И.Г.Добродомов Об одном алано-буртасском имени в эпитафиях Волжских Булгар 14 века
В последнее время наблюдается тенденция более дифференцированного подхода к материалу разных языков Восточной Европы,который обычно суммарно считались просто иранским. Здесь представляется важным разделить общий иранский вклад на различные хронологические и региональные пласты и определить для них конкретные языки-источники, причем целесообразно начинать с выявления наиболее молодого аланского пласта, поскольку аланы были последним' ираноязычным нарoдом Северного Причерноморья, который сменился тюркскими народами после определенного периода их сосуществования иконвергентного развития в сторону преобладания тюркского,а затем славянского элементов.Антропонимы, лредставленные в эпитафиях Волжских булгар, не были объектом сплошного исследования, поскольку ученые ограничивались ·исключительно выборочным анализом отдельных имен. К тому же фронтальное рассмотрение антропонимического материала пока затруднено как отсутствием издания корпуса этих надписей, так и общей недостаточной изученностью конкретного материала хотя бы в общем плане,oднако можно было бы обратить внимание на предварительные наблюдения в этой области татарских исследователей Г.В.Юсупова, А.Б.Булатова и Ф.С. Хaкимзянова . Но специально иранский пласт в системе личных имен Волжских булгар не вьiделялся oднако можно было бы обратить внимание на предварительные наблюдения в этой области татарских исследователей Г.В.Юсупова, А.Б.Булатова и Ф.С. Хaкимзянова . Но специально иранский пласт в системе личных имен Волжских булгар не вьiделялся.
На булгарской эпитафии 1345 гo которая находится на кладбище "Таmбилге" (т.е.КаменныЙ знак) на восточной окраине деревни Старый Баран (по-татарски Иске Рязяп,
Иске-Рязяп или просто Рэджэв) Куйбышевского района Татарской АССР на Левобережье Волги, среди традиционных мусульманских формул на арабском языке,есть фраза с упоминанием имени Анбал: Анбал 'Олы Хасан зийарат ~"Это место погребения Хасана сына Анбала"· (по
картотеке Ф.С.Хакимзлнова).Сравнительно недавно трудами Ф.С.Хакимзанова на другом памятнике того же кладбища в результате нового прочтения недатированной эпитафии был обнаружен, вероятно, фонетика-графический вариант этого имени 'Амбал (вместо старого прочтения). Это сделано им при издании лишь частично сохранившейся недатированной надписи, где старое чтение"Это (намогильный) памлтник хаджи Юнуса сына Джафара сына Анбала" - заменено новьм: " Это(надмогильный) памятник хаджи сына Хасана,сына Амбала" Ф.С.Хакимзянов, обнаруживая первоначально колебания в огласовке первого слога имени ,в то же время решительно отождествляет эти два варианта:"Параллельное употребление зафиксировано на двух памятниках из С. Иске-Рязяп Куйбышевского района ТАССР. Надгробья поставлены над отцом и сыном , а эпитафии составлены на двух разных диалектах. Отцом хаджи был Хасан, а его сыном -Анбал (надпись на диалекте),на другой каменной плите (принадежность к какому -либо диалекту определить трудно.Видимо, данное явление нельзя назвать изменением так как здесь мы встречаемся, с одной стороны, пожaлуй,с традиционной нормой письма и, с другой стороны, с нормой произношения, которая наблюдается в ряде языков.Так, ср.тат., башк. "унбер "'одинадцать', но читаете" умбер и т.д.
К сожалению, вне поля зрения исследователей осталась статья А.Б.Булатова "Личные имена у древних булгар 11-15 вв."), который неудачно включил свои соображения об имени Анбал из эпитафий в раздел об именах булгар по данным Ибн-Фадлана (922 г.): "Сюда же можно отнести имя Анбал (ключник Андрея Боголюбского). Имя Ан6ал встречается и в намогильных памятниках Камских булгар 14 в". Не зная о варьировании звуковой стороны личного имени "Анбал"и Амбал в булгарской эпиграфике, А.Б.Булатов также не указал, что и в русских 'источниках имя убийцы князя Андрея Юрьевича Боголюбского ключника Амбал ~~Анбал тоже варьируется и что в русской летописи содержится указание на этническую принадлежность этого лица. Ключник Амбал (Анбал) был ясин, что обычно истолковывается как осетин без всяческих оговорок. Варьирование Амбалъ,Анбалъ, обнаруживаемое в Ипатьевской летописи в рассказе об убийстве Андрея Боголюбского , имеет параллель и в осетинском языке, который справедливо· считается потомком аланского (асского, ясского языка), в виде колебания нарицательного существительного -Аенбал Анбал"товарищ, спутник " • Уже Вс.Ф.Миллер (вероятно вслед за П.Г.Бутковым) сопоставил имя этого ключника-~Ясина ,Амбал точнее Анбал) в Лаврентьевской летописи с осетинским "анбал или амбал "товарищ, спутник" что и было воспринято последующими исследователями,. хотя фактически первым на осетинские связи имени·в общей 'форме указывал еще в 1825 году П.Г.Бутков: '"Имя Анбалан и тепeрь употребительно у Осетинцев" (Северный архив,1825. 11> 4, с.332), однако 'на П.Г.Буткова В.Ф.Миллер не сослался , .как и впоследствии мало кто ссылался на В.Ф;Миллера
Осетинский язык действительно имеет в качестве первоисточника рассматриваемого имени нарицательное существительное aembal "товарищ. спутник". которое в дигорском диалекте также представлено и формой аenbal. В.И.Абаев дает об этом слове следующую этимологическую справку: "группа или партия , находящаяся в походе"',первоначалъно 'товарищ по походу'; по составу и значению близко к русскому " соратник". Слово аenbal или aembal дважды засвидетельствовано в аланскую эпоху в качестве собственного имени, в русских летописях и в осетинско~ (аланской) надписи' с р •. 3еленчук. Из летописи мы узнаем, что у князя Андрея Боголюбского служил ключником ясин Анбалъ, который в II75 г. участвовал в убийстве князя. В Зеленчукской надмогильной .надnиси 10-12 вв.) в числе погребенных числятся "Бакатара сын Анбалан" и "Анбалана сын Лаг".Такая форма вполне могла существовать. в качестве собственного имени, так и нарицательного .'Таким образом в историю нашего слова.мы с полным правом вносим и алан. Известная в Осетии фамилия 'Амбаловы' также предполагает· существование собственного имени.
Сейчас к этому материалу В.И.Абава представляется необходимым добавить личное имя Анбал из булгарских эпитафий Поволжья. Собственное имя Анбал- Амбал конечно же, проникло в Поволжье к булгарам не прямо из осетинского языка, а из родственного осетинскому буртасского языка, идентичность носителей которого (буртасов) аланам была доказана результатами антропологических исследований и на базе сохранившихся буртасских слов (например, этнонима буртас~фурдас-асы у реки и названия дерева страны буртасов ~хелендж(иран)-береза ) В качестве потенциальных заимствований из буртасского языка следует рассматривать также отдельные слова на языках народов Среднего Поволжья, которые сейчас получают объяснения на базе осетинских соответствий Буртасское имя Анбал у Волжских булгар на Левобережье Волги(Татарстан) показывает, что здесь также проживали буртасы , хотя бы в период своей усиленной тюркизации (14 в.)
Если принять предположение Ф.С.Хакимзянова о том, что обе булгарские надписи с личным именем Амбал(Анбал) относятся к сыну и отцу (а для этого предположения нет особых препятствий), то можно думать, что разные диалекты Волжских булгар в двух цитированных эпитафиях связаны с тем, что надписи делались не на родном языке покойных, а на двух имевших тогда распространение "кладбищенских языках" Волжских булгар, у которых также происходило вытеснение старого булгарско-чувашского языка более новым кыпчакско-татарским.Наличие личного имени Анбал в волжско-булгарских эпитафиях и рассказах летописи о смерти Андрея Боголюбского, а также аланская природа этого имени позволяют дать объяснение тому факту, что в некоторых русских летописных источниках, использованных
В.Н.Татищевым, жена Андрея Боголюбского, принимавшая активное участие в убийстве своего мужа, именуется Ясыней(аланкой), а в "Тверской летописи" содержится указание, что она "Бе бо Болгарка родомъ, и дрежаще нему злую мысль, не про едино зло, но и просто, иже князь великий много воева с нимь Болгарскую землю, и сына посылал , и много зла учини Болгарам" (Полное собрание русских летописей,Т4. СПб., 186З, стр. 250-251) • В.Н.Татищев в примечаниях своей "Истории Российской"
(т.Ш. M~., 1964, с.250), "из манускрипта Еропкина взяв ,яко обстоятельнейшее, внес" следующее сведение о второй жене Андрея Боголюбского:"Княгиня Андреева сия: была вторая:,ясыня:, но когда первая: умерла и когда с нею он женился,того историки не показали".Вероятно, зависимость от этих соображений В.Н.Татищева обнаруживает анонимная: "Краткая: роспись великим князьям всероссийским от Рюрика до нашествия татар(монгол) с показанием родословия" (См.: Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие.СПб,I755, генварь, с.1З: в качестве второй жены Андрея Боголюбского обозначена- Ясыня кажнена 1177г Термин Ясыня указывал на этническую принадлежность к аланам , известным и под самоназвание "ас", которое входило и в состав этнонима Фурдас (cp.oceт "фурд" . "большая река (т.е. Волга + ас --"речные аланы") который более известен в тюркизированной форме буртас~, но последнее частное название заменено общим"ас" или "яс" (без конкретизации)
Болгаркой жена Андрея Боголюбского именовалась, поскольку она происходила из Волжско~Камской Булгарии, в связи сэтим термин "болгарка" указывает не на ее этническую принадлежность, а на территориальное и государственное происхождение. Здесь этноним "болгарка" выступал в качестве названия жителя (патронима), подобно тому как сейчас на Западе "русскими" именуются все граждане Советского Союза по наиболее известному и многочисленному народу этой страны.
Все сказанное о личном имени "Анбал" у Волжских булгар (и тесна связанных с ними аланских буртасов) делают излишним обращение к кавказским аланам (ясам) при
исследовании обстоятельств убийства Анgpея Боголюбского в самом конце третьей четверти 12 века. Надо помнить также,что свояченица (Свесть) Всеволода Большое Гнездо (по сведениим Ипатьевской летописи: Полное собрание русских летописей, изд.2-е, т.4. СПб., 1908, стр.625) "Ясыни из Володимеря Соуждальского" была выдана замуж за Мстислава Святославовича - сына Святослава Всеволодовича, великого князя Киевского - в 1182 году. Логичней думать, что ясы Владимиро-Суздальского княжества связаны с Волжской Булгарией и отождествляются с жившими на .этой территории аланами- буртасами.