел столицу своего улуса из Укека в Нуриджан и город получил название Нуриджан. Впоследствии он стал именоваться Мохши. В этом городе, который к концу XIII века превратился в крупный экономический и торговый центр Примокшанья, хан Узбек принял Ислам в качестве государственной религии. Восторгу путешественников, посещавших в те времена Мохши, не было предела.
В городе чеканились свои монеты, шумели многоголосые базары, сновали военные отряды и съезжались различные посольства. Здесь можно было встретить торговцев из Персии, Византии, столиц Золотой Орды - Сарая и Нового Сарая, Гюлистана и Укека. Для гостей были созданы невероятные даже для нашего времени условия. К домам были подведены водопровод, устроено отопление и мусорные ямы. Работала общественная баня с централизованным горячим водоснабжением. Славился город и многочисленными гончарными, кузнечными и ювелирными мастерскими.
Но, пережив вершину своего развития, с началом феодальных войн в Золотой Орде город стал яблоком раздора и переходил из рук в руки.
В 1361 году ордынский хан Тогай провозгласил Наровчат столицей Наручадской орды, откуда совершал набеги на Рязань и другие русские города. Впоследствии правящая верхушка Мохши заключила союз с Рязанью, и город подвергся нападению нескольких ханов. Последний удар по Мохше нанес в 1395  Тамерлан, уничтоживший город до основания. К тому времени крупные феодалы Наручадской орды перешли на службу к московским князьям. Улус пришел в упадок. Потерял свое значение и город Мохши.
Тем не менее, интерес к буртасской культуре не угас и достоверность сведений об этой народности подтверждается археологическими исследованиями.
На территории края выявлены 2 компактных группы поселений X-XIII веков, где была обнаружена гончарная посуда булгарского типа. В Верхнем Посурье исследованы 21 городище и 25 селищ, в верховьях рек Выши, Вада, Мокши 11 городищ и 15 селищ. Кроме того, обнаружен первый и пока единственный курганно-грунтовой могильник буртас IX века близ села Армиево.
Древние  письменные первоисточники информируют о принятие буртасами,предками татар-мишар, Ислама, не позднее 11века . Также можно подчеркнуть факт обладания буртасами  высокими промышленными технологиями , не уступающими булгарским. Буртасы были великолепными ремесленниками , отменными строителями городов , крепостей , фортификационных  сооружений .Буртасия по своему цивилизационному  развитию была как бы  второй Волжской Болгарией По мнению ряда ученых буртасы по происхождению восточные иранцы, перешедшие в период Золотой Орды на тюркский язык..При этом некоторые из них подчеркивают,что переход на тюркский язык начался еще в домонольское время под влиянием гузов ,печенегов , половцев,с которыми буртасы тесно контактировали. 
« Последнее редактирование: 28 Декабрь 2019, 09:26:01 от Рудольф »

Оффлайн Asmat headhunter

  • Биохимическая субстанция
  • Сообщений: 14451
  • Страна: id
  • Рейтинг +939/-34
  • И того казака те тунгусы пальмами тут искололи
Re: Буртасы
« Ответ #31 : 05 Август 2020, 18:53:36 »
По мнению ряда ученых буртасы по происхождению восточные иранцы, перешедшие в период Золотой Орды на тюркский язык..
С таким же успехом буртасы могли быть финно-уграми, точнее роднёй мордовских народов.

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #32 : 05 Август 2020, 19:21:54 »
По мнению ряда ученых буртасы по происхождению восточные иранцы, перешедшие в период Золотой Орды на тюркский язык..
деревьяС таким же успехом буртасы могли быть финно-уграми, точнее роднёй мордовских народов.
О татарских буртасах-аланах Мещеры 17,18вв
Деревня по второй ревизии (1744 г.) была, вероятно, русской, по крайней мере никаких указаний на "новокрещеных" во 2 и 3 переписях не было. В переписях 17 века (например, Мордовский фронтир в зеркале приказной статистики (первая четверть XVII века), Саранск, 2017) Пичинейки нет. В 18 веке в этой же деревне жили татары (в переписи 1744 г указаны отдельно), по соседству, за рекой Нуей, жили "БУРТАСОВСКИЕ ТАТАРЫ ", а к северу были Эрзянские земли бортников из Киржемана
« Последнее редактирование: 05 Август 2020, 19:28:35 от Рудольф »

Оффлайн Deus

  • Сообщений: 336
  • Страна: pl
  • Рейтинг +55/-8
Re: Буртасы
« Ответ #33 : 06 Август 2020, 15:05:05 »
Чето непохожи нынешние татары-мишари на аланов

Оффлайн Murzalar

  • Ырыу-мурзалар . Оран-хандал(наковальня)Тамга- лук со стрелой. Дерево -черемуха. Птица-Лебедь.
  • Сообщений: 5276
  • Страна: ru
  • Рейтинг +409/-36
  • Y-ДНК: I1
  • мтДНК: U5
Re: Буртасы
« Ответ #34 : 06 Август 2020, 19:22:09 »
Мишари то как раз в основном с понтийским типом.

Оффлайн Deus

  • Сообщений: 336
  • Страна: pl
  • Рейтинг +55/-8
Re: Буртасы
« Ответ #35 : 06 Август 2020, 21:24:05 »
Мишари то как раз в основном с понтийским типом.

Но генетически они ни разу не кавказцы

Оффлайн Yaroslav

  • Сообщений: 18704
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4679/-14
  • 76% East Europe + 17% Finland
  • Y-ДНК: J1a2b1a ZS3067, ЖМ: I2a1a2b1a1a1a1 FT37540, МЖМ: G2a2b1a1a1a2b2a FT159945
  • мтДНК: K1b1a1 T199C, МЖ: H13a1a1d
Re: Буртасы
« Ответ #36 : 06 Август 2020, 21:37:55 »
Но генетически они ни разу не кавказцы

Определённую связь с Кавказом генетики отмечают.

Понятное дело, что в происхождении участвовало несколько ингредиентов, как это обычно бывает.

У моего троюродного брата (мужская предковая линия моего прадедушки из костромского Галича, отца мамы отца, гаплогруппа G2a2b1a1a1a2b2a-FT40739) 4-шаговое совпаденеие на 37 маркерах с мишарём из Нижегородской области

Цитировать
Генетическая история мишарей

Отвечает Роза Схаляхо

Этническая история мишарей связана с историей средневекового этноса буртасы. Они еще с V в. н.э. имели довольно тесные этнические контакты с народами северо-кавказских и северо-причерноморских степей. Эти контакты отразились в генофонде мишарей, в котором встречаются характерные для Северного Кавказа «переднеазиатские» гаплогруппы — J2 (8%) и G2a (менее 3%). По маркерам Y-хромосомы мишари оказались наиболее близки к популяциям карачаевцев и балкарцев. Однако из популяций Кавказа мишари генетически наиболее близки к северокавказским ногайцам, что отражает взаимодействие буртасов-мишарей с кочевниками Заволжских и Приуральских степей, где еще в позднем средневековье проживали ногайцы. Эти контакты сформировали этнографическую группу мишарей — тумены.

Оффлайн Arslan Qara Nuoqrat

  • Сообщений: 212
  • Страна: is
  • Рейтинг +53/-6
  • Y-ДНК: R1a (L664>YP6501)
Re: Буртасы
« Ответ #37 : 06 Август 2020, 21:40:49 »
Мишари то как раз в основном с понтийским типом.

Но генетически они ни разу не кавказцы
У меня в кузенах есть пара "мишарей" (в широком понимании) - Беханиды (Торпищев и Кашаев), так имеется у них "Кавказ": у одного 15% "Малой Азии", у другого 6%, но +7% "Британии". Да и Y-dna соответствующая.
« Последнее редактирование: 06 Август 2020, 21:48:35 от Arslan Qara Nuoqrat »

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #38 : 06 Август 2020, 21:50:06 »
Мишари то как раз в основном с понтийским типом.

Но генетически они ни разу не кавказцы
псть
Эдесь лишь один с понтийским типом и он мишар.из Чистопольского района РТ. (внизу слева) Унего головной указатель  75,ровно  такой же как усредненный  у алан Северного Кавказа.Аланы  имели каспийский и понтийский типы.На Северном Кавказе антротип алан имеет сходство лишь с адыгами  и татами.Те аланы ,которые сильно  смешались с кавказскими народами приобрели некоторые кавказские физические черты.Но не все аланы жили на Кавказе.и  эта их часть не имеет родства с кавказцами.
« Последнее редактирование: 06 Август 2020, 21:57:35 от Рудольф »

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #39 : 06 Август 2020, 22:06:47 »
Мишари то как раз в основном с понтийским типом.

Но генетически они ни разу не кавказцы
У меня в кузенах есть пара "мишарей" (в широком понимании) - Беханиды (Торпищев и Кашаев), так имеется у них "Кавказ": у одного 15% "Малой Азии", у другого 6%, но +7% "Британии". Да и Y-dna соответствующая.
Верхний слева -казанский татарин  туранского типа (наложение на  понтийский  и памиро- ферганский типы южносибирского)
Двое справа- северо-европейского типа,

Оффлайн Deus

  • Сообщений: 336
  • Страна: pl
  • Рейтинг +55/-8
Re: Буртасы
« Ответ #40 : 06 Август 2020, 22:19:16 »
Эдесь лишь один с понтийским типом и он мишар.из Чистопольского района РТ. (внизу слева) Унего головной указатель  75,ровно  такой же как усредненный  у алан Северного Кавказа.Аланы  имели каспийский и понтийский типы.На Северном Кавказе антротип алан имеет сходство лишь с адыгами  и татами.Те аланы ,которые сильно  смешались с кавказскими народами приобрели некоторые кавказские физические черты.Но не все аланы жили на Кавказе.и  эта их часть не имеет родства с кавказцами.
Салтово-маякцы не жили на кавказе,но тем не менее генетически они-кавказцы

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #41 : 07 Август 2020, 06:18:25 »
Эдесь лишь один с понтийским типом и он мишар.из Чистопольского района РТ. (внизу слева) Унего головной указатель  75,ровно  такой же как усредненный  у алан Северного Кавказа.Аланы  имели каспийский и понтийский типы.На Северном Кавказе антротип алан имеет сходство лишь с адыгами  и татами.Те аланы ,которые сильно  смешались с кавказскими народами приобрели некоторые кавказские физические черты.Но не все аланы жили на Кавказе.и  эта их часть не имеет родства с кавказцами.
Салтово-маякцы не жили на кавказе,но тем не менее генетически они-кавказцы
Плетнёва С. А.
От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. — М, 1967. — 200 с.
В основу салтово-маяцкой культуры, несомненно, легла сармато-аланская культура. При этом наибольшую роль сыграла культура северокавказских аланов, которые пришли в Подонье в VIII в. Они принесли с собой уже сложившийся земледельческо-скотоводческий уклад жизни и некоторые ремёсла. Обстановка VIII в. была такова, что оседающие на землю кочевники Подонья и Приазовья вступали в непосредственный контакт с северокавказскими аланами, как пришедшими в Подонье, так и оставшимися на месте. Они быстро заимствовали и осваивали культуру народа, близкого им и этнически, и экономически, и социально. У тюркоязычных кочующих болгар и хазар были свои культурные навыки и традиции. Высокая культура родственного им Тюркского каганата, несомненно, оказала на них очень сильное влияние. Наконец, мощные культурные влияния проникали в южнорусские степи из закавказских государств (особенно из Албании) и из Византии. Соединённые в одном кочевническом котле все эти культурные традиции и влияния послужили толчком к сложению салтово-маяцкой культуры.

Что касается лесостепного (аланского) варианта салтово-маяцкой культуры Подонья, то о нём не сохранилось никаких сведений в литературе того времени. Богатый, развитой и воинственный народ как будто совершенно не участвовал в общеевропейской жизни. Это наводит на мысль, что имя аланов скрыто в источниках под каким-то другим общим названием. Археологические материалы (Каганово городище, Ново-Покровский могильник, антропологическое смешение аланов с болгарами, тюркские надписи на стенах аланского Маяцкого замка и др.) позволяют думать, что аланы верхнего Дона слились с основным населением Хазарского каганата — болгарами — и вошли в состав этого государства(Волжской Болгарии).
« Последнее редактирование: 07 Август 2020, 06:25:55 от Рудольф »

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #42 : 17 Апрель 2021, 18:53:06 »
Этноним «буртас»
Важной частью проблемы является объяснение этнонима «буртас». У Истахри этот термин применяется в двух значениях: как название этнической общности и как название страны. Третье значение термина приводит арабский географ Йакут: буртас — название города. Исследователи пришли к выводу, что этноним «буртас» является самоназванием народа; для его объяснения, как правило, ученые используют сообщения Истахри и Ибн—Хаукаля: «Язык булгар походит на язык хазар, у буртасов — другой язык, равно как язык руссов — не язык хазар и буртасов». Это сообщение восточных географов позволяет исключить из дешифровки этнонима тюркские (булгарский и хазарский) и славянские языки. С другой стороны, предложенная связь буртасов с аланской этнолингвистической общностью дает основание производить это название из иранских языков. Разнообразие графических форм термина «буртас» в арабо-персидской письменности показывает, что название буртасов не укладывается точно в арабскую графическую систему, и весьма вероятно, что это, некогда изображенное арабской графикой имя, звучало несколько иначе, чем русское «буртас». Возможно, что первоначальной формой этого термина было написание, встречающееся у Бакри, — «фурдас». Такой этноним встречается даже в начале XVII в. — персидский историк Рази знает народ фуртасов. Если предположить, что данное племенное название сложносоставное из двух частей — фурт (бурт) и ас, то первую часть можно перевести с иранских языков как «сын» (санскритское «путра», скифское «фурт», осетинское «фырт», персидское «пур» и т. д.). Некоторые различия в написании первой (п — ф) и третьей (т — д) согласных соответствуют фонетическим особенностям осетинского языка, по которым древнеиранскому «п» в осетинском языке тождественно «ф», а звук «т» может переходить в «д». Вторая часть этнонима — ас — известное подразделение аланской этнолингвистической общности. Поэтому этноним «фурт-ас» вполне можно перевести как «сын асский». Определение, стоящее позади определяемого слова, отражает древний синтаксис осетинского языка, что наглядно иллюстрируется такими словами, как батыр-ас — богатырь асский или сари-ас — вождь асский. Нелишне вспомнить, что сложносоставные этнонимы с элементом «ас» встречаются в арабо-персидской географической литературе X в., и это связано с упоминанием аланской этнолингвистической общности. Например, Ибн-Русте упоминает главенствующее аланское племя рухс-ас, что означает «светлые асы», чьи генетические корни восходят к роксоланам, а также народ тул-ас, в котором одни ученые видять туальцев Южной Осетии, другие же полагают, что это собственное имя — так звали аланского князя Дула.

Таким образом, новое осмысление восточных письменных источников, рассказывающих о буртасах, и новые археологические исследования в бассейне Среднего Дона позволяют связать с буртасами памятники аланского варианта салтово-маяцкой культуры, расположенные в лесостепной зоне. Предложенная локализация страны буртасов полностью соответствует информации о территориальных и политических связях буртасов с хазарами, о чем писал Марвази: «Им (хазарам. — Г. А.) принадлежат буртасы, чья территория является частью хазарской территории. Между этими двумя народами 15 дней пути. Они (буртасы. — Г. А.) подчиняются царю хазар и выставляют ему 10000 всадников». Это соответствует и сложившемуся в настоящее время представлению о салтово-маяцкой культуре как культуре хазарского каганата. Вместе с тем очевиден и степной характер территории, лежащей между хазарами и буртасами, описанный Гардизи: «Вся местность между их (буртасов. — Г. А.) владениями и страной хазар представляет равнину». Это — степи нынешних Ворошиловградской и Волгоградской областей. Более того, предложенный вариант объяснения этнонима «буртас» раскрывает реально выраженную этногенетическую связь буртасов лесостепной зоны бассейна Среднего Дона с общностью алан-асов Северного Кавказа.
В начале X в. памятники лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры прекращают существование. Причины этого явления окончательно не ясны. Одни полагают, что алано-асское население этого региона было разгромлено хазарами в наказание за восстание, поднятое против каганата. Другие связывают исчезновение этих памятников с нашествием печенегов. Третьи — с началом широкой славянской колонизации на Нижнем Дону. Однако совершенно очевидно, что какая-то часть буртасов продвинулась на территорию мордвы и мещеры на Средней Волге, где их упоминают источники вплоть до XVII в.
Г.Е.Афанасьев ,доктор исторических наук ,археолог ,буртасовед

Оффлайн Petosiris

  • Сообщений: 558
  • Страна: ua
  • Рейтинг +108/-1
  • Y-ДНК: N-VL70-A11428
Re: Буртасы
« Ответ #43 : 17 Апрель 2021, 20:15:57 »
Рекомендую книгу:
Цитировать
Бубенок О.Б.. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI - начало XIII вв.) / О.Б. Бубенок; Отв. ред. акад. О.И. Прицак Нац. акад. наук Украины, Ин-т востоковедения им. А.Е. Крымского, Осет. нац. культ. о-во «ИРЫСТОН». – Киев: Логос, 1997. – 218,[2] с.: ил., карт. – Библиогр.: с. 181-202 – ISBN 966-581-018-9

Монография посвящена ираноязычному населению, обитавшему в южно-русских степях в VI – начале XIII вв. Автором высказано предположение, что представители данной этнической общности были известны в древнерусских летописях до середины XII в. под названием ясов, а в более поздний период – бродников. По мнению автора книги, изучение средневековых ясов, бродников, аланов-асов и буртасов – это суть одной проблемы, а не нескольких. В качестве доказательства этого в монографии приведены сведения не только из нарративных документов, но и результаты археологических раскопок и этнографических исследований. Для историков, археологов, этнографов и широкого круга читателей.
Содержание
Предисловие
3
Введение
7
Глава I. Потомки ираноязычных номадов в степях Восточной Европы (VI—IX вв.)
16
Глава II. Этногенетические аспекты алано-ясской проблемы
45
Глава III. Аланы лесостепного Подонья и их отношение к ясам южнорусских степей (VIII-X вв.)
55
Глава IV. Аланы и печенеги в конце IX — начале X вв.
79
Глава V. Аланы-асы в составе половецкого этнополитического объединения (середина XI — начало XIII вв.)
94
Глава VI. Ясы на Руси
116
Глава VII. Буртасы и бродники в степях Волго-Дунайского междуречья (IX — начало XIII вв.)
125
Вместо заключения. Элементы скифо-сармато-аланской культуры в традициях народов Восточной Европы
138
Таблицы I-IV
174
Литература
181
Архивные материалы
201
Summary
203
Сокращения
219
Загрузить полный текст книги (15 Mb)

http://dgve.ru/bibl/Bubenok_1997.shtml

Оффлайн Daemon2017

  • Сообщений: 2159
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1045/-18
  • Y-ДНК: R1a-Y35174
  • мтДНК: V7-a2a2a2b*
Re: Буртасы
« Ответ #44 : 24 Январь 2023, 19:31:35 »
Васильев, Б. А. Буртасская проблема и этногенез мишарей / Б. А. Васильев //Вопросы этнической истории Мордовского народа. Труды Мордовской этнографической экспедиции. М. : Изд-во АН СССР, 1960.-Вып. 1.-С. 200-209.



HD
https://vk.com/doc5244078_656799690?hash=S0yDYTbpB8z9sZiY1fgjOGPzMR2zz0YzsysA7nCAkRo&dl=VuRb2JvvwXeqX8j8cC9UrK0fuSoH3DoONTFlovoHgHP

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.