Кардинальная новизна тематики МолГена - использование более-менее доверительных данных о возрастах гаплогрупп, археологических культур и их возможных языков. У нас есть один важный опорный пункт - наличие верховой езды и, очевидно, коневодства. Именно этот фактор должен быть взят за основу при поиске прародины. Пока самое древнее свидетельство об одомашнивании лошадей в Азии - Ботай. От одичавших ботайских лошадей и происходит лошадь Пржевальского. В татарском и монгольском эти лошади именуются как тахи.
ДНК одна из наук, все данные нужно рассматривать в совокупности, само собой приоритет точным данным и расчетам.
Я бы сказал бы несколько важных уникальных маркеров материальной культуры, которые резко отличают ее от других семей, как ПИЕ, это наличия основы жизни-деятельности, в виде
отгонного скотоводства,
переносного жилища - кочевья, от первых двух исходит все остальное, такие как коневодство, верховая езда, и уникальные маркеры ландшафта: степь, реки, лес и-или тайга.
Первичное - это скотоводство и переносные жилища, так как приручение домашних животных, произошло гораздо раньше, концептуально еще за долго до распада ПА общности и до приручения и одомашнивание лошади, а охота с загонами - это вероятно прототип отгонного скотоводства в условия степи.
Здесь первичный степной ландшафт, которые вынудил ПА общество сформировать именно такой уклад жизни, а никакой другой. Соответственно, это и отражено в базовых словарях.
Поэтому кандидаты на ПА общности это скотоводческие степные археологические культуры в периоде существования ПА (9-7 тысяч лет назад) и во время ее и ее ветвей распада (7-5 тысяч лет назад), так как потомки ПА аналогично сохранили тот же уклад жизни исходя из базовых словарей.
Есть ли такие культуры на просторах евразийской степи в обозначенный период?
Есть и некоторые описаны ниже по ссылке, желательно собрать все:
http://www.garshin.ru/history/archeology/ancient-eurasia/eurasian-neolith/index.htmlКакие из них большего подходят по датировкам и находились в географическом ландшафте подходящим под базовые словари предстоит еще выяснить.
И Ботайская культура, как приручившую лошадь одна из серьезных кандидатов отнесение к ПА семьи, но по датировкам не дотягивает. Здесь могут быть два варианта, ИМХО:
1) либо в условиях общего географического ареала и на тот момент взаимо-понимаемости языков ветвей, так как они еще находились на стадии диалектов одной семьи, то потомков ПА приручение лошади одной из ее ветвей, быстро распространилось по всем ветвям с тем же общим термином. Ведь реконструкция делается на основе лексики потомков, то имя общий термин, пусть попавший от "родственников" рядом, он несомненно, попадет в общий базовый словарь. (ИМХО, наиболее вероятный)
2) Ботайская культура - представитель одной из ветвей ПА уже после ее распада.
В любом случае, нужно рассматривать и культуры предки Ботайской, с кем у нее была преемственность, она и может быть таким же кандидатом на роль одной из культура ПА семьи.