Начнём с субстрата для индо-иранцев.
Иран:
В IV-III тыс. до н.э. территория древнего Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям - дравидам долины Инда. К государственности среди них первыми перешли племена занимавшей юго-запад Ирана страны Элам (это укоренившееся в науке имя ей дали месопотамцы в подражание эламскому самоназванию «Хал-темпт», «Страна Бога»). Из этнополитических образований Ирана той эпохи, помимо Элама, следует упомянуть Аратту в центральном Иране, известную своими контактами с Шумером особую этнокультурную общность на севере Ирана, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники т.н. «астрабадской бронзы» (предположительно это были племена каспиев, по которым еще в глубокой древности получило свое имя Каспийское море), племенные объединения кутиев и луллубеев в горах Загроса, могущественное царство Варахше в Юго-Восточном Иране, контролировавшее все территории между Эламом и зоной индской цивилизации, и, наконец, культурную область Анау-Намазги на северо-востоке Ирана (страна Харали месопотамских источников).
Индия:
Еще с VII тыс. до н.э. в Северной Индии развивается производящее хозяйство, а в III тыс. дравиды этого региона создали первую в истории Индии цивилизацию, существовавшую со второй четверти III тыс. до XVII в. до н.э. Как и современные ей цивилизации Египта и Месопотамии, она сформировалась в бассейне великих рек - Инда и Сарасвати, и поэтому получила в науке название Индской (или, по названию одного из крупнейших ее центров, Хараппской). В месопотамских текстах зона Индской цивилизации выступает под общим наименованием «Мелухха», что сопоставляется с позднейшим индоарийским обозначением неарийских соседей - «млеччхи» и, таким образом, отражает, по-видимому, самоназвание страны индских дравидов.
Сами индо-иранцы (без степняков)
Иран:
В XVIII-XVII вв. до н.э. древнейшая цивилизованная ойкумена Ирана была разрушена массовым переселением индоевропейцев-ариев (индоиранцев) и вызванными их натиском цепными смещениями самого иранского населения ; эта же цепь переселений погубила, на своем излете, Индскую цивилизацию.Большая часть западноцентрального и северного Ирана была занята общностью, из которой позднее вышли мидийские и персидские (западноиранские) племена; при Амударье - Хильменде обособилась группа племен, известная в науке под названием «авестийских ариев» (сами себя они называли «арья», свою территорию - Арйанам-Вайджа, «Простор Ариев» и Арйошйана, «Страна Ариев», и именно с ними происходили события, отраженные в «Авесте», ядро которой формировалось в их же среде).На основе взаимодействия пришлых иранцев с местными кутийско-каспийскими племенами к началу 9 в. в долине р. Кызыл-Узен и сопредельных областях сложился мидийский союз племен ("Мадай" ассирийских источников). Его территория рассматривалась как некий срединный, центральный ареал мира ираноязычных племен Иранского плато. Области прочих из этих племен, живших к западу, югу и востоку от мидян, получали поэтому названия от иранского корня «парс» (досл. «бок»), т. е. «Окраинная земля, Украйна» по-ирански. Известно три такие иранские «Украйны»: Парсуа в долине р. Дияла, Парса-Персия, лежавшая при Загросе, между Мидией и Эламом (именно ее население вошло в историю под именем «персов»), и Парфия в предгорьях Копет-дага.
Индия;
В XIV-XIII вв. до н.э. индоарии, двигаясь на восток (возможно, под нарастающим давлением ираноязычных племен с запада), широко расселились в Пенджабе, где они известны как носители археологической культуры серой расписной керамики. Индоарии застали здесь дравидское население, в том числе деградировавших потомков носителей индской цивилизации, и некоторое время сосуществовали с ними. В результате этого смешения индоарии ассимилировали массы аборигенов, усвоили многие элементы их культуры. Под влиянием поглощенного аборигенного компонента изменился и их антропологический облик. С другой стороны, целые неарийские родоплеменные группы, усваивая индоарийский язык и ритуал, причислялись к общности ариев. Свидетельством слияния пришельцев и аборигенов в единый этнос течение нескольких столетий, прошедших после появления ариев в Индии, является распространение единообразной культуры серой расписной керамики в первой трети I тыс. от Пенджаба до среднего течения Ганга. В XII в. арии освоили Индо-Гангское междуречье и верховья Ганга, где основали поселение Хастинапура, упомянутое в позднейшем индийском эпосе «Махабхарата». К концу ранневедийского периода арии населяли уже всю центральную часть Индо-Гангской равнины, названной ими «Срединной Землей» и Арьявартой («Землей Ариев»). Нижнее - среднее течение Ганга и смежные районы Декана были в это время заняты аборигенными племенами мунда, носителями культуры «медных кладов и желтой керамики».
Процессы социального расслоения завершились в VII-VI вв. переходом индоарийских обществ от племенного строя к государственности и созданием крупных территориальных царств - «махаджанапад» («великих царств»), включавших обширные территории и мелкие зависимые владения. Индийская традиция насчитывает для этого времени 16 арийских махаджанапад, располагающихся от Южного Афганистана (царство Камбоджа) и верхнего Инда (царство Гандхара) до р. Нармады на рубежах Декана (царство Аванти) и среднего - нижнего Ганга (царства Кошала и Магадха); «Срединная Земля» (где располагались царства Ватса, Куру и Панчала) потеряла свое прежнее значение.