В.А. Якунина ©
Аварский компонент в материальной культуре лангобардов
Аннотация. Статья посвящена изучению влияния аварского племени на лангобардов в период их пребывания на территории Паннонии (VI в.), а также рассматривает влияние местного, дунайского, населения и Византии. Затрагивается вопрос о лангобардо-аварском синтезе на территории современной Венгрии, в частности Трансданубии, а также вопрос о усвоении лангобардами техники конного боя и принятии стремени.
Этногенез народности – сложный и запутанный процесс, проходящий в веках и зависящий от множества факторов. Этногенез лангобардов – яркий пример тому, как живо впитывают в себя все новое и новое этносы, находящиеся в стадии формирования собственной народности. Однако, изучение этого процесса у лангобардов сопряжено с рядом трудностей, одна из которых – практически полное отсутствие письменных источников древнейшего периода зарождения лангобардской общности и крайне малая, и крайне однобокая освещенность их в источниках IV-VI вв. Таким образом, основная часть информации получается из анализа элементов материальной культуры при сопоставлении их с письменным базисом.
Данная же работа посвящена рассмотрению такого аспекта в этой обширной теме, как влияние аварского племени на лангобардов в период их пребывания на территории Паннонии, т.е. в VI в., так как она оказалась зоной наиболее интенсивного этнического взаимодействия. В её пределах пересеклись переселенческие потоки германских, славянских, тюркских и других народов, которые двигались как с Востока на Запад, так и из бассейна Эльбы, Одера и Вислы. Следует учитывать также влияние местного, дунайского, населения и Византии. Являясь плодородной и богатой провинцией с высокой агрокультурой и ремесленной техникой, развитыми формами скотоводства, большой плотностью сельского и городского населения, с крупными городами экономического и стратегического значения, Паннония имела значение и как территория, удобная для проживания, поэтому неудивительно, что многие племена стремились проникнуть на ее земли.
Древнейшие в Паннонии погребальные клады, которые исследователи определяют как лангобардские, являются чисто германскими и очень напоминают захоронения прочих германских народов языческого периода, включая остготов [16, с. 28]. Они, хотя и не дают нам основания говорить о самобытной культуре лангобардов, но свидетельствуют о народе, который вел полукочевой образ жизни, был окружен племенами, чье культурное развитие существенно отличалось от его собственного, а потому не могло быть им воспринято [16, с. 64]. Однако германские захоронения на территории Паннонии более позднего времени значительно отличаются от более ранних [7, с. 168-169], что свидетельствует об интенсивном внешнем воздействии.
Сосуды, найденные в лангобардских захоронениях на территории Паннонии могут быть разделены на две группы. К первой И. Бона относит типы привезенные лангобардами с территорий р. Эльбы, Моравии, Австрии или Тюрингии. Оформлены вручную или на ручном кружале. Вторая группа сосудов состоит из типов заимствованных лангобардами непосредственно на территории Трансданубии, от имевших достаточно развитую гончарную индустрию гепидов и баварцев [3, с. 243].
В середине VI в. в Европе появляются племена аваров, происхождение и этническая принадлежность которых являются до сих пор дискуссионной проблемой [6, с. 238]. Опираясь на византийские сочинения, можно утверждать только то, что авары были кочевниками и выходцами с Востока, что подтверждают и археологические данные [12, с. 17]. Во всем остальном толкование сообщений источников представляет значительные трудности.
Анализ сведений об аварах убеждает в том, что говорить об образовании у них государства [6,с. 252] не приходится. Термин «Аварский каганат», которым столь часто оперируют в научной литературе, в средневековых источниках отсутствует. Чаще всего употребляется этноним авары. Аварское общество характеризуется, по археологическим данным, значительным имущественным расслоением. Письменные источники указывают на наличие знати, отличавшейся особым военным снаряжением, и простого народа [6, с. 246].
Византийский летописец VII века Феофилакт Симокатта писал, что авары – это псевдоним племен уар и хунни, которые приняли его для устрашения покоренного народа [17, с. 189]. Однако, эта версия не выдерживает критики. Позже было выяснено, что авары действительно являлись тем самым племенем авар.
В 558 году аварские посланцы явились в Европу и предложили Византии союз, в обстановке, сложившейся в то время это было выгодно обоим. Договор заключили. Император предложил аварам земли на территории современной Сербии, однако им эти земли не понравились, они попросили для себя Добруджу, лежащую вдоль Дунайских берегов, но и там они задержались не долго. Так как после союза с лангобардами и победой над гепидами они заняли свое «место под солнцем» в Паннонии [18, с. 100-101].
Обычаи устраивать большие могильники, хоронить лошадей отдельно от человека, свидетельствуют о том, что среди пришельцев были монголоиды, «частичные» же захоронения лошадей (только ноги и череп) – об иранских обычаях. Вывод о преобладании монголоидной примеси среди аварской знати и почти полное отсутствие ее в рядовых погребениях, сделанный Б. В. Фирштейном и Т. А. Тотом, указывает на сложность этногенеза аваров и на участие в нем как дунайских племен, так и тех, которые вошли в состав аварского каганата [15, с. 33].
Большая часть аварского общества состояла из воинов. В погребениях находится много оружия, так как по их представлению, воины и в загробном мире продолжали ту деятельность, которой занимались на земле. Известно множество богатых погребений ранне- и среднеаварского периодов, сконцентрированных в центральной части Венгрии [18, с. 102].
Для ранней группы аварских погребений (последние десятилетия VI – середина VII в.) характерны находки так называемого мартыновского типа [11, C. 233], в том числе ременные бляшки, кованые с пунктиро-штриховым орнаментом, с различными рельефными узорами, розетками и человеческими масками; серьги с подвесками в виде бубенчиков, звездочек и гладких пирамидальных столбиков, кольцеобразные серьги со стеклянными бусами, браслеты с колбообразно-утолщенными концами. В это время были распространены: длинные однолезвийные мечи, луки, скрепленные узкими роговыми пластинками, трехлопастные, легкие стрелы, округлые стремена (для сапог с мягкой подошвой). Керамические материалы образуют прежде всего бутылевидные сосуды, привнесенные кочевниками, и местная грубая посуда серого цвета. Нередко погребения людей сопровождались конскими захоронениями. Важным является тот факт, что в лангобардских могильниках на территории Паннонии обнаруживается большой процент захоронений воинов с головами лошадей, чего не наблюдается в могилах до V века [1, с. 89]. Для раннего периода свойственно положение коня слева от всадника или символические конские захоронения (помещение в могилы частей коня без его туловища) [11, с. 233]. М. Немети и Л. Клима [2, с. 242-243] выделяют восемь главных типов конских захоронений:
1. Погребения с сожжением.
2. Погребения с конём (скелет человека и лошади в общей могиле).
3. Частичные конные погребения.
4. Конные могилы.
5. Захоронение человека с конской сбруей.
6. Скелет лошади или частичное погребение над скелетом человека.
7. Погребения с конем в катакомбах.
8. Человек с двумя или несколькими конями.
Погребения с сожжением и общие погребения человека и коня распределены в Карпатском бассейне равномерно. Частичное конское погребение характерно для восточных территорий страны.
Подавляющее большинство самостоятельных конских погребений находится в Задунавье (Западная Венгрия).
Авары осели в Паннонии на исходе седьмого десятилетия VI в., вступив в союз с лангобардами. Цель их – изгнать гепидов, а затем и самих лангобардов, которые двигались в направлении Италии [9, с. 272]. Относительно долго, около пятидесяти лет, продержался союз аваров с лангобардами, направленный против гепидов и Византии (Paulus Diacons, IV; 4). Можем ли мы говорить о взаимодействие этих народов?
***
На данный момент спорным является вопрос о лангобардо-аварском синтезе на территории современной Венгрии, в частности Трансданубии. Часть ученых, во главе с И. Бона заняли позицию полного отрицания взаимодействия этих племен, доказывая это отсутствием изменений в керамике лангобардов и авар, а так же антропологическим фактором. Так, например могильник в с. Варпалота (Трансданубия, Венгрия) содержит в себе 36 лангобардских и 7 раннеаварских могил [3, с. 233].
Антропологический материал могильников Варполоты был обработан профессором М. Миланом [3, C. 233]. Пригодными для анализа оказались лишь треть черепов. Он пришел к выводу, что лангобарды принадлежат к антропологическому типу «Reichengraber», содержащем в себе различные признаки нордической расы, а так же что авары и лангобарды не смешивали кровь [3, с. 234]. В свою очередь археологи подтверждают, что погребения аваров в лангобардских могилах начались там только после отхода вторых с территории Паннонии.
Однако, не все ученые согласны с этой позицией. Так, по Э. Беннигеру Й. Поулик относит часть горшков к «Керамике кочевников», понимая под ними пришедшие с востока гуннов, алан и авар. А так же, прослеживая заимствования не только на уровне бытовой и ритуальной керамики, но и в других элементах материально культуры. Сравнивая орнаменты лангобардов и авар, несомненно, бросаются в глаза заимствования. «Звериный стиль», явно преобладающий в орнаментах лангобардов в кон. VI в. Он, скорее всего, был передан им аварами, которые, в свою очередь, переняли у скифов.
К тому же, лангобарды были умелыми наездниками, мастерски владели они двуручным копьем и длинными мечами [9, с. 272-273]. Умение удерживать равновесие в седле было для них жизненно важным, что, однако, не было характерно для германцев – воин Северной Европы обычно не воевал верхом. Лошадь была не боевым, а транспортным и церемониальным животным.
Изображение всадника в лангобардских захоронениях появляется только с момента их пребывания на территории Паннонии, из чего следует, что «сели на лошадь» они именно там. Так у кого же переняли лангобарды верховую езду?
Существуют два основных подхода: одни историки полагают, что лангобарды переняли его от авар, другие же утверждают, что навыки конного боя они переняли от византийцев. По мнению Ф. Контамина, византийцы познакомились со стременем в конце VI в., а авары - в начале VII в. [10, с. 200], а от тех оно перешло к лангобардам. Ф. Кардини, напротив, связывает распространение и применение стремени у лангобардов с византийской, а не аварской традицией [9, с. 273]. В целом же вопрос о том, от кого приняли стремя лангобарды и когда именно они стали превосходными наездниками, не нашел в литературе широкого освещения, хотя отдельные аспект этой проблемы затронуты в статьях С. А. Комиссарова, И. Л. Измайлова, И. Л. Кызласова и А. К. Амброза.
Самые ранние из найденных аварских стремян датируются первой половиной VII в. [5, с. 78-80]. Этот факт, как и отсутствие между аварами и лангобардами сколь-нибудь заметных контактов после третьей четверти VI в., [9, с. 273] дает основание некоторым исследователям говорить о заимствовании лангобардами стремени у Византии
Однако А. К. Амброз пришел к выводу, что византийцы переняли стремя от авар на рубеже VI-VII вв. [5, с. 81], как и кавалерийские копья с ременной петлей посередине для увеличения дальности полета, специальные прикрытия для защиты шеи у лучников, общий покрой одежды для всадников, конструкция лагерных палаток, элементы конского снаряжения, многолинейное построение боевого порядка [13, с. 65-72.]. Так могли ли византийцы, сами переняв стремя, часть вооружения и боевого порядка у авар, являться распространителям стремени? В пользу «аварской» версии говорит и тот факт, что ранние из найденных аварских стремян отнесены к VII в., но оружие, использование которого невозможно без стремени, датируется концом VI в. [8, с. 70]
Таким образом, в свете современных исследований мы можем прийти к выводу, что решающим фактором, определившим усвоение лангобардами техники конного боя, было все-таки аварское влияние.
Данная тема еще не изучена до конца, но в свете представленных данных представляется верным вывод, что гипотеза «Restgermanentum», утверждающая что часть лангобардов не пошли вместе с Альбоином в Италию, а осели на территории Паннонии и продолжили тесные контакты с аварами не является состоятельной, однако отрицать их взаимодействия в период проживания на смежных территориях нельзя.
Список источников и литературы
1. Aberg N. Goten und langobarden in Italien. – Uppsala: Almqvist & Wiksells Boktryckeri, 1993.
2. A Nyíregyházi Jósa András Múzeum évkönyve 30-32. - 1987-1989 (Nyíregyháza, 1992),с. 242-243.
3. Bona I. Die Langobarden in Ungarn. Die Graberfelder von Varpalota und Bezenye // Acta archaeo-logica academiae scientiarum Hungaricae. T.VII. – Budapest: Akademia Kiado, 1956.
4. Werner J. Die Langobarden in Pannonien. Beiträge zur Kenntnis der langobardischen Bodenfunde vor 568. – München: Bayerische Akademie der Wissenschaften, 1962.
5. Амброз А.К. Стремена и сёдла раннего средневековья как хронологический показатель (IV-VIII вв.). // СА. 1973. № 4.
6. Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. – СПб.: Алетейя, 2011.
7. Гимбатус М. Славяне. – М.: Центрполиграф, 2007. – 216 с.
8. Измайлов И.Л. Появление и ранняя история стремян в Среднем Поволжье. // Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибирск: 1990.
9. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987.
10. Контамин Ф. Война в Средние века. – СПб.: Ювента, 2001.
11. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. – М.: Языки славянской культуры, 2005.
12. Симонова Е. Н. Результаты исследования позднеаварского могильника в Фейсерла // СА. 1978. № 2.
13. Стратегикон Маврикия / Изд. Подг. В. В. Кучма. – СПб.: Алетейя, 2004. С.65-72.
14. Павел Диакон. История лангобардов // Памятники средневековой латинской литературы IV – IX веков. – М.: Наука, 1970.
15. Тот Т. А. Фирштейн Б. В. Антропологические данные к вопросу о Великом переселении народов. Авары и Сарматы. – Л.: Наука, 1970.
16. Уоллес-Хедрилл Дж.-М. Варварский Запад. Раннее Средневековье 400-1000 / Пер. с англ. Санина А. П. – СПб.: Евразия, 2002.
17. Феофилакт Симокатта. История. – М.: Арктос – Вика-пресс, 1996.
18. Эрдели И. Авары // Исчезнувшие народы. – М.: Наука, 1988.