АвторТема: Буртасы  (Прочитано 377 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19394
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1415/-56
  • Y-ДНК: I1a2a1a3a1a1a-YP1084+
  • мтДНК: H16
Буртасы
« : 30 Июнь 2019, 12:53:43 »
Какие есть мысли по буртасам, кто они? Предки мишарей? Исчезнувший народ?

Хотелось бы выслушать мнения, но не просто идеологические установки, а теории с ссылками на какой-то материал, желательно научный.

Оффлайн Асхат

  • Сообщений: 166
  • Страна: ru
  • Рейтинг +20/-0
  • Y-ДНК: R1a S10438
Re: Буртасы
« Ответ #1 : 30 Июнь 2019, 13:39:04 »
Буртасы- одни из предков мишарей.

Оффлайн GMStud

  • Сообщений: 154
  • Страна: lv
  • Рейтинг +53/-0
Re: Буртасы
« Ответ #2 : 01 Июль 2019, 08:26:32 »
Копи-пастю про буртасов из темы "Мокша" с небольшой коррекцией. У Рудольфа много информации про буртасов, с той же темы можно также сюда перенести.
Цитировать
Существует 3 теории происхождения буртасов:

*Алано-асская - Археолог Г. Е. Афанасьев, отождествляет буртас с аланами, приводя иранскую этимологию буртас от furt as или асы, живущие у большой реки (Г. Е. Афанасьев, О. И. Прицак). Е. С. Галкина приводит факты трупосожжения у буртасов и отождествляет их с аналогичными ритуалами у сармато-алан.

* Тюркская - Предполагают тюркоязычность буртас и их родство с волжскими булгарами. (М. З. Закиев, А. М. Орлов, А. Х. Халиков).

* Мордовская (финно-угорская) - П. Голден отождествляет буртас с частью финно-угорского массива, предками мишарей и мордвы (А. П. Новосельцев). Теория связывает их с памятниками городецкой археологической культуры.

Материал взят тут из Википедии https://bit.ly/2x8KybS

Мокшанская царица Нарчатка по одним преданиям позиционируется как буртасская, по другим - как мокшанская царица (Нарчатка ( Лебедев В. И. Нарчатка / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 376. )

В труде персидского автора X в. Ибн-Руста говорится, что Буртасы — это тюркский конгломерат племен, объединенных общим названием в VIII веке. Сначала они были зависимы от хазар и платили им дань, выставляя по их требованию до 10 тыс. всадников, а затем в XI веке вошли в состав Волжской Булгарии, где и потеряли свое имя. В VIII–XIV веках в Поволжье и Посурье жили буртасские племена, название которых переводится как «сыны степей» https://bit.ly/2KP7pCg
.

Кто такие буртасы
Книга Стефана Кузнецова - "Мордва" за 1908 год.

Первым, достоверно известным нам после гуннов, тюрским племенем, с которыми столкнулась мордва, были волжские болгары, в конце 5 века (около 482 год), часть их поселилась у берегов  Дуная, другая часть поднялась по Волге на севере, в теперешнюю Казанскую губ., где с 9 века делается хорошо известной, благодаря торговым сношениям с арабами. В 7 веке на нижней Волге появляются хазары, заступившие место аваров, которые разъединили 2 ветви болгар. Хазары представляли собой смесь тюрского элемента с еврейским и, по мнению Френа, даже с финским. В течение полутора веков хазары ведут постоянную борьбу на Юге с арабами, которые стремятся прорваться через Кавказ в низовья Волги, на Западе со славянами и на Севере с болгарами.

Сплотившись с соседними финскими племенами, болгары образовали могущественный союз, который несколько столетий держал в своих руках всю среднюю Волгу с низовья рр. Оки, Камы и Вятки и руководил всей торговлей северо-восточной Руси с отдаленным Востоком.  Мордва с этих пор начала испытывать двойственное влияние – южная ее ветвь подпала влиянию хазар, тогда как северная находилась в зависимости от болгар. Но арабские историки сравнительно немного говорят об эрзянском племени, совсем мало о каратаях и, наоборот, очень много повествуют о буртасах, которых они считают тюрками, другие – мещерой и даже мордвой. Наиболее распространено последнее мнение и оно заслуживает полного нашего понимания: в самом деле, если буртасы и мордва – один и то же народ, то мы можем начать достоверную историю мордвы по крайней мере с 9 века.
Более ранние известия о буртасах дает арабский компилятор Ибн-Даста, писавший ранее 913 году. По его словам земля буртас лежала к Северу от хазарской, в расстоянии 15 дней пути, простиралась на 17 дней пути в длину и ширину и граничила на протяжении 3 дней пути с землею болгар; страна эта отличалась ровной поверхностью, а из деревьев всего больше встречался в ней халендж (береза). Кроме болгар и хазар в соседстве с буртасами жили печенеги, и буртасы вели постоянную борьбу с двумя последними народами. Буртасы занимались земледелием, имели стада верблюдов и рогатого скота, а в лесах собирали много меду, но главное их богатство заключалось в мехах куньих и лисьих, в том, что восточные писатели называют словом «буртаcie». Царей или князей у них не было, но в каждом селении имелось по одному или по два старшины, которые и производили суд и расправу В тех случаях, когда буртасы признавали над собой власть хазарского царя, они выставляли на помощь ему конницу в 10 000 всадников.

Вера буртасов была похожа на веру кочевников гузов (половцев), а покойников своих одни из них хоронили в землю, другие сжигали.

Столь неточное определение границ занятой буртасами территории, какой мы находим у Ибн-Даста, дает повод к некоторым недоразумениям. Болгарское царство занимало левы берег Волги и устье Камы; на левом же берегу Волги помещает Ибн-Даста и хазар, на севере от которых, вплоть до болгарских владений простирались буртасские земли. Известия другого арабского писателя Масуди также говорят как будто в пользу того, что буртасы жили на левом берегу Волги. Рассказавший о битве, которая произошла между хазарами и руссамиподле Итиля, на устье р. Волги, Масуди дополняет, что после трехдневной битвы около 5 000 руссов спаслись и на судах отправились в страну, примыкающую к стране Буртас, где укрепились на суше; но одни из них были перебиты буртасами, другие попали в неволю к болгарам и там огибли. Покойный проф. Смирнов, основываясь на этом месте Масуди, утверждает, что битва произошла на правом берегу Волги подле ее устья, что потом руссы спаслись на левый берег этой реки и очутились в земле буртас, откуда они пытались пробраться до г.Болгара. Но здесь Смирнов слишком произвольно понимает слова  Масуди, у которого нет и речи о левом береге р.Итиля; недоразумение произошло от того, что смирнов доверился неточному пересказу известия Масуди, приводимому ориенталистом Григорьевым.

Масуди дает также некоторое указание и на страну, населенную буртасами: по его словам, буртасы жили по берегам реки, вытекающей из окрестностей Булгарской страны и впадающей в Волгу выше Итиля; этой реке они дали свое имя, и по ней плавали суда хазар и болгар. Комментаторы Масуди принимают за р.Буртас то Оку, то рч.Буртас на границе Пензенской и Тамбовской губ. Но Волга только на нижнем течении называется Итиль, и мы не знаем тюрского названия реки Волги севернее болгарских пределов; с другой стороны рч.Буртас, ничтожная сама по себе (длина ее 39 в.) впадает в р.Вышу, Выша в р. Цну а последняя в Мокшу, приток Оки, и очень может быть, что именно эта последныы река у арабских писателей носила название Буртаса.

Другой арабский писатель Эль-Балхи говорит о буртасах: «буртасы – народ, который соседит с хазарами; между ними и хазарами нет никакого другого народа. Они живут разбросанно там и сям при речке Итиль». Но как невозможно предположить, что хазары, обложив данью всю Русь поселились только на левом  берегу Волги, также невозмжно помещать и буртас на левом безлесном берегу Волги, где нельзя было добывать мехов, которыми славилась страна буртас. Помимо этого не следует упускать из виду, что в трех губерниях Среднего Поволжья находим мы целый ряд селений, урочищь и рек с именем Буртас, именно:

В Пензенской губ.: Буртас Керенск, Буртас большой Керенск, Буртас новый (малый) Керенск, Буртасы Краснослоб. Все эти селения расположены на рч. Буртас.
В Казанской губ.: Буртас Цивильск, Буртас-кассы Ядринск, Буртасы Ядр., Цив, Спасск., Буртасы большие Тетюшск, Буртасы нижние Спасск, Буртасы полевые.
В Тамбовской губ.: рч. Буртас, приток р.Выши у с.Матчерки.

Такой факт не может быть делом случая, но в нем следует видеть отражение исторических судеб этого края. Исходя из данных хорографической номенклатуры возможно заключить, что страна буртас главным образом занимала не левый, а правый берег Волги в губ.Казанской и через Симбирскую губернию тянулась на запад в бассейны реки Суры и Мокши, т.е. в Пензенскую и Тамбовскую губернию. Преобладающее население этого края преобладающе составляет мордва: на севере до пределов Симбирской губернии живет эрзя, на юге и западе – мокша, третье племы – каратаи совершенно отатарились, и только в языке каратайцев уцелели еще в некоторой степени мордовские элементы. Наконец, главнейшим доказательством того, что буртасы обитали на правом берегу Волги, служит отмеченное арабами богатство их мехами чернобурых лисиц, которые не могли водиться на степной стороне Волги теперешней Самарской губ., где у буртасов могли быть только летние становища и кочевья.

Любопытно при этом отметить, что в то время как арабы говорят о буртасах и не знают мордвы, западные писатели и русская летопись на той же территории знают мордву, но не знают буртас; выходит таким образом, что в одно и тоже время буртасы жили там, где жила мордва – мокша. В пользу отождествления этих племен можно указать на то, что буртасы говорили особым языком, не похожим ни на булгарский, ни на хазарский: оба эти племени занимались охотой и земледелием. Против этого можно выставить соображение проф.Смирнова, что язык буртас, не походя ни на булгарский и хазарский языки, мог и не быть мордовским, а чувашским, который который представляет столь сильные фонетические отклонения от всех тюрских языков. Картина мордовского быта, которую рисует нам в 8 веке путешественник Рюбрук, по весьма понятной причине не во всем совпадает с картиною быта буртас у арабских писателей, потому что известия эти разделяет огромный промежуток, обнимающий почти 4 столетия.

«За Доном к Северу, читаем мы Рюбрука, идут громадные леса, в которых живут 2 народа: Moksel (мокша) –  чистые язычники, не знающие законов; они не имеют городов и живут в шалашах (in in casulis) среди лесов; у них имеются в изобилии свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. За ними живет другой народ, который называется merdas, а у латинян – morduini (по другим спискам – mardues, mardes): они – сарацины (т.е. мусульманского закона)».

Кроме географических данных, в пользу тождества мордвы и буртас говорит масса документов 16 и 17 вв, в которых, как отголосок глубокой древности, встречаются неоднократно выражения: «буртасская дорога, буртасские ухожеи». В Степной книге буртасы упоминаются в числе народов, которые покорены татарами. В грамоте царя Федора Алексеевича на имя стольника кн. Кугушева (1682 г.) велено каждому воеводе Засецкому изготовить «новокрещенных и мордве и буртасам именные списки и ясачные книги, по чему с буртас и мордвы сбирают ясак и посопной хлеб и медвяной оброк». В Алатырском уезде мордва жила также смешанно с буртасами, что видно из писцовой книги «письма и меры Пушечникова до подьячаго Костяева» 1624-36 г. Алатырские у. в 17 веке имел огромные размеры и заключал в себе весь нынешний Ардатовский у. и часть Курмышского и Лукояновского. Таким образом, начиная с 16 века, имя буртас приобретает некоторое этнографическое значение: рядом со словом буртас мы встречаем термин «посопные татаровя»; значит к 17 веку буртасы настолько отатарились, что писцы отличали их от татар только тем, что буртасы платили так называемый посопный хлеб. Симбирские акты определенно указывают несколько деревень, населенных буртасами, то были:

Старое Янышево Буинск, Тетяково
Нагаева Карсунск, Алтыщева Алатыр.

В нчалале 17 века буртасская окраина представляла на половину опустевшей, а в середине этого столетия буртасы исчезают неведомо куда. Анализируя географические названия буртасского района мы наталкиваемся на целый ряд названий своеобразных рек с оригинальным окончанием: черма, селма, сюрма, серма, название которых по мнению проф. Смирнова всего ближе напоминают чувашское сьырма – овраг. Только сюрма легко счесть за чувашское слово, но скорее всего оно представляет искажение мокшанского слова сорма (узор, выщивка); серма можно уже считать производным от эрз. Серя – жолудь, а селма вполне соответствует  эрз. сельме – глаз, родник, черма – эрз. чурамо – урина.

Таким образом по мнению проф. Смирнова  выходит как будто посопные татары, буртасы и чуваши оказываются в очень близком родстве, т.е. казалось бы можно выдвигать старую гипотезу Сбоева, обставивши ее новыми доказательствами, но дело в том, что эту гипотезу, основываясь на архивных данных, можно выдвигать для очень позднего времени, не ранее 17 века. Отождествляя буртас с чувашами, покойный проф.Смирнов допускает, что буртасы передвинулись на правый берег, будучи увлечены в половине 11 векка переселениями половцев в южно-русской степи, тогда как Сбоев предполагает обратное передвижение (стр. 186). Но русские летописи довольно пространно рассказывая о столкновениях с половцами, ни слова уже не говорят о буртасах; поэтому нам думается, что нельзя излагать судьбу известного племени на основании только соображений без всяких фактических данных, тем более, что до сих пор не сделано самой важной работы – не выделены в языке мордвы все заимствованные элементы.
« Последнее редактирование: 01 Июль 2019, 11:18:15 от GMStud »

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19394
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1415/-56
  • Y-ДНК: I1a2a1a3a1a1a-YP1084+
  • мтДНК: H16
Re: Буртасы
« Ответ #3 : 01 Июль 2019, 11:38:58 »
Буртасы- одни из предков мишарей.

Выстрел в воздух.

Оффлайн GMStud

  • Сообщений: 154
  • Страна: lv
  • Рейтинг +53/-0
Re: Буртасы
« Ответ #4 : 11 Июль 2019, 09:41:24 »
Это часть статьи ​Ярослава Пилипчука. Целиком ее можно почитать здесь: https://bit.ly/2JA7hDG
Цитировать
Вопрос этнической принадлежности буртасов очень интересовал исследователей. В истороиграфии существует ряд статей, посвященных буртасам. В частности, это публикации А. Халикова, Г. Афанасьева, П. Голдена, В. Ставицкого, М. Полееских, Б. Васильева, С. Андреева, О. Бубенка, Г. Белорыбкина. В них представлены разные, часто взаимоисключющие точки зрения на проблему этнической идентичности буртасов. До сих пор интерпретация археологических материалов и сведений письменных источников касательно буртасов является проблематичной. Для нас важно не только ответить на вопрос, кем первоначально были буртасы, но и показать как изменялась их этничность со временем.

Касательно происхождения буртасов, то учеными было высказано несколько гипотез. Многие авторитетные востоковеды прошлого и современности высказались в пользу их волжско-финнской принадлежности. П. Савельeв, Й. Маркварт, В. Бартольд, В. Минорский считали их частью мордвы. Персидский хронист Рашид ад-Дин упоминал буртасов рядом с мухшей (мокшанами) и арджанами (эрзянами). Археологические памятники буртасов находили на территориях расселения мордвы. Однако они отличались от мордовских. В ряде исследований конца ХХ в. гипотеза о их принадлежности была несколько подкорректирована, в частности А. Новосельцев считал буртасов вымершим финским народом Поволжья.

«Тюрки мы»

Среди ученых былo также принято считать буртасов тюрками (И. Смирнов, С. Середонин, Ф. Чекалин, В. Вестберг, А. Халиков, М. Сафаргалиев, Ш. Бахтиев, С. Ромашов, Г. Белорыбкин, М. Полесских). Это было основано на помещении Тахиром ал-Марвази и Гардизи буртасов в главу о тюрках, а также сведения о том, что религия буртасов похожа на религию огузов.
Многие авторитетные востоковеды прошлого и современности высказались в пользу их волжско-финнской принадлежности.

Г. Белорыбкин считает буртасов предками чувашей, татар-мишарей и части башкир. М. Полесских отождествлял с буртасами поселения с красно-коричневой керамикой. В некотором отношении она похожа и на булгарскую. Он отмечал, что буртасы появились на территории будущей Пензенской области после разгрома Святославом Хазарского каганата. Буртасы жили чересполосно с мордвинами и булгарами. П. Голдэн на данный момент затрудняется ответить каким было происхождение буртасов, хотя раньше считал их вымершим финнским народом. А. Халиков не считал буртасов коренным народом и предполагал, что они пришли в Поволжье из региона между Уралом и Эмбой. С буртасскими древностями он связывал некоторые похожие черты кердерской культуры Приаралья, носители которой в ІХ в. были потеснены токуз-огузами. Он считает, что описание погребального обряда Армиевского могильника соответствует описанию в арабских источниках, по которым одна часть буртасов сжигает своих умерших, вторая хоронит.

В. Ставицкий, однако, отмечал намного более сложную погребальную обрядность населения оставившего могильник и считает, что А. Халиков существенно преуменьшил долю мордвинов среди местного населения. Материалы Армиевского могильника демонстрируют седентаризацию группы кочевников, но вместе с тем там присутствовало и местное оседлое поволжское финнское население. Армиевское население с тюрками отождествлял Г. Белорыбкин. По его мнению, буртасы подчинили в Посурье местных мордвинов. Буртасам принадлежали Юловское и Золотаревское городища. Золотаревское городище мордовский ученый сопоставляет с городом Буртас у Ибн Саида.

Родственники венгров или иранцы?

Теорию угорского происхождения буртасов поддерживали Б. Васильев, П. Степанов, П. Черменский, А. Расторопов. Б. Васильев отождествлял буртасов с мажарами/можерянами. Нужно отметить, что он указывал на некоторые связи буртасов с огузами. Однако погребальный обряд буртасов, описаный у Ин Русте, кореным образом отличается от погребального обряда огузов, описаного Ибн Фадланом. На данный момент угорской теории придерживается И. Андреев, который считал буртасов частью мадьяр, которые впоследствии были булгаризованы в Пензенском крае. Буртасия была частью Волжской Булгарии. С буртасами он связывает топонимы с формантом –ис. И. Андреев считал, что буртасы также занимали район Верхнего Посурья, и связывал их с мердас, упоминаемыми Гильомом де Рубруком. Он считал, что степные группы буртасов попали в зависимость от кыпчаков, а лесные — от волжских булгар.

Наиболее поздно появилась гипотеза об иранской идентичности буртасов. Эту теорию выдвинули О. Прицак, И.Добродомов и Г. Афанасьев, а поддержали ее О. Бубенок, Т. Левицкий, В. Напольских, Р. Кузеев, В. Петрухин, Д. Раевский, Е. Казаков. В археологическом отношении памятники буртасов относятся к салтовскому ареалу, впрочем, как и памятники булгар. Кроме того, заметен ряд осетино-мордовских паралелей в погребальной обрядности и костюме. Сами этниконы мордва и удмурт в русском языке указывают на происхождение этих этниконов от иранцев. Говорить о иранской этнической принадлежности буртасов позволяют памятники лесостепного варианта салтовской культуры. Гипотеза И. Добродомова касательно происхождения названия Казань от осетинского къадзонаег вряд ли возможна.

Г. Афанасьев отметил сложность локализации владений буртасов, указывая, что есть 64 варианта локализации.
Археологические памятники ХІІІ в. указывают на тюркизацию буртасов. Буртасы упоминались в русских документах XVI и XVII вв. Буртасская топонимия присутствует в землях мордвинов и Мещерской земли, на западе бывшей Волжской Булгарии. В Позднем Средневековье буртасы должны были быть уже однозначно тюркоязычными, поскольку жили среди мусульман и исповедовали ислам. Cреди проблем, касательно идентификации буртасов, стоит упомянуть, что, в отличие от кавказских алан, в погребениях буртасов трупоположения совершались по обряду кремации и в могилах присутствовали лошади, то есть было некоторое идеологическое влияние со стороны тюрок. У кавказских аланов погребали своих умерших по обряду ингумации в катакомбах. Если буртасы были связаны с аланами, то явно не с Северного Кавказа, а из лесостепных и степных пространств Восточной Европы. По мнению А. Халикова, буртасы пришли на Среднюю Волгу вместе с ранними булгарами, то есть в VII в…

А это из комментов:
Цитировать
Арабские географы Ибн Саид и Абульфида, жившие в XIII—XTV вв., помещают БУРТАСОВ на Волге и сообщают, что г. ДЕРБЕНТ (Дагестан ) был укрепленным пунктом ЦАРЯ БУРТАСОВ [Коновалова, 1989, с. 43—46; Сафиргалиев, 1951, с. 93]. Русская летопись, рассказывая о Мамаевом побоище, также упоминает среди кавказских народов БУРТАСОВ [Воскр. л., 1859, с. 34]. Упоминания о буртасах как о реально существующем народе относятся к XVIII в. и содержатся в трудах Н. М. Карамзина и Тунманна. По их сведениям, еще тогда буртаны отличались от своих соседей — черкасов и ногайцев. Они вели оседлый образ жизни и обитали в районе между Кубанью и Актаром, т. е. в районе Северо-Западного Кавказа [Карамзин, 1988, кн. 2, т. V, прим. 61; Тунманн, 1991, с. 70].

В конечном итоге мы можем предположить, что первоначальную основу буртасского  племенного союза в середине VIII в. составили аланы-асы , которые расселились на подвластных хазарскому правителю землях между Волгой и Кавказом. В состав нового рлеменного союза могли войти и другие аланские племена. Часть аланов-буртасов могла переселиться или была переселена в лесостепное Подонье, где термин "БУРТАС " мог получить распространение. Другая часть буртасов должна была остаться в прикавказскихстепях, по соседству с хазарами. После падения Хазарского каганата часть степных буртасов могла переселиться обратно на Кавказ и быть ассимилирована местными народами. В связи с этим особый интерес представляет аварское название чеченцев BURT, burtic, а чеченского языка — BURTijazuemAZ [Попов, 1948, с. 209]

« Последнее редактирование: 11 Июль 2019, 11:57:14 от GMStud »

Оффлайн GMStud

  • Сообщений: 154
  • Страна: lv
  • Рейтинг +53/-0
Re: Буртасы
« Ответ #5 : 11 Июль 2019, 10:18:30 »
Вскользь из сайтов Заповедная Россия и Википедия о Шемышейка:
Цитировать
Земли современного Шемышейского района были заселены еще до нашей эры, о чем свидетельствуют курганы и могильники (селище «Девяносто десятин» около р.п. Шемышейка, датируемый I тыс. до н.э., протомордовский могильник 2—4 вв. в районном центре, буртасское городище «Неклюдово I», «Армиевский курганно-грунтовой могильник» 10—11 веков»).

Шемышейка назван по одноимённому ручью. Название происходит, вероятно, от булгарско-чувашского языческого личного мужского имени Шамяшка, Самыш. В предании, записанном в 1896 году, говорится: «Около 350 лет назад всё место, где в настоящее время стоит Шемышейка, было пустынно и покрыто чащею леса; вследствие чего сюда пришли люди (из них предводителем был некто Шамыш, по имени которого и названо село), выбрали поляну и поселились на ней». То, что Шемышейка является названием-антропонимом, подкрепляет этимология названия Чиндясы — села, слившегося в 1950 году с Шемышейкой. Чиндей, Чиндай — чувашские языческие личные мужские имена; топооснова -яс — фонетическая разновидность буртасского термина -ис «вода, река»: отсюда Чиндяс «речка Чиндая».

Краеведом А. Лежнковым в 1989 году высказано предположение, что гидроним Шемышейка происходит от мокшанских слов шамонь «ржавая», шай «осока» или «болото». Однако, учитывая высокую плотность населения данного региона в XI—XIV веках, подтверждением чему служат Неклюдовское городище, ряд селищ булгаро-буртасского типа и оборонительный вал этого же периода, следует признать булгарскую гипотезу происхождения названия Шемышейка как наиболее предпочтительную. Её подкрепляет также топоним Шемяшова поляна, употреблявшийся ещё до заселения Шемышейки.


Кафедра Всеобщая история естествознания: https://bit.ly/2xKdhny
Цитировать
...Исследование Юловского и Садовского городища были продолжены в 1990-93 гг. В Мордовии студентами Пензенского пединститута изучались погребения Буртасского могильника. В 1994-99 гг. Г.Н. Белорыбкиным были организованы археологические экспедиции на Неклюдовское, Сундровское городище, была изучена стоянка Старая Яксарка I. Также совместно со студентами Марийского государственного университета проводились раскопки на Наровчатском городище. Изучение стоянок каменного века Пензенской области В.В. Ставицким позволило открыть ряд новых памятников неолитического периода: Грабово, Индерка, Подлесное, Б.Колояр, мезолитическое поселение Сядемка, энеолитическое - Засечное. В этот же период студентами ПГПУ проводится большое количество разведок в Тамалинском, Белинском, Шемышейском, Беднодемьяновском районах.
« Последнее редактирование: 11 Июль 2019, 11:41:09 от GMStud »

Оффлайн GMStud

  • Сообщений: 154
  • Страна: lv
  • Рейтинг +53/-0
Re: Буртасы
« Ответ #6 : 11 Июль 2019, 11:25:50 »
И вот еще стянул с форума Uralistica.com

Цитировать
БУРТАСЫ.

Во втором, или среднем топонимном пласте – названия рек средней протяженности, приблизительно от 100 до 200 км: Арчада, Атмис, Инза, Исса, Кадада, Сердоба… Формирование данного слоя относится к VIII–XIII столетиям нашей эры. В это время в лесах и лесостепи хозяйничали мордва и буртасы. Одни – в Засурье (Волжская Булгария), другие на Выше (Рязанское княжество). Степная часть области представляла собой районы обитания кочевников, где разговорными языками были то кипчакские, то булгарские, то буртасские, то иные наречия. Причем установить последовательность их смены не представляется возможным из-за мобильности кочевников. Другая сложность – «буртасский вопрос». Как установлено, буртасы жили в составе Волжской Булгарии, имея города на территории нынешних Городищенского, Шемышейского и Земетчинского районов. Они прибыли в Пензенский край в IX или VIII веках из Хазарии. Именно в этот период в пензенской лесостепи появился этнос, носитель признаков салтово-маяцкой (хазарской) археологической культуры. Пришельцы построили десятки городов-крепостей с валами и рвами. Ориентировка и расположение укреплений в Засурье, Заузинье, на правых берегах Выши и Вада говорят о том, что буртасы враждовали со степными соседями и Рязанским княжеством. Волжская Булгария оставалась в тылу их крепостей (см. схему 1), значит, буртасы защищали ее дальние рубежи от рязанцев и Степи. В 1293 г. буртасские земли захватил ордынский князь Бахмет, произошло отделение Буртасии от Булгарии. Не исключено, что именно в этот момент буртасы отшатнулись к рязанцам.

Естественно, за 400 лет обитания в Посурье буртасы не могли не оставить следов в топонимии. Но на каком языке они говорили? Н.Ф. Калинин, В.Ф. Генинг, Е.П. Казаков и другие считали их потомками племен именьковской археологической культуры, живших во второй половине VI – VII веках в устье Камы, к востоку от нее, на территории юго-восточного Татарстана [Казаков Е.П. Новые исследования памятников именьковской культуры в Закамье. / Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема буртасов. – Пенза, 1990, с. 29–33]. Ш.З. Бахтиев видит в буртасах народ хазаро-булгарского происхождения, чувашей [Ш.З. Бахтиев. Буртасы – предки чувашей. / Там же, с. 10–14]. П.Д. Степанов и П.Н. Черменский сближали буртасов с древними венграми. Воззрениям Степанова и Черменского не противоречат выводы современного волгоградского археолога Е.В. Круглова, работавшего с памятниками авиловского типа салтово-маяцкой культуры VII–XI веков и называющего ее представителей протовенграми [Е.В. Круглов. Памятники авиловского типа и проблема их этнокультурной атрибуции. / Там же, с. 46–50].

Профессор А.Х. Халиков видел в буртасах тюрков, выходцев из Приаралья и Южного Приуралья. Оттуда они в IX веке переместились в Волго-Окское междуречье, где испытали влияние мордвы и булгар, составив в X–XIII веках «автономную часть Волжской Булгарии». Находясь в Приуралье, буртасы, по Халикову, «контактировали с венграми-мадьярами и их предками». «Достаточно длительные контакты» мадьяры имели с буртасами в IX веке, когда двигались в Паннонию и остановились на Среднем Дону. Халиков утверждал, что соседство предков буртасов с венграми было настолько тесным и длительным, «что имя мадьяр нередко, очевидно, переходило и на буртас» [А.Х. Халиков. Буртасы и их историко-археологическое определение. / Там же, с. 88–97]. В наши дни следы угорского компонента «улавливаются в материальной и духовной культуре сергачских мишарей» [Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. – М., 1972, с. 17]. Халикова поддержали М.Р. Полесских и Г.Н. Белорыбкин, а также В.В. Гошуляк [В.В. Гошуляк. История Пензенского края. Кн. I. С древнейших времен до начала XIII века. – Пенза, 1995, с. 75–99]. Ценный вклад в буртасоведение внес А.В. Расторопов, организовавший межобластную научную конференцию по буртасам, считающий их потомками мадьяр [Вопросы этнической истории Волгодонья в эпоху средневековья и проблема буртасов. Тезисы к межобластной научной конференции 23–27 января 1990 года. – Пенза, 1990]. **Из Вики *(А. Х. Халиков считал, что язык именьковцев был тюркским и был близок к чувашскому. В. Ф. Генинг связывал эту культуру с тюрками[источник не указан 190 дней]. В 1967 году этой точки зрения придерживался и П. Н. Старостин, позднее, однако, в 2001-ом году приняв славянскую атрибуцию.Другие гипотезы: Е. П. Казаков относит именьковцев к хионитам, поздним сарматам (иранцам), Н. Ф. Калинин — к буртасам, П. Д. Степанов — к угро-мадьярам.)**

Схема 1. Буртасские археологические памятники
Оказавшись в поле влияния хазар как осколок кочевавших в Паннонию мадьяр, буртасы, по-видимому, стали служить иудейской верхушке Хазарии. Затем по неясным причинам в VIII веке ушли с Каспия на Суру, где попали в политическую зависимость к волжским булгарам и стали им служить. Трудно сказать, насколько глубоко в буртасско-угорскую речь проник булгаро-хазарский компонент, пока они жили среди народов Каспийского царства. Но примерно двести лет в чужой языковой стихии, а именно столько жили буртасы в Хазарии, немалый срок для того, чтобы насытить свою лексику булгарскими словами Историческая параллель – масса тюркизмов в языке донских казаков, хотя они не служили крымским татарам и ногайцам, а только граничили с ними. Можно предполагать, что к моменту появления на пензенской земле буртасы уже говорили по-булгарски, хотя какие-то слова родного языка должны были остаться. Историки, сомневающиеся в угорских корнях буртасов, ссылаются на то, что под Пензой обнаружено лишь одно мадьярское захоронение (Армиёво). Значит, буртасы – не мадьяры, говорят они. Но массовые захоронения отсутствуют на всем пути мадьяр от Урала до Карпат [Финно-угры и балты в эпоху средневековья // Археология СССР с древнейших времен до средневековья. В 20 томах. – М., 1987, с.236–239]. Это не значит, что они прилетели в Паннонию на самолете. Возможно, мадьяры сжигали покойников (армиевский могильник), или опускали в реки, или, обернув в кору, размещали на сучьях деревьев. Потому и не осталось следов.

К концу XII века буртасы, либо их часть, «отложились» к Рязанскому княжеству. В 1203 году азербайджанский поэт и ученый Низами из Гянджа создал поэму «Искандер-наме» с описанием сражения царя Искендера (его прообразом послужил Александр Македонский) с русами. На стороне русов выступали хазары, буртасы, аланы и какие-то исуйцы. Появление у Низами хазар связано с тем, что они были соседями азербайджанцев. Тем не менее поэт упомянул о них лишь однажды. В центр повествования о сражении он поставил русов и буртасов. Он охарактеризовал последних как народ непритязательный, воевавший на конях. На головах у них лисьи шапки, на плечах – недубленые, простейшие, безыскусные, шкуры [Низами Гянджеви. Лирика. – М.-СПб., 2001, с. 307]. Так могли быть одеты представители охотничьего племени. Описываемое сражение, естественно, – выдумка поэта. Реальный Македонский жил за тысячу лет до появления буртасов на исторической сцене. Поэт осовременил полководца. Но для нас важен сам факт, что в глазах просвещенного восточного человека, каким был Низами, русские и буртасы в канун монгольского нашествия воспринимались как союзники! Легко предположить, что Низами встречал буртасов на базаре в своем Гяндже. Ведь он, как пишут специалисты по его творчеству, любил бывать на базаре, знавал русских купцов, «основных поставщиков пушнины на рынок Гянджи», в его поэме встречаются русские имена собственные Чудра, Ерема, Купала [Там же, предисловие И.Н. Казариновой, с.10–11]. Буртасы же могли охранять русские купеческие караваны.

Второе свидетельство союза рязанцев и буртасов – их действия в канун сражения на Куликовом поле. Буртасы были в составе войска Мамая, в согласии с князем Олегом Рязанским. Нетрудно догадаться, что общность судьбы русских и буртасов диктовалась общностью географической. Не случайно именно в Мещере и на Средней Цне находятся топонимические параллели пензенским ис-овым гидронимам: Колаис, Ломовис, Печенвиса, возможно, Ермиш – приток Мокши. Не противоречат топонимике и выводы археологов. Специалист по истории мордвы А.Е. Алихова пришла к заключению, что среднецнинские могильники мордвы загадочно богаты предметами, составляющими признаки салтово-маяцкой (хазарской) культуры. Историк даже заколебалась: не буртасские ли это могильники? [Алихова А.Е. Из истории мордвы конца I – начала II тыс. н. э. / Из древней и средневековой истории мордовского народа. – Саранск, 1959, с. 32–33].

Поскольку буртасонимы входят в класс речных имен, они должны включать в себя понятие «река», «вода». Во-вторых, буртасы, жившие в эпоху развитого феодализма, не могли не оставить после себя владельческих названий, «когда каждый клочок земли стал чьей-нибудь собственностью», а имя владельца оказалось главным различительным признаком (Никонов, 1965, с. 30). Не случайно в ряде буртасонимов просматриваются языческие чувашские мужские имена: Казарка, Кяндя, Мамадыш, Черыкайка и т.д. Они могли закрепиться в период вхождения территории нашего края в состав Волжской Булгарии, когда местные феодалы носили древние булгарские личные имена. Больше неоткуда взяться чувашизмам под Пензой.
На основе буртасского языка сложились гидронимы с окончаниями -ис, -дым, -дим, -дюм, -дом. П.Н. Черменский предполагал буртасский генезис гидронимов с окончаниями -ис, -ас, -ус, -ес, -им, -ньга. [Черменский П.Н. Народ буртасы по известиям восточных писателей и данным топонимики / В книге: «Историческая география России. Вопросы географии». Сборник № 83. – М., 1970, 83–94]. В буртасах он видел, как и мы, древних венгров. Его догадка относительно ис-овых топооснов подтверждается. Буртасским апеллятивом, семантически близким термину «вода, река», является ис. Таковых на территории области насчитывается 22, без учета производных топонимов (см. схему 2). Важно заметить, в Нижегородчине, где доминируют мордовские и марийские названия, топоформанты такой разновидности отсутствуют. По крайней мере, в «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В. Морохина (Нижний Новгород, 1997), содержащем 4 тысячи статей, таковых нет. Естественен вывод: ис-овые гидронимы в Пензенской области не имеют ничего общего с волжско-финской языковой ветвью, искать им соответствие надо либо в тюркских, либо в «мертвых» языках, каковым является буртасский. Знатоки татарского также считают ис-овые гидронимы чуждыми их языку. Возникает вопрос: если они не мордовские, не татарские и не русские, то чьи?


И снова из Вики:
Цитировать
Армиёво — мордовское село в Шемышейском районе Пензенской области, центр сельсовета. В 10 км к юго-западу от села находится курганно-грунтовой могильник Армиёво , в котором захоронены представители мордовских и предков буртасских племен. Могильник датируется 10-11 вв. и является археологическим памятником.
И вот еще карта заморская:


Как же интересней всё становится. В школе на уроках истории грузят инфой о Киевской Руси, о Москве, татаро-монгольском иго, но про буртасов, Волжских булгар и другие народы не говорили ничего. Разрыв шаблона конкретный. О Интернет, слава тебе за доступность разной информации:))
« Последнее редактирование: 11 Июль 2019, 22:38:58 от GMStud »

Оффлайн GMStud

  • Сообщений: 154
  • Страна: lv
  • Рейтинг +53/-0
Re: Буртасы
« Ответ #7 : 11 Июль 2019, 22:39:22 »
И вот чуток дословно из Русский этимологический словарь. Вып. 5 (буба I – вакштаф). Автор: Александр Аникин. Российская Академия Наук.

Цитировать
Буртасы мн. - назв. народа на средней Волге, упомянуты как бортники в «Слове о погибели Русской земли» XIII века в., в летописной повести о Куликовской битве, в деловых документах XVII в. (Добродомов Urldg 2 1990,: 66), ТО Буртас, Буртасы - назв. поселений Среднем Поволжье (Горд. 1: 246 447), в араб. источниках буртас, бурдас, фурдас (IX--X вв.) - назв. народа «между булгарами и хазарами" (Добродомов Urldg 2 1990,: 65 68) // Согласно Добродомову, объяснимо на алано-осетинской почве как  сложение этнонима ас = др.-рус. аси *осетины (Фасм. 4: 564; см. также РЭС 1: 323, С. В. Астрахань) во втор. части + определение фурд/форд "большая река", б - вместо ф - м. б. тюрк обусловлен. языковой обработкой. Тогда "буртасы" = "речные асы". Известное в лит-ре отождествление буртасов мокша-мордва и Добродомов отклоняет (Urldg 2 1990,: 67-70; ранее Пробл. рус. оном. 1985: 156; СТ 2 1980,: 26 27). Исторические данные в пользу тюрк. принадлежности буртасов (Поп. 1973: 111 121 - с указанием на позднее, XVI XVI-XVII вв., происхождение ТО Буртас, Буртасы, также Буртасское озеро, Воложка Буртасская) объясняются переходом большей части буртасов на тюрк. яз. после принятия ислама утраты и алан. яз. (Добродомов СТ 2, 1980: 27). Сходство этнонима Б с Пертасы (этноним?) в «Житии св. Стефана, епископа Пермского» м. б. случайным (СФУ Попов 9/4, 1973: 257-259). См. также Фасм. 1: 247 248 (здесь же доп. Трубачева); Горд. 1: 246-247; Ковал. 2003: 158. ИС Буртасовы (Вологда) в XVIII веке. (Чайкина Эт. 1986-1987: 210) отнесено к Б но ср. буртас".


ВЕСТНИК КАЗГУКИ № 4, ч.2, 2015.  Фрагмент из статьи - Е.П.Казаков ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ САРМАТ С ПОВОЛЖСКИМИ ФИННАМИ В СРЕДНИЕ ВЕКА.
Цитировать
Турбаслинско-именьковское время в Волго-Окском междуречье характеризуется миграциями, приходом сюда нового, в основном сарматского населения, с развитыми социально-политическими институтами. Оно, несомненно, оказало влияние на структуризацию поволжско-финского общества, перемещение населения (например, как полагает Т.Б.Никитина, в это время предки марийцев мигрируют с Низовий Оки на их современную территорию) и завершение консолидации культуры народов как самостоятельных этнических групп.

Заключительный этап взаимодействия отмеченных больших массивов соотносится с проблемой буртас. Непосредственно связанные с турбаслинско-именьковским населением второй половины VI в. их предки в VII в. кушнаренковскими кочевниками были оттеснены на правобережье р. Волги в Самаро-Саратовском регионе. Здесь в X в. они известны под именем буртас, которые контактировали с мордвой и болгарами салтовской культуры. В. VIII в., двигаясь через земли буртас по правобережью Волги на север, болгары принесли массу элементов культуры в Среднее Поволжье, которых не было в салтовской культуре, но с эпохи тюркских каганатов известны в турбаслинско-именьковских комплексах [8, c.118-119]. Среди них - глубокие ямы с подбоями и уступами-заплечиками, почитание шкуры лошади, культовые подвески в виде кольца с утолщениями и многое другое [6]. Письменные сведения о буртасах (биритуальность в погребальном обряде, самостоятельности женщин, которые сами избирают себе мужей) тоже отражают археологические материалы турбаслинско-именьковских памятников. Влияние сарматского мира и сейчас прослеживается в хронологии разных групп индоиранских слов [5, c.131], в антропологии волжских финнов (прежде всего мордвы). Но это уже темы других исследований.
« Последнее редактирование: 11 Июль 2019, 23:29:24 от GMStud »

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 136
  • Рейтинг +44/-0
Re: Буртасы
« Ответ #8 : 14 Июль 2019, 20:34:39 »
GMStud! Вы в  предыдущих постах выложили историографический материал .Известно, что  историогра́фия  в узком смысле слова-это  совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе.В более широком смысле историография — специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук..Изучение истории  и происхождения  Буртасского этноса   , который являются предметом нашего исследования началось в 19 веке.. В 19 веке и даже в первой половине 20-го  было очень мало информации об этом средневековом этносе .Историки этих периодов не имели возможностей изучать все  письменные первоисточники  буртасах, а археологические исследования буртасских памятников тогда почти не проводились ..Безуспешность попыток найти ответ о происхождении буртас кроется в односторонности использованных источников. Обычно авторы гипотез о народности буртасов не шли далее толкования одних и тех же немногочисленных исторических сведений, лишь иногда пользуясь данными топонимики. Поэтому даже в тех случаях, когда заключения были в основном близки к истине, они не могли быть вынесены за пределы гипотезы и не могли быть прочно обоснованы и утверждены. Особенно винить авторов, пытавшихся в прошлом столетии разрешить буртасский вопрос, не приходится: в их распоряжении мало было тех материалов,  которые могут сыграть в данном случае решающую роль — материалов археологических.Археологические исследования последних десятилетий в Поволжье открывают источник новый и в достаточной мере достоверный для проверки, подтверждения или опровержения данных восточных писателей о буртасах

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.


Rambler's Top100