АвторТема: Буртасы  (Прочитано 7260 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Таракан

  • "На стяге твоем такой же кот, лишь только цвет другой" (с)
  • Сообщений: 2145
  • Страна: ru
  • Рейтинг +265/-0
    • Татарский ДНК-проект "Идель"
  • Y-ДНК: R1a-YP5233
  • мтДНК: U4 (Ulrike)
Re: Буртасы
« Ответ #15 : 15 Август 2019, 08:49:33 »
Упоминание термина «буртас» в актовых документах XVII века мещерских уездов (Алатырский, Темниковский, Кадомский) всегда привлекало внимание исследователей. Документы Алатырского уезда отчетливо показывают, что буртасы это синоним понятию посопные татары . Вследствие чего, в названии буртасы  прослеживают преемственность между народом буртас  и представителями татарского населения  Восточной Мещеры , являющимися посопными  (ясачными) татарами .Собственно прежде всего это и дает основание считать  буртасов основным компонентом в этногенезезападной группы татар , которых принято называть мишарями. .
М.Акчурин ,историк

Разговаривал сегодня с Максумом об этой цитате. Он, мягко говоря, удивлен такой трактовке выдержки из статьи "Буртасы в документах XYII века". Всего-то стоит убрать из цитаты несколько слов, сместить курсивами акценты и получаем утверждение о тождественности буртасов и татар, вместо вводной части статьи, где данный тезис в дальнейшем разбирается.

Рудольф, выводы из статьи без вмешательства в авторский текст (исчезновение неких слов, выделение шрифта и т.д.) не хотите привести?

Оффлайн Safiya

  • R1b Z2103
  • Сообщений: 465
  • Страна: ru
  • Рейтинг +137/-3
  • FTDNA 331841
Re: Буртасы
« Ответ #16 : 15 Август 2019, 11:40:57 »
Уважаемый Рудольф не впервые уличен в подобном.

Оффлайн varang

  • Сообщений: 5364
  • Страна: fi
  • Рейтинг +1823/-8
    • Проект "R1a-Y417 & Subclades" (M458>L1029>YP417)
  • Y-ДНК: R1a-L1029-A14777
  • мтДНК: H2a1
Re: Буртасы
« Ответ #17 : 15 Август 2019, 11:54:42 »

У мишарей есть сарматские гаплогруппы?

Вот тот же вопрос вчера вечером при чтении этой темы возник.

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #18 : 17 Август 2019, 07:07:39 »
Упоминание термина «буртас» в актовых документах XVII века мещерских уездов (Алатырский, Темниковский, Кадомский) всегда привлекало внимание исследователей. Документы Алатырского уезда отчетливо показывают, что буртасы это синоним понятию посопные татары . Вследствие чего, в названии буртасы  прослеживают преемственность между народом буртас  и представителями татарского населения  Восточной Мещеры , являющимися посопными  (ясачными) татарами .Собственно прежде всего это и дает основание считать  буртасов основным компонентом в этногенезезападной группы татар , которых принято называть мишарями. .
М.Акчурин ,историк
Разговаривал сегодня с Максумом об этой цитате. Он, мягко говоря, удивлен такой трактовке выдержки из статьи "Буртасы в документах XYII века". Всего-то стоит убрать из цитаты несколько слов, сместить курсивами акценты и получаем утверждение о тождественности буртасов и татар, вместо вводной части статьи, где данный тезис в дальнейшем разбирается.

Рудольф, выводы из статьи без вмешательства в авторский текст (исчезновение неких слов, выделение шрифта и т.д.) не хотите привести?
В интернете выложена статья  Акчурина М. "Буртасы в документах XYII века".Каждый может ознакомиться с ней..
Цитировать
Упоминание термина «буртас»в актовых документах XVII века мещерских уездов (Алатырский, Темниковский, Кадомский)всегда привлекало внимание исследователе Документы Алатырского  уезда отчетливо показывают  что буртасы  это  синоним понятию посопные татар Вследствие чего в названии буртасычастопрослежив некуюпреемственность  между  домонгольским  народом  буртас ипредставителями татарского населения являющимися посопными(ясачным) татарами
Собственно это и дает основание считать домонгольских буртасов основным компонентом в этногенезе западной группы татар которых  принято  называть  мишарями


Это цитата из статья Аучурина М.Как видите , я ни чего не изменил.По этому ваши претензии  ко мне не имеют под собой реальной  почвы . Выделяют ключевые слова и предложения , что не запрещено.
Буртасы и мишари - не тождественны , как и казанские татары и булгары .Кроме буртас(иранцев) у мишар есть финский , славянский и германский генетические компоненты . У них даже есть субклады ряда гаплгорупп скандинавов(викингов) в частности R-Z284..
Предки мишар 15 века находятся в под властью Рязанских и Московских великих князей Большая часть предков мишарей была переведена в сословие служилых татар , который  на Руси существовал с 14 века .С переводом в это сословие термин "татары" становился этносоциальным термином для верстанных в это сословие  мусульманских и тюркоязычных народов -ногаев , буртасов , булгар и т.д  Другая меньшая часть предков мишар перевели в сословие ясачных (посопных) татар.Но антропологически  потомки как служилых татар , так и ясачных(посопных)-в основе понтийцы (60%- Наровчатский район Мордовии). Антрополог Трофимова Т. в частности провела антропологические исследования татар Чистопольского района Татарской республикии выявила у них 61% людей понтийского типа, как и у потомков ясачных (посопных) татар .Но по документам 18 века все они (чистопольцы)--служилые татары. То есть служилые и ясачные(посопные) татары были двумя социальными группами одного единого мишарского этномассива .

« Последнее редактирование: 17 Август 2019, 07:42:01 от Рудольф »

Оффлайн Safiya

  • R1b Z2103
  • Сообщений: 465
  • Страна: ru
  • Рейтинг +137/-3
  • FTDNA 331841
Re: Буртасы
« Ответ #19 : 17 Август 2019, 11:43:33 »
Рудольф, Вы обладаете поразительным умением видеть и выделять исключительно ту часть текста, которая согласуется с Вашей внутренней устоявшейся системой ирано-булгарского наследия.
Вы дочитали текст "Буртасы в документах XVII века" до конца?

"В заключении хотелось бы подчеркнуть, что известные на сегодняшний день документы XVII века позволяют говорить о буртасах только как о сословном обозначении
небольшой группы посопных или ясачных татар. Численность этой группы татар по отношению к численности служилых татар весьма незначительна. И пока эти факты не дают нам право наделять существенной ролью посопных татар-буртас в этногенезе тех татар, чьи предки жили на территориях бывших мещерских уездов"


А у вас выделено "основным компонентом". Вы это специально сделали или по незнанию?


Собственно прежде всего это и дает основание считать  буртасов основным компонентом в этногенезезападной группы татар , которых принято называть мишарями. .
М.Акчурин ,историк


Оффлайн Serge91

  • Сообщений: 67
  • Страна: 00
  • Рейтинг +25/-0
Re: Буртасы
« Ответ #20 : 17 Август 2019, 16:25:28 »
https://phylogeographer.com/y12000-central-europeans-who-became-moksha-and-mishar-tatars/
So in summary, I believe that the Y12000 living today may be the offspring of a Volga Bulgar or Burta who later became Mokshas and Mishar Tatars (and maybe Bashkir and Chuvash as there are two samples from these oblasts).

Hunter Provyn, администратор J-M241
« Последнее редактирование: 18 Август 2019, 19:25:14 от Serge91 »

Оффлайн Таракан

  • "На стяге твоем такой же кот, лишь только цвет другой" (с)
  • Сообщений: 2145
  • Страна: ru
  • Рейтинг +265/-0
    • Татарский ДНК-проект "Идель"
  • Y-ДНК: R1a-YP5233
  • мтДНК: U4 (Ulrike)
Re: Буртасы
« Ответ #21 : 17 Август 2019, 20:02:33 »
Упоминание термина «буртас» в актовых документах XVII века мещерских уездов (Алатырский, Темниковский, Кадомский) всегда привлекало внимание исследователей. Документы Алатырского уезда отчетливо показывают, что буртасы это синоним понятию посопные татары . Вследствие чего, в названии буртасы  прослеживают преемственность между народом буртас  и представителями татарского населения  Восточной Мещеры , являющимися посопными  (ясачными) татарами .Собственно прежде всего это и дает основание считать  буртасов основным компонентом в этногенезезападной группы татар , которых принято называть мишарями. .
М.Акчурин ,историк
Разговаривал сегодня с Максумом об этой цитате. Он, мягко говоря, удивлен такой трактовке выдержки из статьи "Буртасы в документах XYII века". Всего-то стоит убрать из цитаты несколько слов, сместить курсивами акценты и получаем утверждение о тождественности буртасов и татар, вместо вводной части статьи, где данный тезис в дальнейшем разбирается.

Рудольф, выводы из статьи без вмешательства в авторский текст (исчезновение неких слов, выделение шрифта и т.д.) не хотите привести?
В интернете выложена статья  Акчурина М. "Буртасы в документах XYII века".Каждый может ознакомиться с ней..
Цитировать
Упоминание термина «буртас»в актовых документах XVII века мещерских уездов (Алатырский, Темниковский, Кадомский)всегда привлекало внимание исследователе Документы Алатырского  уезда отчетливо показывают  что буртасы  это  синоним понятию посопные татар Вследствие чего в названии буртасычастопрослежив некуюпреемственность  между  домонгольским  народом  буртас ипредставителями татарского населения являющимися посопными(ясачным) татарами
Собственно это и дает основание считать домонгольских буртасов основным компонентом в этногенезе западной группы татар которых  принято  называть  мишарями


Это цитата из статья Аучурина М.Как видите , я ни чего не изменил.По этому ваши претензии  ко мне не имеют под собой реальной  почвы . Выделяют ключевые слова и предложения , что не запрещено.
Буртасы и мишари - не тождественны , как и казанские татары и булгары .Кроме буртас(иранцев) у мишар есть финский , славянский и германский генетические компоненты . У них даже есть субклады ряда гаплгорупп скандинавов(викингов) в частности R-Z284..
Предки мишар 15 века находятся в под властью Рязанских и Московских великих князей Большая часть предков мишарей была переведена в сословие служилых татар , который  на Руси существовал с 14 века .С переводом в это сословие термин "татары" становился этносоциальным термином для верстанных в это сословие  мусульманских и тюркоязычных народов -ногаев , буртасов , булгар и т.д  Другая меньшая часть предков мишар перевели в сословие ясачных (посопных) татар.Но антропологически  потомки как служилых татар , так и ясачных(посопных)-в основе понтийцы (60%- Наровчатский район Мордовии). Антрополог Трофимова Т. в частности провела антропологические исследования татар Чистопольского района Татарской республикии выявила у них 61% людей понтийского типа, как и у потомков ясачных (посопных) татар .Но по документам 18 века все они (чистопольцы)--служилые татары. То есть служилые и ясачные(посопные) татары были двумя социальными группами одного единого мишарского этномассива .

Как вижу изменили. В первом случае отсутствуют некоторые слова, которые возвращены в другом варианте. Но текст не возвращен в контекст. Это не утверждение Максума, а вступление в проблематику. Это становится особенно видно если статью читать или хотя бы следующее предложение привести.

В то, что Вы не понимаете что именно стёрли из текста или о чем написана статья - я не верю. Т.е. Вы сознательно приводите выдержки из статей вырвано из контекста, а в данном случае с прямым вторжением в авторский текст и переворачивание все с ног на голову.

В конкретно данном случае Вас поймали за этим за руку и ещё имеете наглость писать, что "я ничего не изменил"... Я просто поражен...

Оффлайн Таракан

  • "На стяге твоем такой же кот, лишь только цвет другой" (с)
  • Сообщений: 2145
  • Страна: ru
  • Рейтинг +265/-0
    • Татарский ДНК-проект "Идель"
  • Y-ДНК: R1a-YP5233
  • мтДНК: U4 (Ulrike)
Re: Буртасы
« Ответ #22 : 17 Август 2019, 20:32:02 »
Считаю важным уточнить, если кто-то статью не читал и читать не собирается. Статья "Буртасы в документах XVII века" именно о термине "буртас" в документах этого периода. Автор приходит к выводу, что термин имеет сословное обозначение. И, если ставить знак равенства между буртасами домонгольского периода и "буртасами" XVII века, то получается, что этот народ в этногенезе татар-мишар существенной роли не сыграл. Знака равенства делать не стоит, как и использовать статью в доказательство того, что домонгольские буртасы сыграли незначительную роль в этногенезе татар-мишар. Это один термин имеющий разное смысловое наполнение в домонгольский период и в XVII веке.

Если я не прав и не все правильно понял в его статье, то думаю Максум меня поправит.

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #23 : 18 Август 2019, 07:55:41 »
Считаю важным уточнить, если кто-то статью не читал и читать не собирается. Статья "Буртасы в документах XVII века" именно о термине "буртас" в документах этого периода. Автор приходит к выводу, что термин имеет сословное обозначение. И, если ставить знак равенства между буртасами домонгольского периода и "буртасами" XVII века, то получается, что этот народ в этногенезе татар-мишар существенной роли не сыграл. Знака равенства делать не стоит, как и использовать статью в доказательство того, что домонгольские буртасы сыграли незначительную роль в этногенезе татар-мишар. Это один термин имеющий разное смысловое наполнение в домонгольский период и в XVII веке.

Если я не прав и не все правильно понял в его статье, то думаю Максум меня поправит.
Я не хочу с Вами спорить., так как считаю что здесь на сайте надо решать проблемные вопросы цивилизованным путем., не засоряя темы и не отвлекая форумчан от задач ,поставленных в теме..По поводу претензий Таракана сообщаю следующее :если кто- то пишет диссертацию,научную книгу, статью или участвует на форуме , то он имеет право, согласно правилам ,установленном в научном мире , вносить уточнения и конкретизации в тексты цитат других ученых ,которые он использует  в своем научном труде .или в  научной дискуссии.Но он должен тексты своих уточнений брать в скобки и написать после текста свои инициалы.
17 августа ,при просмотре я торопился ,так так надо было ехать по делам и просмотрел добавления , которые я внес еще два года назад и о  которых благополучно забыл .  .Первое добавление-"Восточная Мещера" .Ачурин не уточняет в этом предложении, о каких татарах речь  "Вследствие чего, в названии буртасы  прослеживают преемственность между народом буртас  и представителями татарского населения   , являющимися посопными  (ясачными) татарами" .По этому я локазал локализацию этих татар. Второе добавление "прежде всего" вот в это предположение Акчурина :"Собственно это и дает основание считать домонгольских буртасов основным компонентом в этногенезе западной группы татар которых  принято  называть  мишарями".Если прочитать его(Акчурина) цитату и проанализировать, то получается что лишь из за того,что в письменных первоисточниках буртасы приравнены к посопным татарам , их можно считать основным компонентом татар-мишарей .Но данных письменных источников явно  не достаточно, что бы так считать  и ученые это знают.Но археологические этнографические и антропологические исследования последних лет подверждают , что буртасы - на самом деле могут претендоваать на статус основных предков татар-мишарей..Акчурин же опирается лишь на письменные источники.Уточнение "прежде всего"  означает , что данные письменных  источников -не единственные научные аргументы подверждающие , что буртасы -основные предки мишарей..Данные письменных источников о буртасах ,которые были включены в сословие  посопных татар, являются самыми  первыми аргументами , подверждающие  преемственность  мишарей от буртас.По этому и слова "прежде всего" отражают реальную  ситуацию   в вопросе этногенеза мишарей
Изучение.этногенеза  народов в идеале-это коллективный труд прежде всего-археологов,этнографов(этнологов),антропологов,генетиков..Но у нас долгие годы этногенезом занимались прежде всего историки-теоретики  и лингвисты.Антропологические ,генетические исследования показали что значительная часть их выводов оказались ошибочными. И сейчас уже начинают понимать что последнее слово в вопросе этногенеза -за генетиками и антропологами.По этому выводы историков и лингвистов без учета результатов генетических и антропологических исследований могут быть приняты в научном мире ,лишь как гипотезы .

.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

« Последнее редактирование: 18 Август 2019, 22:08:34 от Рудольф »

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #24 : 18 Август 2019, 08:35:43 »
Цитировать
О происхождении мишарей
Геннадий Федорович Синицын родом из Пичаур, что в Чамзинском районе.Село это вобрало в себя мордву, русских, а в незапамятные времена, как утверждает Геннадий
Федорович, и буртасов.Сам себя он считает потомком этого тюркского племени.Пытаясь вскрыть свои родовые истоки, читал труды Сафаргалиева, Орлова ученых- ,исследовавших историю тюркских народов, и сам начал исследовательскую работу,которая гармонировала с его  хобби историка. Кандидат технических наук, он увлеченно стал заниматься исследовательской работой. Некоторые его труды мы публиковали.Сегодня предлагаем вниманию читателей еще один на эту тему, написанный в
соавторстве с сыном-историком д.и.н Михаилом Геннадьевичем.Территория, на которой  родилась новая  нация (мишари), - это современная Мордовия, а также прилегающие районы соседних  областей и Чувашии, что полностью согласуется  с теорией одного  из наиболее авторитетных  историков  степных кочевых  народов  Л.Н.Гумилева. Он убедительно доказал,  что место развития  этносов  могут быть  только сочетания  двух и более  ландшафтов.  Например, леса и степи, как это имеет место в рассматриваемом случае. Время окончания формирования  мишарей, как этноса, по мнению  одних – конец 14 в., по мнению других – конец 16 в.
Не претендуя на истину в последней  инстанции,  мы хотели бы поделиться  с читателями газеты своими соображениями  на этот счет. Во-первых,  скорее всего
предки  мишарей -  тюркоязычные  народы. Во-вторых, они должны были  постоянно проживать на территории образования нового этноса. И половцы, и булгары,  и буртасы относились к тюркской  группе.  Из них лишь буртасы постоянно жили в наших краях.Половцы – типичные кочевники, жители степей.  Основное их занятие – кочевоескотоводство. В Золотой  Орде с ее бескрайними  степными просторами они составляли большинство  населения. В наших краях отсутствуют  условия для  занятия кочевым скотоводством, поэтому массовый прилив степных кочевников в зону лесостепей маловероятен. Уже упоминавшийся Л.Н. Гумилев считает,  что кочевники  куда менее склонны к переселениям, чем земледельцы. Они не стремятся  сменить  родину на чужбину без достаточных  оснований. Другими словами, нужны какие-то особые причины для переселения. Такие особые обстоятельства  сложились в Орде в 14 в.
Использованные нами архивные материалы позволяют также сделать некоторые замечания по вопросу о том, как происходила трансформация (превращение ) буртас в татар-мишарей .В документе 1624 г. пичеурские буртасы именуются двойным  названием: «татарове – буртасы». Это означает, что буртасы  в этот период еще не потеряли своей идентичности. Чиновник – писец, проводивший перепись, также не называет их(буртас) просто татарами (он называет их татарове-буртасами)  Это может означать, что этногенез мишарей  к этому времени ещё не был завершён.
Следующие архивные документы, использованные нами и касающиеся Пичеур, относятся к первой половине 18 в. и представляют собой ведомости по сбору различных податей и налогов. В них буртасы  (или их потомки) значатся просто как ясашные крестьяне .
Вообще говоря, появление  этнонима «татары » по мнению советского историка В. Л. Егорова является исторической ошибкой , заблуждением  . Этот термин стал использоваться русскими и западноевропейскими летописцами вслед за китайцами по отношению к войскам Чингисхана и населению Золотой Орды. Позднее в России татарами называли даже нетюркоязычных горцев Северного Кавказа. Вспомним, хотя бы, «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого.
Однако никаких "татар" в войсках Чингисхана и тем более в Орде не было. Татарский  народ, включая младенцев ростом выше тележной оси, был истреблен , так как был виновен в смерти отца Чингисхана.
Учитывая сказанное, можно предположить, что название «татары  » было навязано  буртасам, половцам , булгарам и некоторым другим народам и постепенно укоренилось   в их сознании
Приведенные данные показывают, что в составе татарской аристократии Пензенской губернии в основном представители гаплогруппы j2b2 – 38%. Происхождение гаплогруппы из южных Балкан(!). К этой гаплогруппе относятся такие фамилии, как Акчурины, Дашкины, Долотказины, Енгалычевы, Еникеевы, Кашаевы, Килькеевы, Кудашевы, Кудяковы, Мамины, Муратовы, Ненюковы, Суховы, Утешевы. Почти все из них считаются потомками Бехана, так называемыми беханидами).
Считаем, однако, необходимым заметить, что нередко аристократия некоторых народов с точки зрения происхождения имела мало общего с основным населением. В той же Орде, по крайней мере в начальный период её существования, знать была представлена монголами . В Московском государстве высшая аристократия – потомки норманнов (Рюрика и других), литовского князя Гедимина. По данным В.О. Ключевского около четверти российского дворянства имела ордынские, в том числе мишарские корни. В Прибалтике знать состояла в основном из немцев  . После завоевания её Петром все эти остзейские бароны влились в состав российского дворянства. Поэтому генетические исследования  целесообразно продолжить, привлекая при этом для анализа рядовых мишарей  из различных частей Мордовии и соседних регионов.

Синицын Г.Ф., Синицын М.Г.
г. Саранск
На мой взгляд эта статья написана талантливыми людьми и  отражает истинный процесс формирования этнического ядра татар-мишарей.
« Последнее редактирование: 18 Август 2019, 21:50:45 от Рудольф »

Оффлайн Таракан

  • "На стяге твоем такой же кот, лишь только цвет другой" (с)
  • Сообщений: 2145
  • Страна: ru
  • Рейтинг +265/-0
    • Татарский ДНК-проект "Идель"
  • Y-ДНК: R1a-YP5233
  • мтДНК: U4 (Ulrike)
Re: Буртасы
« Ответ #25 : 18 Август 2019, 15:13:53 »
Считаю важным уточнить, если кто-то статью не читал и читать не собирается. Статья "Буртасы в документах XVII века" именно о термине "буртас" в документах этого периода. Автор приходит к выводу, что термин имеет сословное обозначение. И, если ставить знак равенства между буртасами домонгольского периода и "буртасами" XVII века, то получается, что этот народ в этногенезе татар-мишар существенной роли не сыграл. Знака равенства делать не стоит, как и использовать статью в доказательство того, что домонгольские буртасы сыграли незначительную роль в этногенезе татар-мишар. Это один термин имеющий разное смысловое наполнение в домонгольский период и в XVII веке.

Если я не прав и не все правильно понял в его статье, то думаю Максум меня поправит.
Я не хочу с Вами спорить., так как считаю что здесь на сайте надо решать проблемные вопросы цивилизованным путем., не засоряя темы и не отвлекая форумчан от задач ,поставленных в теме..По поводу претензий Таракана сообщаю следующее :если кто- то пишет диссертацию,научную книгу, статью или участвует на форуме , то он имеет право, согласно правилам ,установленном в научном мире , вносить уточнения и конкретизации в тексты цитат других ученых ,которые он использует  в своем научном труде .или в  научной дискуссии.Но он должен тексты своих уточнений брать в скобки и написать после текста свои инициалы.
17 августа ,при просмотре я торопился ,так так надо было ехать по делам и просмотрел добавления , которые я внес еще два года назад и о  которых благополучно забыл .  .Первое добавление-"Восточная Мещера" .Ачурин не уточняет в этом предложении, о каких татарах речь  "Вследствие чего, в названии буртасы  прослеживают преемственность между народом буртас  и представителями татарского населения   , являющимися посопными  (ясачными) татарами" .По этому я локазал локализацию этих татар. Второе добавление "прежде всего" вот в это предположение Акчурина :"Собственно это и дает основание считать домонгольских буртасов основным компонентом в этногенезе западной группы татар которых  принято  называть  мишарями".Если прочитать его(Акчурина) цитату и проанализировать, то получается что лишь из за того,что в письменных первоисточниках буртасы приравнены к посопным татарам , их можно считать основным компонентом татар-мишарей .Но данных письменных источников явно  не достаточно, что бы так считать  и ученые это знают.Но археологические этнографические и антропологические исследования последних лет подверждают , что буртасы - на самом деле могут претендоваать на статус основных предков татар-мишарей..Акчурин же опирается лишь на письменные источники.Уточнение "прежде всего"  означает , что данные письменных  источников -не единственные научные аргументы подверждающие , что буртасы -основные предки мишарей..Данные письменных источников о буртасах ,которые были включены в сословие  посопных татар, являются самыми  первыми аргументами , подверждающие  преемственность  мишарей от буртас.По этому и слова "прежде всего" отражают реальную  ситуацию   в вопросе этногенеза мишарей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        .                                               Изучение.этногенеза  народов в идеале-это коллективный труд прежде всего-археологов,этнографов(этнологов),антропологов,генетиков..Но у нас долгие годы этногенезом занимались прежде всего историки-теоретики  и лингвисты.Антропологические ,генетические исследования показали что значительная часть их выводов оказались ошибочными. И сейчас уже начинают понимать что последнее слово в вопросе этногенеза -за генетиками и антропологами.По этому выводы историков и лингвистов без учета результатов генетических и антропологических исследований могут быть приняты в научном мире ,лишь как гипотезы .

Опущу все здесь изложенное. С Вами все понятно.

Оффлайн IldarAmash

  • Сообщений: 222
  • Страна: ru
  • Рейтинг +29/-0
  • Y-ДНК: R-L1
  • мтДНК: D4b1

Оффлайн IldarAmash

  • Сообщений: 222
  • Страна: ru
  • Рейтинг +29/-0
  • Y-ДНК: R-L1
  • мтДНК: D4b1
Re: Буртасы
« Ответ #27 : 25 Сентябрь 2019, 00:47:58 »
Не стоит ограничиваться только буртасами, были еще ясы - донские булгары. 

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #28 : 01 Октябрь 2019, 20:33:06 »
Цитировать
Буртасы  Афанасьев Г. Е.
Археологические культуры этого периода в лесостепной зоне Восточной Европы выявлены достаточно хорошо. К северу от Саратова, по обоим берегам Волги между устьями Черемшана и Камы, расположены памятники волжских булгар. К западу, в бассейне Цны и Мокши, в междуречье Суры и Оки, расположены памятники мордвы, или, как их называет царьИосиф, арису. Лесостепная зона Днепровского левобережья вплоть до Северского Донца занята роменской культурой северян. В бассейне верхнего Дона сосредоточены памятники боршевской культуры вятичей.
По южной окраине лесостепной зоны в бассейне Дона и островкам лесостепи в речных долинах левых его притоков, между памятниками роменской культуры и мордвы жили в середине VIII — начале X в. аланы, которых относят к салтово-маяцкой культуре. Это полностью соответствует ориентирам, которые мы выделили для локализации буртасов. По характеру находок и поселений аланские памятники, расположенные в этом месте, нельзя спутать ни с какими другими.
Открытие в конце XIX в. салтово-маяцкой культуры явилось значительным событием в изучении древностей Восточной Европы. С самого начала исследования Верхнее-Салтовского катакомбного могильника на Северском Донце и Маяцкого городища на Дону, а позже — аланского (лесостепного) варианта этой культуры, среди ученых возникла дискуссия об этнической принадлежности ее носителей.
Ныне, благодаря исследованиям М. И. Артамонова, Н. Я. Мерперта, И. И. Ляпушкина и С. А. Плетневой, выясняется, что салтово-маяцкая культура неоднородна и состоит из нескольких местных вариантов, в той или иной степени связанных с определенными этносами и характеризующих в целом культуру населения хазарского каганата. Сейчас уже не подлежит сомнению, что в основе формирования ее лесостепного варианта лежит аланская культура Северного Кавказа.
Первые известия об аланах в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе появляются в письменных источниках I в. в сочинениях Плиния Секунда и Дионисия. После разгрома аланов гуннами в 372 г. часть аланов, пройдя Европу, достигла Северной Африки, другая осталась на Северном Кавказе.
В середине VIII в. некоторые племена северокавказских алан-асов мигрируют из предгорной зоны Северного Кавказа на север, в бассейн Среднего Дона. Этот процесс достаточно хорошо фиксируется как на Северном Кавказе, где в середине VIII в. оказались заброшенными большая группа аланских катакомбных могильников и поселения (в частности, в районе современного Кисловодска), так и в лесостепной зоне Донецко-Донского междуречья, где в это же самое время появились те самые катакомбные могильники и поселения; они и получили название аланского варианта салтово-маяцкой культуры.
Первоисточники констатируют проживание части буртас  в том числе ,и на Северном Кавказе .
Арабские географы Ибн Саид и Абульфида, жившие в XIII—XTV вв., помещают буртасов  на Волге и сообщают, что г. Дербент  (Дагестан ) был укрепленным пунктом царя  буртасов . Ибн Сайд располагает буртасов  на Северном Кавказе к востоку от царства Серир и к северо-западу от низовьев Волги: «В той же местности на горе Кармания(Кавказ) находились крепости Дендера, откуда совершались нападения буртасов на гузов  и на другие тюркские племена».По  сведениям Тунманн и Карамзина  буртасы  отличались от своих соседей — черкесов и ногайцев. Они вели оседлый образ жизни и обитали в районе между Кубанью и Актаром, т. е. в районе Северо-Западного Кавказа [Карамзин, 1988, кн. 2, т. V, прим. 61; Тунманн, 1991, с. 70] После падения Хазарского каганата часть степных буртасов  могла переселиться обратно на Кавказ  и быть ассимилирована местными  народами. В связи с этим особый интерес представляет аварское название чеченцев  burt, burtic, а чеченского языка — burtijazuemaz [Попов, 1948, с. 209] "Ас" -это общеаланский этноним .Таким образом, необходимо констатировать, что в IX-X вв. владения буртасов могли находиться не только на Средней Волге, Мещере и в лесостепном Подонье, но и в степях Волго-Донья и   Предкавказья.








Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Буртасы
« Ответ #29 : 29 Ноябрь 2019, 11:43:16 »
И.Г.Добродомов Об одном алано-буртасском  имени в эпитафиях Волжских  Булгар 14 века 
В последнее время наблюдается тенденция более дифференцированного подхода к материалу разных  языков Восточной Европы,который обычно суммарно считались просто иранским. Здесь представляется важным разделить общий иранский вклад  на различные хронологические и региональные пласты и определить для них конкретные языки-источники, причем целесообразно начинать с выявления наиболее молодого аланского пласта, поскольку аланы были последним' ираноязычным нарoдом Северного Причерноморья, который сменился тюркскими народами после определенного периода их сосуществования иконвергентного развития в сторону преобладания тюркского,а затем славянского элементов.Антропонимы, лредставленные в эпитафиях Волжских  бул­гар, не были объектом сплошного исследования, поскольку ученые ограничивались ·исключительно выборочным анализом отдельных имен. К тому же фронтальное рассмотрение антро­понимического материала пока затруднено как отсутствием из­дания корпуса этих надписей, так и общей недостаточной изу­ченностью конкретного материала хотя бы в общем плане,oднако можно было бы обратить внимание на предварительные наблюдения в этой области татарских исследователей Г.В.Юсупова, А.Б.Булатова и Ф.С. Хaкимзянова . Но специально иранский пласт в системе личных имен Волжских  булгар не вьiделялся  oднако можно было бы обратить внимание на предварительные наблюдения в этой области татарских исследователей Г.В.Юсупова, А.Б.Булатова и Ф.С. Хaкимзянова . Но специально иранский пласт в системе личных имен Волжских  булгар не вьiделялся.
На булгарской эпитафии 1345 гo  которая находится на кладбище "Таmбилге" (т.е.КаменныЙ знак) на восточной окраине деревни Старый Баран (по-татарски Иске Рязяп,
Иске-Рязяп или просто Рэджэв) Куйбышевского района Татарс­кой  АССР на Левобережье Волги, среди традиционных мусуль­манских формул на арабском языке,есть  фраза с упоминанием имени Анбал:  Анбал 'Олы Хасан зийарат ~"Это место погребения  Хасана сына Анбала"· (по
картотеке Ф.С.Хакимзлнова).Сравнительно недавно трудами Ф.С.Хакимзанова на дру­гом памятнике того же кладбища в результате  нового прочтения недати­рованной эпитафии был обнаружен, вероятно, фонетика-графи­ческий вариант этого имени 'Амбал (вместо старого прочтения). Это сделано им при издании лишь частично сохранившейся недатированной надписи, где старое чтение"Это (намогильный) памлтник хаджи Юнуса сына Джафа­ра сына Анбала" - заменено новьм: " Это(надмогильный) памятник хаджи  сына Хасана,сына Амбала" Ф.С.Хакимзянов, обнаруживая первоначально колебания в огласовке первого  слога имени ,в то же время решительно отождествляет эти два варианта:"Параллельное употребление зафиксировано на  двух памятниках из С. Иске-Рязяп Куйбышевского района ТАССР. Надгробья поставлены над отцом и сыном , а эпитафии составлены на двух разных диалектах. Отцом хаджи  был Хасан, а его сыном -Анбал (надпись на диалекте),на другой каменной  плите (принадежность к  какому ­-либо диалекту определить трудно.Видимо, данное явление нельзя назвать изменением так как здесь мы встречаемся, с одной стороны, пожaлуй,с традиционной нормой письма и, с другой стороны, с нормой произношения, которая наблюдается в ряде языков.Так,  ср.тат., башк. "унбер "'одинад­цать', но читаете" умбер и т.д.
К сожалению, вне поля зрения исследователей осталась статья А.Б.Булатова "Личные имена у древних булгар 11-15 вв."), который неудачно включил свои соображения об имени Анбал из эпитафий в раздел об именах булгар по данным Ибн-Фадлана (922 г.): "Сюда же можно отнести  имя  Анбал (ключ­ник Андрея Боголюбского). Имя Ан6ал встречается и в намогильных памятниках Камских булгар 14 в". Не зная о варьировании звуковой стороны личного име­ни  "Анбал"и Амбал  в булгарской эпиграфике, А.Б.Булатов также не указал, что и в русских 'источниках имя убийцы князя Андрея Юрьевича Боголюбского ключника Амбал ~~Анбал тоже варьируется и что в русской летописи содержится ука­зание на этническую принадлежность этого лица. Ключник Амбал (Анбал) был ясин, что обычно истолковывается как осетин без всяческих оговорок. Варьирование Амбалъ,Анбалъ, обнаруживаемое в Ипатьевской летописи  в рассказе об убийстве Андрея Боголюбского , имеет параллель и в осетинском языке, который спра­ведливо· считается потомком аланского (асского, ясского языка), в виде колебания нарицательного существительного -Аенбал Анбал"товарищ, спутник " • Уже Вс.Ф.Миллер (вероятно вслед за П.Г.Бутковым) сопоставил имя этого ключника-~Ясина ,Амбал точнее Анбал) в Лаврентьевской  летописи с осетинским "анбал или амбал "товарищ, спутник" что  и  было воспринято последующими исследователями,. хотя фак­тически первым на осетинские связи имени·в общей 'форме указывал еще в 1825 году П.Г.Бутков: '"Имя Анбалан и тепeрь употребительно у Осетинцев" (Северный архив,1825. 11> 4, с.332), однако 'на П.Г.Буткова В.Ф.Миллер не сослался , .как и впоследствии мало кто ссылался на В.Ф;Миллера
Осетинский язык действительно имеет в качестве перво­источника рассматриваемого имени нарицательное существи­тельное aembal "товарищ. спутник". которое в дигорском  диалекте также представлено и формой аenbal. В.И.Абаев дает об этом слове следующую этимологическую справку: "группа или партия , находящаяся в походе"',первоначалъно 'товарищ по походу'; по составу и значению близко к русскому " соратник". Слово аenbal или aembal  дважды засвидетельствовано в аланскую эпоху в качестве собственного  имени, в русских  летописях и в осе­тинско~ (аланской) надписи' с р •. 3еленчук. Из летописи мы узнаем, что у князя Андрея Боголюбского служил ключником ясин Анбалъ, который в II75 г. участвовал в  убий­стве князя. В Зеленчукской надмогильной .надnиси 10-12 вв.) в числе погребенных числятся "Бакатара сын Анбалан" и "Анбалана сын Лаг".Такая форма вполне могла существовать. в  качестве собственного имени, так и нарицательного .'Таким образом в историю нашего слова.мы с полным правом вносим и алан. Известная в Осетии  фамилия  'Амбаловы' также предполагает· существование собственного имени.
Сейчас к этому материалу В.И.Абава представляется необходимым добавить личное имя  Анбал из булгарских эпитафий Поволжья. Собственное имя  Анбал- Амбал конечно же, проникло в Поволжье к булгарам​​ не прямо из осетинского языка, а из родственного осетинскому буртасского языка, идентичность носителей которого (буртасов) аланам была доказана результатами антропологических исследований  и на ба­зе  сохранившихся буртасских слов (например,  этнонима буртас~фурдас-асы у реки  и названия дерева страны буртасов ~хелендж(иран)-береза  ) В качестве потен­циальных заимствований из буртасского языка следует расс­матривать также отдельные слова на  языках народов Среднего Поволжья, которые сейчас получают объяснения на базе осетинских соот­ветствий Буртасское имя   Анбал у Волжских булгар на Лево­бережье Волги(Татарстан) показывает, что здесь также проживали бур­тасы , хотя бы в период своей усиленной тюркизации (14 в.)
Если принять предположение Ф.С.Хакимзянова о том, что обе булгарские надписи с личным именем Амбал(Анбал) относятся к сыну и отцу (а для этого предположения нет особых препятствий), то можно думать, что разные диалекты Волжских булгар в двух  цитированных  эпитафиях связаны с тем, что надписи делались не на родном языке покойных, а на двух имевших тогда распрост­ранение "кладбищенских языках" Волжских булгар, у которых  также происходило вытеснение старого булгарско-чувашского языка более новым  кыпчакско-татарским.Наличие личного имени  Анбал в волжско-булгарских эпитафиях и рассказах летописи о смерти Андрея Боголюбского, а также аланская  природа этого имени позволяют дать объяснение тому факту, что в некоторых русских летописных источниках, использованных
В.Н.Татищевым, жена Андрея Боголюбского, принимавшая ак­тивное участие в убийстве своего мужа, именуется Ясыней(аланкой), а в "Тверской летописи" содержится указание, что она "Бе бо Болгарка родомъ, и дрежаще  нему злую мысль, не про едино зло, но и просто, иже князь великий много воева с нимь Болгарскую землю, и сына посылал , и  много зла учини Болгарам" (Полное собрание русских летописей,Т4. СПб., 186З, стр. 250-251) • В.Н.Татищев в примечаниях  своей  "Истории Российской"
(т.Ш. M~., 1964, с.250), "из манускрипта Еропкина взяв ,яко обстоятельнейшее, внес" следующее сведение о второй  жене Андрея Боголюбского:"Княгиня Андреева сия: была вторая:,ясыня:, но когда первая: умерла и когда с нею он женился,того историки не показали".Вероятно, зависимость от этих соображений В.Н.Татище­ва обнаруживает анонимная: "Краткая: роспись великим князьям всероссийским от Рюрика до нашествия татар(монгол) с показанием родословия" (См.: Ежемесячные сочинения, к пользе и уве­селению служащие.СПб,I755, генварь, с.1З: в качестве вто­рой жены  Андрея Боголюбского обозначена- Ясыня кажнена 1177г Термин Ясыня указывал на этническую принадлежность к аланам , известным и под самоназвание "ас", которое входило и в состав этнонима Фурдас (cp.oceт "фурд" . "большая  река (т.е. Волга + ас  --"речные аланы") который более известен в тюркизированной  форме буртас~, но последнее частное название заменено общим"ас" или "яс" (без конкретизации)
Болгаркой жена Андрея Боголюбского именовалась, поскольку ­  она происходила из Волжско~Камской Булгарии, в связи сэтим термин "болгарка" указывает не на ее этническую принад­лежность, а на территориальное и государственное происхож­дение. Здесь этноним "болгарка" выступал в качестве названия жителя (патронима), подобно тому как сейчас на Западе "рус­скими" именуются все граждане Советского Союза по  наиболее  известному  и многочисленному народу этой  страны.
Все сказанное о личном имени "Анбал" у Волж­ских булгар (и тесна связанных с ними аланских буртасов) делают излишним обращение к кавказским аланам (ясам) при
исследовании обстоятельств убийства Анgpея Боголюбского в самом  конце третьей четверти 12 века. Надо помнить также,что свояченица (Свесть) Всеволода Большое Гнездо (по све­дениим Ипатьевской летописи: Полное собрание русских ле­тописей, изд.2-е, т.4. СПб., 1908, стр.625) "Ясыни из Володимеря Соуждальского" была выдана замуж за Мстислава Святославовича - сына Святослава Всеволодовича, великого  князя Киевского - в 1182 году. Логичней думать, что ясы Владимиро-Суздальского княжества связаны с Волжской Бул­гарией и отождествляются с жившими на .этой территории аланами- буртасами.
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь 2019, 12:25:24 от Рудольф »

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.